Продуктивные и непродуктивные паттерны метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности

100

Аннотация

Одной из крайне актуальных научно-практических задач является повышение эффективности интеллектуальной деятельности людей, профессионально занимающихся умственной работой. Мы исследовали привычные для наших испытуемых паттерны метакогнитивного поведения, которые регулярно использовались ими при осуществлении различных видов интеллектуальной работы. Автору удалось определить, обладают ли обнаруженные им в предыдущем исследовании [Макарова, 2018] паттерны метакогнитивной регуляции самостоятельным онтологическим статусом и могут ли они быть разделены на продуктивные и непродуктивные. На первом этапе испытуемым (студенты, N = 32, 17–25 лет, 12 мужчин) предлагалось выбрать, насколько часто в их опыте проявляется поведение, соответствующее каждому из 40 высказываний авторского опросника «Особенности интеллектуальной деятельности». На втором этапе другая группа испытуемых (студенты и выпускники вузов, регулярно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, N = 30, средний возраст: 33 года, 14 мужчин) оценивала каждое из приведенных в опроснике высказываний с точки зрения того, повышает или снижает продуктивность умственной работы такой способ поведения. Результаты: (1) для 39 из 40 паттернов не менее половины ответов приходилось на варианты «редко», «иногда», «часто» и «всегда», а также для 37 из 40 паттернов самым часто встречающимся ответом был один из следующих вариантов: «редко», «иногда», «часто» и «всегда»; (2) рассогласование между нашей теоретической оценкой продуктивности паттернов и эмпирической оценкой испытуемых было выявлено только по 3 из 40 паттернов. Выводы: (1) все 40 паттернов метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности, описанные в высказываниях опросника, обладают самостоятельным онтологическим статусом; (2) 37 из 40 паттернов могут быть отнесены к группе продуктивных или непродуктивных.

Общая информация

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность, метакогнитивная регуляция, интеллектуальная продуктивность

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.205

Для цитаты: Макарова Д.Н. Продуктивные и непродуктивные паттерны метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Том 10. № 2. С. 184–198. DOI: 10.21638/spbu16.2020.205

Литература

  1. Щербакова О. В., Осорина М. В. Юмористический компонент как фактор повышения сложности интеллектуальных задач (на примере теста Д. Векслера) // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. 2009. Сер. 12. Вып. 1. С. 108–115.
  2. Осорина М. В., Щербакова О. В., Аванесян М. О. Проблемы метакогнитивной регуляции: нормативные требования и непродуктивные паттерны интеллектуальной деятельности // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. 2011. Сер. 12. Вып. 2. С. 32–43.
  3. Осорина М. В. Когнитивные привычки и их роль в ментальной жизни человека // Шестая междунар. конф. по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 23–27 июня 2014 г. Калининград, 2014. С. 680–681.
  4. Макарова Д. Н. Проявление интеллектуальных компетенций при решении когнитивных задач различных типов: дис. … маг. по психологии. СПб, 2014.
  5. Shcherbakova O. V. How do our mental and personal experience mediate intellectual efficiency? Intellectual competencies as patterns of individual cognitive performance // Vestnik of Saint-Petersburg State University. Psychology and Education. 2017. Vol. 7, iss. 1. P. 43–54.
  6. Щербакова О. В. Метакогнитивная регуляция интеллектуальной деятельности // Нелиней- ная динамика в когнитивных исследованиях: Тезисы докладов. Нижний Новгород: Институт прикладной физики РАН (ИПФ РАН), 2011. С. 235–237.
  7. Осорина М. В. Исследование уровней понимания на примере работы с рисованными историями // Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации. М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 2010. С. 247–257.
  8. Veenman M. V. J., Spaans M. A. Relation between intellectual and metacognitive skills: Age and task differences // Learning and Individual Differences. 2005. Vol. 15. P. 159–176.
  9. van der Stel M., Veenman M. V. J. Relation between intellectual ability and metacognitive skill- fulness as predictors of learning performance of young students performing tasks in different domain // Learning and Individual Differences. 2008. Vol. 18. P. 128–134.
  10. van der Stel, M., Veenman, M. V. J. Metacognitive skills and intellectual ability of young adolescents: a longitudinal study from a developmental perspective // European Journal of Psychology of Education. 2014. Vol. 29, iss. 1. P. 117–137.
  11. Veenman M. V. J., van Cleef D. Measuring metacognitive skills for mathematics: students’ self-reports versus on-line assessment methods // ZDM Mathematics Education. 2019. Vol. 51, iss. 7. P. 691.
  12. Ohtani K., Hisasaka T. Beyond intelligence: a meta-analytic review of the relationship among metacognition, intelligence, and academic performance // Metacognition Learning. 2018. Vol. 13 (2). P. 179–212.
  13. Stephanou G., Mpiontini M. Metacognitive Knowledge and Metacognitive Regulation in Self-Regulatory Learning Style, and in Its Effects on Performance Expectation and Subsequent Performance across Diverse School Subjects // Psychology. 2017. Vol. 8. P. 1941–1975.
  14. Dent A. L., Koenka A. C. The Relation Between Self-Regulated Learning and Academic Achievement Across Childhood and Adolescence: A Meta-Analysis // Educational Psychology Review. 2016. Vol. 28. P. 425–474.
  15. Cho M., Shen D. Self-regulation in online learning // Distance Education. 2013. Vol. 34 (3). P. 290–301.
  16. Lee H. W., Lim K. Y., Grabowski B. L. Improving self-regulation, learning strategy use, and achievement with metacognitive feedback // Educational Technology Research and Development. 2010. Vol. 58. P. 629–648.
  17. Моросанова В. И., Фомина Т. Г., Цыганов И. Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению как ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 64–75.
  18. Кофейникова Ю. Л., Николаева Е. С., Хукуматшоева Ш. Диагностика метакогниций студентов психолого-педагогического профиля в процессе профессионального обучения // Педагогика и психология образования. 2019. № 2. С. 153–160.
  19. Самойличенко А. К., Рожкова Ю. А., Токмакова А. А. Влияние метакогнитивных процессов на успеваемость студентов (на примере студентов экономического профиля // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 5 (4). С. 393–395.
  20. Kim D., Lim Ch. Promoting socially shared metacognitive regulation in collaborative project- based learning: a framework for the design of structured guidance // Teaching in Higher Education. 2018. Vol. 23 (2). P. 194–211.
  21. Hong W. H., Vadivelu J., Daniel E. G. S., Sim J. H. Thinking about thinking: changes in first-year medical students’ metacognition and its relation to performance // Medical Education Online. 2015. Vol. 20. P. 1.
  22. Макарова Д. Н. Индивидуальные паттерны метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности студентов // Петербургский психологический журнал. 2018. № 22. С. 88–112.
  23. Жукова А. Ю. Социально-психологические детерминанты интеллектуальных привычек студентов: дисс… маг. психологии. СПб, 2013.
  24. Справочник технического переводчика. Интент. 2009–2013.
  25. Веккер Л. М. Психические процессы. В 3 томах. Том 3. Субъект, переживание, действие, сознание. Ленинград: изд-во ЛГУ, 1981.
  26. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб: Питер, 2002.
  27. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000.

Информация об авторах

Макарова Дарья Николаевна, Россия, e-mail: d.makarova23@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 254
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 100
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4