Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №2 / 2020 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Концепт «Жизнь» в персональных тезаурусах взрослых людей 10

|

Сапогова Е.Е.
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии образования, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
e-mail: esapogova@yandex.ru

Аннотация

В рамках разрабатываемого автором экзистенциально-нарративного подхода представлен теоретико-эмпирический анализ одного из уровней персонального тезауруса личности — макротезауруса «Жизнь». В статье приведены результаты изучения персонального тезауруса респондентов трех возрастных групп: молодых взрослых (30– 40 лет), зрелых (45–60 лет) и пожилых (старше 65 лет). В основе исследования лежит авторское положение об иерархическом строении персонального тезауруса, включающего: (1) метауровень, образованный субъективной онтологией; (2) макроуровень, состоящий из двух смежных макротезаурусов «Я» и «Жизнь»; (3) миниуровень, состоящий из концептов-экзистенциалов и (4) микроуровень, образованный текущими концептами-квантами, фиксирующими самобытный экзистенциальный опыт человека. В исследовании использована авторская полупроективная методика «Смысловой тезаурус личности», включающая 20 заданий на выбор вербальных, образных, символических ассоциаций с концептом «Жизнь», на его паремическое и метафорическое осмысление, на соотнесение собственной модели/стратегии жизни с архетипическими, литературными и другими моделями, на осевое и центральное/периферическое размещение содержания концепта «Жизнь» в семантических полях экзистенциальных дихотомий, на конструирование экзистенциальных словарей и т. д. Доказано наличие значимых различий в персональных тезаурусах этого уровня «Жизнь» в разных возрастных группах. В выборке 30–40-летних респондентов макротезаурус «Жизнь» предстает как совокупность следующих центральных единиц: любовь, развитие, движение, сложность. Стратегия жизни формулируется как «лови момент»; значимой единицей является качество жизни. В выборке 45–60-летних респондентов макротезаурус «Жизнь» обобщенно представлен единицами: вера, дом, надежда, семья/дети, движение/активность/деятельность, развитие/саморазвитие, творчество, разнообразие, интерес, дар, осознанность, сложность. В выборке респондентов старше 65 лет макротезаурус «Жизнь» включает единицы: семья, радость, счастье, любовь, интерес, разнообразие, удивление, долг, ответственность, успехи, деятельность, вера, надежда, свобода, труд/работа, нужность/полезность, достижения, смирение, благодарность, спокойствие, покаяние, смысл, ясность, желание, дети, память, честь, уважение.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 18-013-00058.

Литература
  1. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1994. С. 161–162.
  2. Дьяков С.И. Психическая самоорганизация человека как субъекта жизни. Семантический принцип // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2018. Т. 23. С. 15‒27.
  3. Ahmed M., Hoang H.H., Karim M. S., Khusro S., Lanzenberger M., Latif K., Michlmayr E., Mustofa K., Nguyen H.T, Rauber A., Schatten A., Tho M.N., Tjoa A.M. ‘SemanticLife’ — A Framework For Managing Information Of a Human Lifetime // Proceedings of 6th International Conference on Information Integration and Web-Based Applications and Services (iiWAS). 2004. 183 [Электронный ресурс] URL: https://docplayer.net/8620250-Semanticlife-a-framework-for-managing-information-of-a-human-lifetime.html (дата обращения: 30.01.2020).
  4. Fitzgibbon A., Reiter E. “Memories for life”. Managing in formation over a human lifetime [Электронный ресурс]. URL: http://www.darpa.mil/ipto/Solicitations/PIP03–30.html8 (дата обращения: 05.01.2020).
  5. Сапогова Е.Е. Лабиринты автобиографии: экзистенциально-нарративный анализ личных историй. СПб.: Алетейя, 2017.
  6. Сапогова Е.Е. Структура личностного тезауруса: экзистенциально-психологический подход // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 40–59.
  7. Сапогова Е.Е. Субъективная онтология и жизненный мир личности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 35–45.
  8. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997.
  9. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом (Беседы с А.Эпельбуэн) // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 70–78, № 5. С. 100–115.
  10. Ермолаева М.В. Культурно-исторический подход к феномену жизненного опыта в старости // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6. № 1. С. 112–118.
  11. Бочарникова И.В. Ценностно-смысловое варьирование лингвокультурного концепта «жизнь»: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. Волгоград: Изд-во Волгоградск. гос. соц.-пед. ун-та, 2013.
  12. Ипанова О.А. Концепт ЖИЗНЬ в русской языковой картине мира: лингвокультурологический и лексикографический аспекты: автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.
  13. Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: сб. научн. тр. Волгоград: Перемена, 2001. С. 3‒16.
  14. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004.
  15. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013.
  16. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.
  17. Василевская Е.Ю., Молчанова О.Н. Особенности проживания периода юности: возраст и социально-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9. № 1. C. 52‒60.
  18. Сиврикова Н. В. Проблемы изучения поколений в психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. C. 100–107.
  19. Егорова М.С., Ситникова М.А. Темная триада // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 38. С. 12. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru/num/2014v7n38/1071-egorova38 (дата обращения: 04.01.2020).
  20. Шейнов В.П. Ассертивность индивида и его здоровье // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. № 4. C. 256‒270.
  21. Жирина М.В. Социальный инфантилизм: стратегия жизни в информационном обществе // Материалы Всероссийской научной конференции XI Ковалевские чтения (9–11 ноября 2017 г.). СПб.: Скифия-принт, 2017. С. 746‒748.
  22. Ардельянова Я.А., Саидов Б.Ш. Факторы и условия инфантилизации современной молодежи // Теория и практика общественного развития (электронный журнал). 2018. № 4. С. 1–5.
  23. Манукян В.Р., Трошихина Е. Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 2 (26). С. 77‒85.
  24. Портнова А.Г. Личностная зрелость: подходы к определению // Сибирский психологический журнал. 2008. № 27. С. 37‒41.
  25. Сабельникова Е.В., Хмелева Н.Л. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 89‒105.
  26. Arnett J.J. Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties. New York: Oxford University Press, 2004.
  27. Skager R. Extending childhood into the teen years: «Infantilization» and its consequences // Reclaiming Children and Youth. 2009. Vol. 18, no. 2. P.18–20.
  28. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 6‒37.
  29. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. М.: Sуnergy Book, 2020.
  30. Raleigh D. Soviet Baby Boomers: An Oral History of Russia’s Cold War Generation. Oxford, New York, Oxford University Press, 2012.
  31. Yurchak A. Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet Generation. Princeton: Princeton University Press, 2006.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика