Сапогова Е.Е. доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии образования, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия e-mail: esapogova@yandex.ru
В рамках разрабатываемого автором экзистенциально-нарративного подхода представлен теоретико-эмпирический анализ одного из уровней персонального тезауруса личности — макротезауруса «Жизнь». В статье приведены результаты изучения персонального тезауруса респондентов трех возрастных групп: молодых взрослых (30– 40 лет), зрелых (45–60 лет) и пожилых (старше 65 лет). В основе исследования лежит авторское положение об иерархическом строении персонального тезауруса, включающего: (1) метауровень, образованный субъективной онтологией; (2) макроуровень, состоящий из двух смежных макротезаурусов «Я» и «Жизнь»; (3) миниуровень, состоящий из концептов-экзистенциалов и (4) микроуровень, образованный текущими концептами-квантами, фиксирующими самобытный экзистенциальный опыт человека. В исследовании использована авторская полупроективная методика «Смысловой тезаурус личности», включающая 20 заданий на выбор вербальных, образных, символических ассоциаций с концептом «Жизнь», на его паремическое и метафорическое осмысление, на соотнесение собственной модели/стратегии жизни с архетипическими, литературными и другими моделями, на осевое и центральное/периферическое размещение содержания концепта «Жизнь» в семантических полях экзистенциальных дихотомий, на конструирование экзистенциальных словарей и т. д. Доказано наличие значимых различий в персональных тезаурусах этого уровня «Жизнь» в разных возрастных группах. В выборке 30–40-летних респондентов макротезаурус «Жизнь» предстает как совокупность следующих центральных единиц: любовь, развитие, движение, сложность. Стратегия жизни формулируется как «лови момент»; значимой единицей является качество жизни. В выборке 45–60-летних респондентов макротезаурус «Жизнь» обобщенно представлен единицами: вера, дом, надежда, семья/дети, движение/активность/деятельность, развитие/саморазвитие, творчество, разнообразие, интерес, дар, осознанность, сложность. В выборке респондентов старше 65 лет макротезаурус «Жизнь» включает единицы: семья, радость, счастье, любовь, интерес, разнообразие, удивление, долг, ответственность, успехи, деятельность, вера, надежда, свобода, труд/работа, нужность/полезность, достижения, смирение, благодарность, спокойствие, покаяние, смысл, ясность, желание, дети, память, честь, уважение.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 18-013-00058.
Ссылка для цитирования
Литература
Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 2.
М.: Советская энциклопедия, 1994. С. 161–162.
Дьяков С.И. Психическая самоорганизация человека как субъекта жизни.
Семантический принцип // Известия Иркутского государственного университета.
Серия «Психология». 2018. Т. 23. С. 15‒27.
Ahmed M., Hoang H.H., Karim M. S., Khusro S., Lanzenberger M., Latif K.,
Michlmayr E., Mustofa K., Nguyen H.T, Rauber A., Schatten A., Tho M.N., Tjoa
A.M. ‘SemanticLife’ — A Framework For Managing Information Of a Human Lifetime
// Proceedings of 6th International Conference on Information Integration and
Web-Based Applications and Services (iiWAS). 2004. 183 [Электронный ресурс]
URL:
https://docplayer.net/8620250-Semanticlife-a-framework-for-managing-information-of-a-human-lifetime.html
(дата обращения: 30.01.2020).
Fitzgibbon A., Reiter E. “Memories for life”. Managing in formation over a
human lifetime [Электронный ресурс]. URL:
http://www.darpa.mil/ipto/Solicitations/PIP03–30.html8 (дата обращения:
05.01.2020).
Ипанова О.А. Концепт ЖИЗНЬ в русской языковой картине мира:
лингвокультурологический и лексикографический аспекты: автореф. дис. … канд.
филол. наук : 10.02.01. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.
Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность:
проблемы коммуникативной деятельности: сб. научн. тр. Волгоград: Перемена,
2001. С. 3‒16.
Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис»,
2004.
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013.
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.
Василевская Е.Ю., Молчанова О.Н. Особенности проживания периода юности:
возраст и социально-исторический контекст // Культурно-историческая психология.
2013. Т. 9. № 1. C. 52‒60.
Сиврикова Н. В. Проблемы изучения поколений в психологии //
Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. C. 100–107.
Шейнов В.П. Ассертивность индивида и его здоровье // Российский
гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. № 4. C. 256‒270.
Жирина М.В. Социальный инфантилизм: стратегия жизни в информационном
обществе // Материалы Всероссийской научной конференции XI Ковалевские чтения
(9–11 ноября 2017 г.). СПб.: Скифия-принт, 2017. С. 746‒748.
Ардельянова Я.А., Саидов Б.Ш. Факторы и условия инфантилизации современной
молодежи // Теория и практика общественного развития (электронный журнал).
2018. № 4. С. 1–5.
Манукян В.Р., Трошихина Е. Г. Современные психологические концепции
благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник
Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 2 (26). С.
77‒85.
Портнова А.Г. Личностная зрелость: подходы к определению // Сибирский
психологический журнал. 2008. № 27. С. 37‒41.
Сабельникова Е.В., Хмелева Н.Л. Инфантилизм: теоретический конструкт и
операционализация // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 89‒105.
Arnett J.J. Emerging adulthood: The winding road from the late teens
through the twenties. New York: Oxford University Press, 2004.
Skager R. Extending childhood into the teen years: «Infantilization» and
its consequences // Reclaiming Children and Youth. 2009. Vol. 18, no. 2.
P.18–20.
Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика,
1984. Т. 4. С. 6‒37.
Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. М.: Sуnergy
Book, 2020.
Raleigh D. Soviet Baby Boomers: An Oral History of Russia’s Cold War
Generation. Oxford, New York, Oxford University Press, 2012.
Yurchak A. Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet
Generation. Princeton: Princeton University Press, 2006.