Отношение молодых людей к гендерным установкам, транслируемым лидерами мнений в русскоязычном сегменте социальной сети YouTube

413

Аннотация

Несмотря на наличие большого количества исследований, посвященных сравнительному изучению особенностей разных поколений, чаще всего эти исследования носят социологический или демографический характер, в то время как психологических исследований данной тематики недостаточно. Для современных молодых людей, именуемых, согласно теории Хоува и Штрауса, «поколением Z» или «цифровым поколением», характерно снижение значимости опыта родителей и самостоятельность в поиске и отборе информации в кругу сверстников в социальных сетях. Среди участников, организующих коммуникации в социальных сетях, есть отдельные пользователи, мнение и знания которых становятся источником информации для других. Этих пользователей называют инфлюенсерами или лидерами мнений. Предполагается, что под влиянием лидеров мнений могут формироваться мировоззрение и система ценностей молодых людей. Данная статья посвящена исследованию гендерных установок, транслируемых лидерами мнений в молодежной среде, и отношению молодых людей к ним. Исследуется согласованность гендерных (как одних из наиболее важных для этого возраста) установок молодых людей с гендерными установками лидеров мнений в социальных сетях. Выборка: 191 человек в возрасте 16–18 лет. Исследование проводилось с использованием метода контент-анализа, авторской анкеты и опросника, а также опросников «Я женщина (мужчина)» Л.Н. Ожиговой (2003), опросника «Установки к сексу» Г. Айзенка (1989), опросника ценностей Шварца — адаптировано Карандашевым (2004). Результаты: наиболее популярными среди молодежи являются каналы, связанные с развлекательным контентом. Авторы этих каналов транслируют гендерные установки, в которых чаще отражаются гендерные стереотипы, касающиеся поведения мужчин и женщин, их интеллектуальной и эмоциональной сферы. Выявлено, что гендерные установки авторов и их аудитории схожи между собой: авторы транслируют, а аудитория демонстрирует в своих суждениях противоречивые установки. Молодые люди склонны соглашаться с мнением о биологических основаниях в различиях между когнитивными способностями мужчин и женщин. Кроме того, показано, что молодые люди, которым свойственно конформное поведение и подверженность внешнему влиянию, чаще соглашаются с мнениями, транслируемыми авторами каналов. Данное исследование не позволяет сделать вывод, были ли гендерные установки молодых людей сформированы популярными блогерами, или были изначально таковыми, и это является перспективным полем исследований.

Общая информация

Ключевые слова: лидеры мнений, поколение Z, молодые люди, гендерные установки, социальные сети, социальные сети в интернете, YouTube

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.203

Для цитаты: Зиновьева Е.В., Кузнецова Е.А. Отношение молодых людей к гендерным установкам, транслируемым лидерами мнений в русскоязычном сегменте социальной сети YouTube // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Том 10. № 2. С. 142–157. DOI: 10.21638/spbu16.2020.203

Литература

  1. Tapscott D. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. New York: McGraw-Hill, 1998.
  2. Brown N. Meet Generation Z: Forget Everything You Learned About Millenials.//Social Media Week. 2014. July 30. URL: https://socialmediaweek.org/blog/2014/07/meet-generation-z-forget-every- thing-learned-millenials/ (дата обращения: 15.02.2020).
  3. Shatto B., Erwin K. Moving on From Millennials: Preparing for Generation Z. // Journal of Continu- ing Education in Nursing. 2016. No. 47. P. 253–254. URL: https://doi.org/10.3928/ 00220124–20160518-05
  4. Lazarsfeld P., Katz E. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communications. New York: FreePress, 1955.
  5. Barker Sh. How Social Media Is Influencing Purchase Decisions.// Social Media Week. 2017. May 26.        URL: https://socialmediaweek.org/blog/2017/05/social-media-influencing-purchase-decisions/ (дата обращения: 22.02.2020).
  6. Lin H.-Ch., Bruning P. F., Swarna H. Using Online Opinion Leaders to Promote the Hedonic and Utilitarian Value of Products and Services // Business Horizons. 2018. No. 3 (61). P. 431–442.
  7. Farivar S., Wang F., Yuan Y. Meformer vs. informer: Influencer type and follower behavioral intentions //The 25th American Conference on Information Systems. Cancun, 2019. URL: https://aisel.aisnet.org/ cgi/viewcontent.cgi?article = 1364&context = amcis2019 (дата обращения: 15.02.2020).
  8. Kostromina S. N., Grishina N. V., Moskvicheva N. L., Zinovyeva E. V. Commitment to Generation Subculture as a Factor of Building a Life Scenario // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. P. 267–275. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.35
  9. Strauss W., Howe N. Generations: The History of Americas Future, 1584 to 2069. New York: Quill William Morrow, 1991.
  10. Гаврилова А. В. Социально-психологические особенности ментальности «нового поколения» // Вестник Удмуртского университета. Педагогика. 2016. Т. 26. Вып. 2. С. 58–63.
  11. Гришина Н. В., Москвичева Н. Л., Кузнецова Е. А. Жизненный сценарий как научный конструкт: эволюция взглядов и методов изучения // Психология личности: Пребывание в изменении. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019. С. 331–382.
  12. Григорова Т. П. Представления студентов о семье как проявление жизненного сценариями совладания с его трудностями // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 4. С. 133–139.
  13. Изотова Е. И., Голубева Н. А., Гребенникова О. В. Феномен межпоколенной трансмиссии в социокультурном и информационном пространствах современности // Мир психологии. 2017. № 1 (89). С. 51–63.
  14. Маленова А. Ю., Дружинина Ю. А. Особенности мотивации брачно-семейных отношений у представителей разных поколений // Вестник Омского университета. Психология. 2010. № 2. С. 39–51.
  15. Gibson G. W., Greenwood R. A., Murphy E. F. Generational Differences In The Workplace: Personal Values, Behaviors, аnd Popular Beliefs // Journal of Diversity Management. 2009. № 4 (3). P. 1–8. https://doi. org/10.19030/jdm.v4i3.4959
  16. Солдатова Г., Чекалина А. Интернет глазами детей и подростков мегаполиса // Дети в информационном обществе. Моя безопасная Сеть: 2009. Вып. 1. URL: http://detionline.com/assets/files/ journal/1/ (дата обращения: 27.02.2020).
  17. Солдатова Г., Кропалева Е. Территория свободы. Особенности российских школьников как пользователей Интернета. // Дети в информационном обществе. 2009. Вып. 2. URL: http://detionline. com/assets/files/journal/2/ (дата обращения: 27.02.2020).
  18. Марцинковская Т. Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. М.: Московский психолого-социальный университет, 2010. № 3. С. 90–102.
  19. Westenberg W. The influence of Youtubers on teenagers. Unpublished master’s thesis. 2016. University of Twente, Enschede. URL: https://essay.utwente.nl/71094/1/Westenberg_MA_BMS. pdf (дата обращения: 15.02.2020).
  20. Асмолов А. Г., Асмолов Г. А. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 1–26.
  21. Аянян А. Н., Голубева А. Н., Марцинковская Т. Д., Полева Н. С. Специфика становления идентичности детей и подростков в ситуации транзитивности // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 50. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n50/1356-ayanyan50.html (дата обращения: 15.02.2019).
  22. Касперович-Рынкевич О. Н. Особенности медиапотребления поколения Z // Журнал Белорусского гос. ун-та. Журналистика. Педагогика. 2019. С. 29–35.
  23. Кучерихин В. В. Поколение Z — поколение «прямого эфира» и «Историй» // Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения — 2017». Череповец: Изд-во Череповецкого гос. ун-та, 2018. С. 70–72.
  24. Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). С. 6. URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/2604б DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6 (дата обращения: 15.02.2019).
  25. Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб.: Изд-во Рос.гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 1998.
  26. Manago A., Graham M., Greenfield P., Salimkhan G. Self-presentation and Gender on MySpace // Journal of Applied Developmental Psychology. 2008. Vol. 29. P. 446–458.
  27. Саралиева З. Х., Щекотуров А. В. «Я не хочу быть такой девочкой, чтобы посуду всегда мыть»: институциональный анализ гендерной чувствительности подростков поколения «Z» // Женщина в российском обществе. 2015. №3/4 (76–77). C. 45–58
  28. Aran-Ramspott S., Fedele M., Tarragó A. Funciones socials de los Youtubers y su influenciaen la preadolescencia. // Comunicar. 2018. № 57. P. 71–80. https://doi.org/10.3916/C57–2018-07
  29. Ожигова Л. Н. Психология гендерной идентичности личности. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006.
  30. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь — справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 13.
  31. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.
  32. Яценко А. С. Гендерные стереотипы в немецком языковом бытовом анекдоте о женщине // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 7. С. 220–223.
  33. Шилова Т. А. Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет. // Женщина в российском обществе. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2004. № 1–2. С. 34–42.
  34. Смирнова Н. Л. Типы социальных представлений об интеллектуальной личности // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 3: Социальные представления и мышление личности: материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН, 28–29 янв. 2002 г. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2002. С. 129–139.
  35. Мироненко И. А., Дессау В. А. Эмпирическое исследование гендерных стереотипов обыденных представлений об интеллекте методом контент-анализа свободных ответов респондентов // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2010. №2. С. 81–96.

Информация об авторах

Зиновьева Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии личности, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1052-103X, e-mail: e.zinovieva@spbu.ru

Кузнецова Едена Андреевна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9359-9013, e-mail: kuznetsova@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 308
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 413
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2