Аникина В.О. кандидат психологических наук, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0028-6806 e-mail: v.anikina@spbu.ru
Блох М.Е. кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8609-6936 e-mail: blohme@list.ru
Врачи, работающие в системе неонатологического и педиатрического приема, являются первыми специалистами, с которыми встречается ребенок и его родитель/законный представитель и с которыми происходит обсуждение физического, а иногда и психического здоровья и развития ребенка. Рассматривается специфика отношений «врач — пациент» в системе неонатологической и педиатрической помощи, состоящая в их тройственности, так как формально пациентом является ребенок, поскольку именно ему оказывается медицинская услуга, но вся коммуникация врача происходит с родителем/законным представителем ребенка. Отдельное внимание уделяется такому аспекту отношений, как комплаенс. Отмечается опосредованный характер комплаенса, поскольку выполнение назначений врача в интересах ребенка осуществляет его законный представитель, при этом от качества комплаенса зависит успешность лечения и грамотный уход за ребенком. Среди значимых факторов комплаенса выделяется психологическая грамотность врача, его способность устанавливать доверительные отношения, умение преподносить информацию о развитии ребенка и назначениях с учетом индивидуальных характеристик и эмоционального состояния матери. Особое внимание уделяется способности неонатолога и педиатра во время медицинского приема замечать поведенческие проявления, свидетельствующие о риске развития эмоциональных трудностей и нарушений психического здоровья. Это может служить основанием для рекомендации консультации психолога/психотерапевта, что, в свою очередь, является залогом своевременного оказания психологической помощи и профилактики дальнейшего развития эмоциональных нарушений. В заключение мы формулируем основные направления психологической работы с медицинскими специалистами в системе неонатологической и педиатрической помощи и говорим о необходимости создания психологической службы.
Вольская Е.А. Пациентский комплаенс. Обзор тенденций в исследованиях //
Ремедиум. 2013. No 11. С. 6‒15.
Александровский Ю.А. Инновации в современной психиатрии // Психиатрия и
психофармакотерапия им. П. Б. Ганнушкина. 2008. No 01. С. 4–8.
Копцева О.В. Психические расстройства как одна из ведущих причин детской
инвалидности в российской федерации: дис. ... канд. мед. наук. М., 2009.
Гасиловская Т.А. Качество специализированной амбулаторно-поликлинической
помощи детям с проблемами в психическом здоровье // Вопросы современной
педиатрии. 2012. Т. 11, No 3. С. 94–97.
Бронфман С.А., Киященко Л.П., Майленова Ф.Г., Иванова Л.П., Голованова Д.И.
Трансфер знаний и практик в системе психотерапия — общество: представления о
психотерапии у врачей и пациентов // Международная конференция по
консультативной психологии, посвященная памяти Ф. Е. Василюка: сб. мат-лов /
под ред. В. В. Архангельской, А. А. Голзицкой, Н. В. Кисельниковой, Е. А.
Семеновой. М.: Психологический институт РАО, 2018. С. 34.
Великанов А.А., Демченко Е.А., Зеленская И.А., Лубинская Е.И., Протасов
Е.А. Организационные основы работы медицинского психолога в кардиологическом
стационаре // Медицинская пси-хология в России. 2018. Т. 10, No 3 (50). С.
9.
Филиппова Г.Г. Психологическая помощь в системе охраны здоровья женщины и
ребенка // Материалы IX юбилейного всерос. науч.-практ. форума «Мать и дитя».
М.: МЕДИ Экспо, 2009. С. 522.
Ланцбург М.Е., Арчакова Т.О. Исследование потребности в
социально-психологической поддержке у матерей с детьми младенческого и раннего
возраста // Ребенок в современном обществе: сб. науч. статей / по ред. Л. Ф.
Обуховой, Е. Г. Юдиной. М.: МГППУ, 2007. С. 133–141.
Tolan P.H., Dodge K.A. Children’s Mental Health as a Primary Care and
Concern // American Psychologist. 2005. Vol. 60, no. 6. Р. 601–614.
https://doi.org/10.1037/0003-066X.60.6.601.
Briggs R.D., Stettler E.M., Silver E.J, Schrag R.D.A., Nayak M., Chinitz
S., Racine A.D. Social-Emo-tional Screening for Infants and Toddlers in Primary
Care // Pediatrics. 2012. Vol. 129, no. 2. Р. 377–384.
Godoy L., Carter A.S. Identifying and Addressing Mental Health Risks and
Problems in Primary Care Pediatric Settings: A Model to Promote Developmental
and Cultural Competence // American Journal of Orthopsychiatry. 2013. Vol. 83,
no. 1. Р. 73–88.
Tynan W.D., Woods K.E. Emerging Issues: Psychology’s Place in the Primary
Care Pediatric Medical Home. Clinical Practice in Pediatric Psychology, 2013,
Vol. 1, no. 4. P. 380–385.
Lyons-Ruth K., Jacobvitz D. Attachment Disorganization: Genetic Factors,
Parenting Contexts, and Developmental Transformation From Infancy to Adulthood.
Handbook of Attachment. Theory, Re-search, and Clinical Applications / eds J.
Cassidy, P. R. Cassidy, P. R. Shaver. New York: Guilford Press, 2008. Р.
666–697.
Sroufe A.L. Attachment and Development: a Prospective, Longitudinal Study
From Birth to Adulthood // Attachment & Human Development. 2005. No. 7(4).
Р. 349–367.
McConnell M. Attachment Across the Life span: Factors that Contribute to
Stability and Change // Australian Journal of Educational & Developmental
Psychology. 2011. Vol. 11. Р. 60–77.
Sameroff A. The Transactional Model of Development: How Children and
Contexts Shape Each Other. Washington DC: APA, 2009.
Ward-Zimmerman B., Cannata E. Partnering with Pediatric Primary Care:
Lessons Learned Through Collaborative Colocation // Professional Psychology:
Research and Practice. 2012. Vol. 43, no. 6. Р. 596–605.
Valleley R .J., Evans J.H., O’Dell S., Allen K.D. Developmental Screening
in Rural Primary Care: Real-World Application // Clinical Pediatrics. 2013. No.
53 (9). Р. 1–6.
Stancin T., Perrin E.C. Psychologists and Pediatricians: Opportunities for
Collaboration in Primary Care // American Psychologist. 2014. Vol. 69, no. 4.
Р. 332–343.
Ложкина Л.И. Комплаенс как актуальная проблема медицинской психологии //
Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. «Философия. Психология.
Педагогика». 2015. Т. 15, вып. 3. С. 75–80.
Савенышева С.С., Аникина В.О., Мельдо Э.В. Факторы родительского стресса
матерей детей раннего и дошкольного возраста: анализ зарубежных исследований //
Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, No 4. С. 38–49.
Маац Х-Й. Комплекс Лилит: темная сторона материнства: пер. с нем. М.:
Когито-Центр, 2017.
Хирш М. «Это мое тело... и я могу делать с ним что хочу»:
психоаналитический взгляд на диссоциацию и инсценировки тела: пер. с нем. М.:
Когито-Центр, 2018.
Балинт М. Врач, его пациент и болезнь. М.: Psyllabus, 2018.
Valleley R., Clark B., Lieske J., Gortmaker V., Foster N., Evans J.E.
Improving Adherence to Children’s Mental Health Services: Integrating
Behavioral Health Specialists into Rural Primary Care Settings // Journal of
Rural Mental Health. 2008. Vol. 32 (1). Р. 18–34.
Аринцина И.А., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности работы клинического
психолога в дет-ском многопрофильном стационаре // Медицинская психология в
России. 2012. No 5 (16). URL:
http://mprj.ru/archiv_global/2012_5_16/nomer/nomer14.php (дата обращения:
02.04.2020).