Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10411Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №3 / 2020 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

ВАК

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика отношений «врач — пациент» в системе неонатологической и педиатрической помощи и направления работы психолога 40

|

Аникина В.О.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0028-6806
e-mail: v.anikina@spbu.ru

Блох М.Е.
кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8609-6936
e-mail: blohme@list.ru

Аннотация

Врачи, работающие в системе неонатологического и педиатрического приема, являются первыми специалистами, с которыми встречается ребенок и его родитель/законный представитель и с которыми происходит обсуждение физического, а иногда и психического здоровья и развития ребенка. Рассматривается специфика отношений «врач — пациент» в системе неонатологической и педиатрической помощи, состоящая в их тройственности, так как формально пациентом является ребенок, поскольку именно ему оказывается медицинская услуга, но вся коммуникация врача происходит с родителем/законным представителем ребенка. Отдельное внимание уделяется такому аспекту отношений, как комплаенс. Отмечается опосредованный характер комплаенса, поскольку выполнение назначений врача в интересах ребенка осуществляет его законный представитель, при этом от качества комплаенса зависит успешность лечения и грамотный уход за ребенком. Среди значимых факторов комплаенса выделяется психологическая грамотность врача, его способность устанавливать доверительные отношения, умение преподносить информацию о развитии ребенка и назначениях с учетом индивидуальных характеристик и эмоционального состояния матери. Особое внимание уделяется способности неонатолога и педиатра во время медицинского приема замечать поведенческие проявления, свидетельствующие о риске развития эмоциональных трудностей и нарушений психического здоровья. Это может служить основанием для рекомендации консультации психолога/психотерапевта, что, в свою очередь, является залогом своевременного оказания психологической помощи и профилактики дальнейшего развития эмоциональных нарушений. В заключение мы формулируем основные направления психологической работы с медицинскими специалистами в системе неонатологической и педиатрической помощи и говорим о необходимости создания психологической службы.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Вольская Е.А. Пациентский комплаенс. Обзор тенденций в исследованиях // Ремедиум. 2013. No 11. С. 6‒15.
  2. Александровский Ю.А. Инновации в современной психиатрии // Психиатрия и психофармакотерапия им. П. Б. Ганнушкина. 2008. No 01. С. 4–8.
  3. Копцева О.В. Психические расстройства как одна из ведущих причин детской инвалидности в российской федерации: дис. ... канд. мед. наук. М., 2009.
  4. Гасиловская Т.А. Качество специализированной амбулаторно-поликлинической помощи детям с проблемами в психическом здоровье // Вопросы современной педиатрии. 2012. Т. 11, No 3. С. 94–97.
  5. Бронфман С.А., Киященко Л.П., Майленова Ф.Г., Иванова Л.П., Голованова Д.И. Трансфер знаний и практик в системе психотерапия — общество: представления о психотерапии у врачей и пациентов // Международная конференция по консультативной психологии, посвященная памяти Ф. Е. Василюка: сб. мат-лов / под ред. В. В. Архангельской, А. А. Голзицкой, Н. В. Кисельниковой, Е. А. Семеновой. М.: Психологический институт РАО, 2018. С. 34.
  6. Великанов А.А., Демченко Е.А., Зеленская И.А., Лубинская Е.И., Протасов Е.А. Организационные основы работы медицинского психолога в кардиологическом стационаре // Медицинская пси-хология в России. 2018. Т. 10, No 3 (50). С. 9.
  7. Филиппова Г.Г. Психологическая помощь в системе охраны здоровья женщины и ребенка // Материалы IX юбилейного всерос. науч.-практ. форума «Мать и дитя». М.: МЕДИ Экспо, 2009. С. 522.
  8. Ланцбург М.Е., Арчакова Т.О. Исследование потребности в социально-психологической поддержке у матерей с детьми младенческого и раннего возраста // Ребенок в современном обществе: сб. науч. статей / по ред. Л. Ф. Обуховой, Е. Г. Юдиной. М.: МГППУ, 2007. С. 133–141.
  9. Tolan P.H., Dodge K.A. Children’s Mental Health as a Primary Care and Concern // American Psychologist. 2005. Vol. 60, no. 6. Р. 601–614. https://doi.org/10.1037/0003-066X.60.6.601.
  10. Briggs R.D., Stettler E.M., Silver E.J, Schrag R.D.A., Nayak M., Chinitz S., Racine A.D. Social-Emo-tional Screening for Infants and Toddlers in Primary Care // Pediatrics. 2012. Vol. 129, no. 2. Р. 377–384.
  11. Godoy L., Carter A.S. Identifying and Addressing Mental Health Risks and Problems in Primary Care Pediatric Settings: A Model to Promote Developmental and Cultural Competence // American Journal of Orthopsychiatry. 2013. Vol. 83, no. 1. Р. 73–88.
  12. Tynan W.D., Woods K.E. Emerging Issues: Psychology’s Place in the Primary Care Pediatric Medical Home. Clinical Practice in Pediatric Psychology, 2013, Vol. 1, no. 4. P. 380–385.
  13. Lyons-Ruth K., Jacobvitz D. Attachment Disorganization: Genetic Factors, Parenting Contexts, and Developmental Transformation From Infancy to Adulthood. Handbook of Attachment. Theory, Re-search, and Clinical Applications / eds J. Cassidy, P. R. Cassidy, P. R. Shaver. New York: Guilford Press, 2008. Р. 666–697.
  14. Sroufe A.L. Attachment and Development: a Prospective, Longitudinal Study From Birth to Adulthood // Attachment & Human Development. 2005. No. 7(4). Р. 349–367.
  15. McConnell M. Attachment Across the Life span: Factors that Contribute to Stability and Change // Australian Journal of Educational & Developmental Psychology. 2011. Vol. 11. Р. 60–77.
  16. Sameroff A. The Transactional Model of Development: How Children and Contexts Shape Each Other. Washington DC: APA, 2009.
  17. Ward-Zimmerman B., Cannata E. Partnering with Pediatric Primary Care: Lessons Learned Through Collaborative Colocation // Professional Psychology: Research and Practice. 2012. Vol. 43, no. 6. Р. 596–605.
  18. Valleley R .J., Evans J.H., O’Dell S., Allen K.D. Developmental Screening in Rural Primary Care: Real-World Application // Clinical Pediatrics. 2013. No. 53 (9). Р. 1–6.
  19. Stancin T., Perrin E.C. Psychologists and Pediatricians: Opportunities for Collaboration in Primary Care // American Psychologist. 2014. Vol. 69, no. 4. Р. 332–343.
  20. Ложкина Л.И. Комплаенс как актуальная проблема медицинской психологии // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». 2015. Т. 15, вып. 3. С. 75–80.
  21. Савенышева С.С., Аникина В.О., Мельдо Э.В. Факторы родительского стресса матерей детей раннего и дошкольного возраста: анализ зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, No 4. С. 38–49.
  22. Маац Х-Й. Комплекс Лилит: темная сторона материнства: пер. с нем. М.: Когито-Центр, 2017.
  23. Хирш М. «Это мое тело... и я могу делать с ним что хочу»: психоаналитический взгляд на диссоциацию и инсценировки тела: пер. с нем. М.: Когито-Центр, 2018.
  24. Балинт М. Врач, его пациент и болезнь. М.: Psyllabus, 2018.
  25. Valleley R., Clark B., Lieske J., Gortmaker V., Foster N., Evans J.E. Improving Adherence to Children’s Mental Health Services: Integrating Behavioral Health Specialists into Rural Primary Care Settings // Journal of Rural Mental Health. 2008. Vol. 32 (1). Р. 18–34.
  26. Аринцина И.А., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности работы клинического психолога в дет-ском многопрофильном стационаре // Медицинская психология в России. 2012. No 5 (16). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_5_16/nomer/nomer14.php (дата обращения: 02.04.2020).
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика