Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 9983Новости 1954Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №3 / 2020 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

ВАК

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности сенсорно-перцептивных функций у детей с расстройством аутистического спектра на модели изучения гаптического и зрительного восприятия 90

|

Мамайчук И.И.
доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: mauki@mail.ru

Ульд Семета М.Б.
аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: meriamsemeta@gmail.com

Аннотация

Исследования развития гаптического восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) немногочисленны, в то время как оно играет важную роль в формировании перцептивных процессов в раннем возрасте. Стереотипные формы поведения у детей с РАС и аномалии чувствительности, отмеченные в разных модальностях, указывают на необходимость изучения гаптического восприятия. Приводятся данные исследования особенностей сенсорно-перцептивных функций у детей с расстройствами аутистического спектра на модели зрительного и гаптического восприятия. В исследовании приняли участие 16 нормативно развивающихся детей и 18 детей с РАС от 6 до 15 лет. Для бесконтактной регистрации и анализа движений пальцев рук детей по объектам впервые использовалось устройство Leap Motion. Обследование проходило в контексте игры, в которой детям предлагалось потрогать предмет, назвать его и нарисовать, затем те же стимулы предъявлялись в зрительной модальности. На основании полученных результатов делается вывод о том, что у детей с РАС по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками наблюдается недоразвитие перцептивных действий в процессе гаптического восприятия, что выражается в недостаточном исследовании контура фигур, «застревании» на отдельных ее элементах, что также проявляется в выделении единичной детали фигуры в рисунках и словесном обозначении. Рисунки и наименования фигур детей с РАС также отличаются ориентацией на геометрическую форму стимулов. Высказывается предположение о влиянии нарушений волевой регуляции на перцептивные действия у детей с РАС.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ozonoff S. et al. Atypical Object Exploration at 12 Months of Age is Associated with Autism in a Prospective Sample // Autism. 2008. Vol. 5 (12). P. 457–472. https://doi.org/10.1177/1362361308096402.
  2. Iverson J.M., Wozniak R. H. Variation in Vocal-Motor Development in Infant Siblings of Children with Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2007. Vol. 1 (37). P. 158–170. https://doi. org/10.1007/s10803-006-0339-z.
  3. Kaur M., Srinivasan S. M., Bhat A. N. Atypical Object Exploration in Infants At-risk for Autism During the First Year of Life // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6 (798). https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00798.
  4. Foss-Feig J., Heacock J., Cascio J. Tactile Responsiveness Patterns and Their Association with Core Features in Autism Spectrum Disorders // Research in Autism Spectrum Disorders. 2012. Vol. 6 (1). P. 337–344.https://doi.org/10.1016/j.rasd.2011.06.007.
  5. Rogers S. J., Hepburn S., Wehner E. Parent Reports of Sensory Symptoms in Toddlers with Autism and Those with Other Developmental Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2003. Vol. 6 (33). P. 631–642. https://doi.org/10.1023/B:JADD.0000006000.38991.a7.
  6. Ben-Sasson A. et al. Extreme Sensory Modulation Behaviors in Toddlers with Autism Spectrum Disorders // American Journal of Occupational Therapy. 2007. Vol. 61 (5). P. 584–592. https://doi.org/10.5014/ajot.61.5.584.
  7. Pierce K., Courchesne E. Evidence for a Cerebellar Role in Reduced Exploration and Stereotyped Behavior in Autism // Biological Psychiatry. 2001. Vol. 8 (49). P. 655–664. https://doi.org/10.1016/S0006-3223(00)01008-8.
  8. Kawa R., Pisula E. Exploratory Behaviour and Adaptation to Novelty in Preschool Children with Autism — a Preliminary Report // Polish Psychological Bulletin. 2013. Vol. 1 (44). P. 21–30.
  9. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Психическое развитие ребенка.
  10. Lederman S., Klatzky R. Hand Movements: a Window into Haptic Object Recognition // Cognitive psychology. 1987. Vol. 19 (3). P. 342–368. https://doi.org/10.1016/0010-0285(87)90008-9.
  11. Чухутова Г. Л., Прокофьев А. О., Грачев В. В., Строганова Т. А. Восприятие детьми зашумленных изображений // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 114–124.
  12. Frith U. Autism: Explaining the Enigma. Oxford: Blackwell, 1989.
  13. Happ. F., Frith U. The Weak Coherence Account: Detail-focused Cognitive Style in Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2006. Vol. 36 (1). P. 5–25. https://doi.org/10.1007/s10803-005-0039-0.
  14. Mottron L. et al. Enhanced Perceptual Functioning in Autism: an Update, and Eight Principles of Autistic Perception // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2006. Vol. 36 (1). P. 27–43.
  15. Nakano T., Kato N., Kitazawa S. Superior Haptic-to-visual Shape Matching in Autism Spectrum Disorders // Neuropsychologia. 2012. Vol. 5 (50). P. 696–703. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2011.12.024.
  16. Люблинская А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Вопросы детской и общей психологии / под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Изд-во АПН РСФСО, 1954. С. 3–30.
  17. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. М.: АМН СССР, 1948.
  18. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.
  19. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970.
  20. Мамайчук И. И. Гаптическое и зрительное восприятие у детей при нарушениях интеллекта и моторики: дис. … канд. псих. наук. М., 1978.
  21. Cot. C. A. Haptic Exploration in Elementary School Age Children // OTJR: Occupation, Participation and Health. 2014. Vol. 1 (34). P. 4–11. https://doi.org/10.3928/15394492-20131029-05.
  22. Mottron L., Burack J. A., Iarocci G., Belleville S., Enns J. T. Locally Oriented Perception with Intact Global Processing Among Adolescents With High‐functioning Autism: Evidence From Multiple Paradigms // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2003. Vol. 44. P. 904–913. https://doi.org/10.1111/1469- 7610.00174.
  23. Pierce K. et al. Preference for Geometric Patterns Early in Life as a Risk Factor for Autism // Archives of General Psychiatry. 2011. Vol. 1 (68). P. 101. https://doi.org/10.1001/archgenpsychiatry.2010.113.
  24. Переверзева Д. С. Диагностика зрительного опознания у детей 3–7 лет с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2011. Т. 9, № 3. С. 1–12.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика