Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №3 / 2020 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности сенсорно-перцептивных функций у детей с расстройством аутистического спектра на модели изучения гаптического и зрительного восприятия 25

|

Мамайчук И.И.
доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: mauki@mail.ru

Ульд Семета М.Б.
аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: meriamsemeta@gmail.com

Аннотация

Исследования развития гаптического восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) немногочисленны, в то время как оно играет важную роль в формировании перцептивных процессов в раннем возрасте. Стереотипные формы поведения у детей с РАС и аномалии чувствительности, отмеченные в разных модальностях, указывают на необходимость изучения гаптического восприятия. Приводятся данные исследования особенностей сенсорно-перцептивных функций у детей с расстройствами аутистического спектра на модели зрительного и гаптического восприятия. В исследовании приняли участие 16 нормативно развивающихся детей и 18 детей с РАС от 6 до 15 лет. Для бесконтактной регистрации и анализа движений пальцев рук детей по объектам впервые использовалось устройство Leap Motion. Обследование проходило в контексте игры, в которой детям предлагалось потрогать предмет, назвать его и нарисовать, затем те же стимулы предъявлялись в зрительной модальности. На основании полученных результатов делается вывод о том, что у детей с РАС по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками наблюдается недоразвитие перцептивных действий в процессе гаптического восприятия, что выражается в недостаточном исследовании контура фигур, «застревании» на отдельных ее элементах, что также проявляется в выделении единичной детали фигуры в рисунках и словесном обозначении. Рисунки и наименования фигур детей с РАС также отличаются ориентацией на геометрическую форму стимулов. Высказывается предположение о влиянии нарушений волевой регуляции на перцептивные действия у детей с РАС.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Авторы благодарят за написание пакета программного обеспечения Р. С. Мухаярова.

Литература
  1. Ozonoff S. et al. Atypical Object Exploration at 12 Months of Age is Associated with Autism in a Prospective Sample // Autism. 2008. Vol. 5 (12). P. 457–472. https://doi.org/10.1177/1362361308096402.
  2. Iverson J.M., Wozniak R. H. Variation in Vocal-Motor Development in Infant Siblings of Children with Autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2007. Vol. 1 (37). P. 158–170. https://doi. org/10.1007/s10803-006-0339-z.
  3. Kaur M., Srinivasan S. M., Bhat A. N. Atypical Object Exploration in Infants At-risk for Autism During the First Year of Life // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6 (798). https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00798.
  4. Foss-Feig J., Heacock J., Cascio J. Tactile Responsiveness Patterns and Their Association with Core Features in Autism Spectrum Disorders // Research in Autism Spectrum Disorders. 2012. Vol. 6 (1). P. 337–344.https://doi.org/10.1016/j.rasd.2011.06.007.
  5. Rogers S. J., Hepburn S., Wehner E. Parent Reports of Sensory Symptoms in Toddlers with Autism and Those with Other Developmental Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2003. Vol. 6 (33). P. 631–642. https://doi.org/10.1023/B:JADD.0000006000.38991.a7.
  6. Ben-Sasson A. et al. Extreme Sensory Modulation Behaviors in Toddlers with Autism Spectrum Disorders // American Journal of Occupational Therapy. 2007. Vol. 61 (5). P. 584–592. https://doi.org/10.5014/ajot.61.5.584.
  7. Pierce K., Courchesne E. Evidence for a Cerebellar Role in Reduced Exploration and Stereotyped Behavior in Autism // Biological Psychiatry. 2001. Vol. 8 (49). P. 655–664. https://doi.org/10.1016/S0006-3223(00)01008-8.
  8. Kawa R., Pisula E. Exploratory Behaviour and Adaptation to Novelty in Preschool Children with Autism — a Preliminary Report // Polish Psychological Bulletin. 2013. Vol. 1 (44). P. 21–30.
  9. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Психическое развитие ребенка.
  10. Lederman S., Klatzky R. Hand Movements: a Window into Haptic Object Recognition // Cognitive psychology. 1987. Vol. 19 (3). P. 342–368. https://doi.org/10.1016/0010-0285(87)90008-9.
  11. Чухутова Г. Л., Прокофьев А. О., Грачев В. В., Строганова Т. А. Восприятие детьми зашумленных изображений // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 114–124.
  12. Frith U. Autism: Explaining the Enigma. Oxford: Blackwell, 1989.
  13. Happ. F., Frith U. The Weak Coherence Account: Detail-focused Cognitive Style in Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2006. Vol. 36 (1). P. 5–25. https://doi.org/10.1007/s10803-005-0039-0.
  14. Mottron L. et al. Enhanced Perceptual Functioning in Autism: an Update, and Eight Principles of Autistic Perception // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2006. Vol. 36 (1). P. 27–43.
  15. Nakano T., Kato N., Kitazawa S. Superior Haptic-to-visual Shape Matching in Autism Spectrum Disorders // Neuropsychologia. 2012. Vol. 5 (50). P. 696–703. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2011.12.024.
  16. Люблинская А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Вопросы детской и общей психологии / под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Изд-во АПН РСФСО, 1954. С. 3–30.
  17. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем детстве. М.: АМН СССР, 1948.
  18. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.
  19. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970.
  20. Мамайчук И. И. Гаптическое и зрительное восприятие у детей при нарушениях интеллекта и моторики: дис. … канд. псих. наук. М., 1978.
  21. Cot. C. A. Haptic Exploration in Elementary School Age Children // OTJR: Occupation, Participation and Health. 2014. Vol. 1 (34). P. 4–11. https://doi.org/10.3928/15394492-20131029-05.
  22. Mottron L., Burack J. A., Iarocci G., Belleville S., Enns J. T. Locally Oriented Perception with Intact Global Processing Among Adolescents With High‐functioning Autism: Evidence From Multiple Paradigms // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2003. Vol. 44. P. 904–913. https://doi.org/10.1111/1469- 7610.00174.
  23. Pierce K. et al. Preference for Geometric Patterns Early in Life as a Risk Factor for Autism // Archives of General Psychiatry. 2011. Vol. 1 (68). P. 101. https://doi.org/10.1001/archgenpsychiatry.2010.113.
  24. Переверзева Д. С. Диагностика зрительного опознания у детей 3–7 лет с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2011. Т. 9, № 3. С. 1–12.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика