Оценка эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра с помощью метода CBCL/1½-5

204

Аннотация

Представлено исследование эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, имеющих расстройства аутистического спектра с использованием проверочного листа поведения CBCL/1.-5. Использование данного инструмента для оценки нарушений поведения и как способа скрининга у детей с расстройствами аутистического спектра является новой областью его применения. В исследованиях, проведенных ранее в странах Европы, США и в Южной Корее, было показано, что DSM-ориентированная шкала "Устойчивые проблемы развития" и шкала синдромов "Отстраненность" являются наиболее информативными относительно первичного скрининга аутистических расстройств у дошкольников. Исследования проблем поведения с помощью метода CBCL/1.-5 у детей с аутизмом на российской выборке отсутствуют. В связи с этим целью исследования стала оценка эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра с применением метода CBCL/1.-5, который включает 99 утверждений, описывающих различные отклонения в поведении и эмоциональном состоянии детей. Участниками исследования стали дети с расстройствами аутистического спектра (средний возраст 52,9 Å} 8,7 месяцев), которые были диагностированы врачом-психиатром при обследовании в Ставропольской краевой клинической специализированной психиатрической больнице № 1. В группу сравнения вошли типично развивающиеся дети (средний возраст 35,8+/- 9,4 месяцев). Результаты продемонстрировали, что в группе детей с расстройствами аутистического спектра показатели по DSM-шкале "Устойчивые проблемы развития" и шкале синдромов "Отстраненность" находятся на клиническом уровне выраженности нарушения. При сравнении с типично развивающимися детьми у детей с аутизмом чаще встреча ются значительные нарушения поведения по DSM-шкалам "Аффективные расстройства", "Устойчивые проблемы развития., .Дефицит внимания и гиперактивность", "Оппозиционно-вызывающее поведение" и шкалам синдромов "Эмоциональная реактивность", "Соматические жалобы", "Отстраненность", "Нарушения внимания", "Агрессивное поведение". Не было обнаружено взаимосвязи между частотой превышения критических показателей проявления нарушений связи с полом детей, уровнем образования и семейным положением матерей, а также количеством детей в семьях в обеих группах.

Общая информация

Ключевые слова: аутизм, нарушения поведения, нарушения поведения в детском возрасте, дошкольный возраст, скрининг

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.305

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00285.

Для цитаты: Плешкова Н.Л., Татаренко О.В., Севрюгин Д.В. Оценка эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра с помощью метода CBCL/1½-5 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Том 10. № 3. С. 274–288. DOI: 10.21638/spbu16.2020.305

Литература

  1. Achenbach T. M., Rescorla L. A. Manual for the ASEBA Preschool Forms & Profiles. Burlington, VT: University of Vermont, Research Center for Children, Youth & Families. 2000.
  2. Pandolfi V., Magyar C. I., Dill C. A. Confirmatory Factor Analysis of the Child Behavior Checklist 1.5-5 in a Sample of Children with Autism Spectrum Disorders // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2009. Vol. 39. P. 986–995. https://doi.org/10.1037/a0037431.
  3. Georgiades S., Szatmari P., Duku, E., Zwaigenbaum L., Bryson, S., Roberts W. et al. Phenotypic Overlap Between Core Diagnostic Features and Emotional/Behavioral Problems in Preschool Children with Autism Spectrum Disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2011. Vol. 41 (10). P. 1321–1329. https://doi.org/10.1007/s10803-010-1158-9.
  4. Muratori F., Narzisi A., Tancredi R., Cosenza A., Calugi A., Saviozzi I. The CBCL/1.5-5 in a Sample of Children with Autism Spectrum Disorders // Epidemiology and Psychiatric Sciences. 2011. Vol. 20. P. 329–338.
  5. Rescorla L., Kim Y. A., Oh K. J. Screening for ASD with the Korean CBCL/1½-5 // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2015. Vol. 45. P. 4039–4050. https://doi.org/10.1007/s10803-014-2255-y.
  6. Rescorla L. A., Winder-Patel B. M., Paterson S. J., Pandey J., Wolff J. J., Schultz R. T., Piven J. Autism Spectrum Disorder Screening with the CBCL/1½–5: Findings for Young Children at High Risk for Autism Spectrum Disorder // Autism. 2019. Vol. 23 (1). P. 29–38. https://doi.org/10.1177/1362361317718482.
  7. Rescorla L. A., Given C., Glynn S., Ivanova M. Y., Achenbach T. M. International Comparisons of Autism Spectrum Disorder Behaviors in Preschoolers Rated by Parents and Caregivers/Teachers // Autism. 2019. Vol. 23(8). P. 2043–2054. https://doi.org/10.1177/1362361319839151.
  8. Колмагорова А. В., Слободская Е. Р., Киншт И. А. Оценка психического здоровья в раннем возрасте // Бюллетень СО РАМН. 2007. T. 125 (3). C. 46–52.
  9. Кравченко А. П. Особенности социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в семьях без отца: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2011.
  10. Gartstein M. A., Slobodskaya H. R., Kirchhoff C., Putnam S. P. Cross-cultural Differences in the Development of Behavior Problems: Contributions of Infant Temperament in Russia and U. S. International // Journal of Developmental Science. 2013. Vol. 7. P. 95–104. https://doi.org/10.3233/dev-1312104.
  11. Козлова Е. А., Слободская Е. Р. Динамика психического здоровья в детском возрасте // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2016. № 1. С. 71–75.
  12. Агаркова В. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Характеристики поведения детей с ранним опытом институционализации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. Педагогика. 2013. Вып. 4. С. 99–108.
  13. Агаркова В. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Характеристики поведения детей с ранним опытом институционализации после помещения в семьи России и США // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. Педагогика. 2015. Вып. 3. С. 77–92.
  14. Обимаха Д., Плешкова Н. Л. Особенности психологической адаптации детей дошкольного возраста из Литвы и Российской федерации // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2015. Т. 3. С. 148–154.
  15. Припутневич Д. Н., Куташов В. А., Черных Д. А., Сыромятникова Е. В., Купцова Д. О. Применение нейролептиков в терапии гиперкинетического расстройства поведения у детей //Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2018. Т. 118 (2). С. 31–34.
  16. Припутневич Д. Н., Куташов В. А., Купцова Д. О. Опыт применения тиапридала в лечении гиперкинетического расстройства поведения у детей // Прикладные информационные аспекты медицины. 2018. Т. 21 (2). С. 107–111.
  17. Слободская Е. Р., Бочаров А. В., Рябинченко Т. И. Взаимодействие агрессивного поведения и тревожности в процессе приспособления подростков: роль фактора пола // Сибирский психологический журнал. 2008. Т. 29. C. 32–36.
  18. Слободская Е. Р. Темперамент, социальные факторы и приспособление подростков // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2004. Т. 24 (2). С. 106–111.
  19. Винокуров Е. В., Собенников В. С., Рычкова Л. В., Погодина А. В., Храмова Е. Е., Долгих О. А. Психические расстройства у девушек-подростков с нарушением менструального цикла — пациенток педиатрического гинекологического стационара // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017. № 4 (97). С. 49–56.
  20. Касаткин В. Н., Карачунский А. И., Малых С. Б., Исматуллина В. И., Воронин И. А., Володин Н. Н., Мирошкин Р. Б., Крутикова Н. Ю., Румянцев А. Г. Когнитивные характеристики и проблемы поведения у детей с острым лимфобластным лейкозом, завершивших лечение по протоколу мб- 2008: пилотное исследование // Вопросы практической педиатрии. 2015. Т. 10 (5). С. 7–13.
  21. Shedler J. Where Is the Evidence for «Evidence-Based» Therapy? // Psychiatric Clinics of North America. 2018. Vol. 41 (2). P. 319–329. https://doi.org/10.1016/j.psc.2018.02.001.
  22. Pleshkova N. L., Muhamedrahimov R. J. Quality of Attachment in St. Petersburg (Russian Federation): a Sample of Family-reared Infants // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2010. Vol. 15 (3). P. 355–362. https://doi.org/10.1177/1359104510365453.
  23. Мухамедрахимов Р. Ж., Иванова В. Ю., Вершинина Е. А. Сравнительный анализ психологического взаимодействия близких взрослых и детей раннего возраста, проживающих в домах ребенка и семьях // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под. ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. С. 100–124.
  24. Stern D. N. The Interpersonal World of the Infant. A View from Psychoanalysis and Developmental Psychology. London: Basic Books, 1985. https://doi.org/10.4324/9780429482137.

Информация об авторах

Плешкова Наталья Леонидовна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: fanciulla@yandex.ru

Татаренко Оксана Владимировна, кандидат психологических наук, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия, e-mail: tat_oks@mail.ru

Севрюгин Денис Владимирович, Психолог, Ставропольская краевая клиническая специализированная психиатрическая больница № 1, Ставрополь, Россия, e-mail: sevryugin@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 385
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 204
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5