Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №4 / 2020 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К 120-летию со дня рождения А. В. Ярмоленко 5

|

Мамайчук И.И.
доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: mauki@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена 120-летию со дня рождения профессора Ленинградского государственного университета, заслуженного деятеля науки А. В. Ярмоленко. Изложена краткая биография А. В. Ярмоленко, дана характеристика ее теоретического и практического наследия. Анализируется ее роль в исследованиях детей и взрослых с сенсорными, моторными и речевыми нарушениями. Многолетние исследования слепоглухих позволили Августе Викторовне выделить этапы и стадии развития познавательных процессов. В ее работах показано, что углубленный анализ психомоторных функций здоровых и больных детей с качественной интерпретацией полученных данных может быть противопоставлен тестированию, направленному только на количественную характеристику отдельных психических функций. Занимаясь проблемами многоязычия, Августа Викторовна Ярмоленко впервые выделила структурную модель многоязычия, его варианты с учетом функции языка, его форм. Овладение речью и превращение осязания в средство познания, согласно А. В. Ярмоленко, дает возможность слепоглухим овладеть культурным богатством мира. Комплексный анализ сенсорных, речевых и психомоторных функций у слепоглухих позволил ей проследить, каким образом осуществляется компенсация утраченных функций, а также выявить роль второй сигнальной системы в эффективности формирования компенсаторных приспособлений детей. Работы А. В. Ярмоленко были новаторскими и сохранили актуальность и сегодня. Рассматривается роль А. В. Ярмоленко в исследованиях теоретического, практического аспектов в психологии нарушенного развития, а также направленность ее преподавательской деятельности. Описаны основные вехи научного пути А. В. Ярмоленко, ее становление как ученого в определенном историческом контексте. Показано формирование ее научного мировоззрения в результате влияния как определенных ученых, так и ее собственного практического опыта работы с детьми (юными нарушителями закона, слепоглухонемыми и т. д.). Ее идеи заложили фундамент отечественной дефектологии и психологии слепоглухонемых.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ярмоленко А. В. Обследование движений нормальных и аномальных детей. Л. ; М.: Огиз; Гос. мед. изд-во, 1931. 123 с.
  2. Ярмоленко А. В., Якимова Ю. А. О некоторых психических особенностях слепоглухонемых детей // Труды Ленинградского института слуха и речи. 1940. Т. III.
  3. Ярмоленко А. В. Психология слепоглухонемых до обучения // Советская нейропсихиатрия. 1941. Вып. VI.
  4. Ярмоленко А. В. Вопросы психологии речи слепоглухонемых детей // Труды Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. 1946. Т. 53.
  5. Ярмоленко А. В. Психическое развитие слепоглухонемых до обучения // Труды Ленинградского института слуха и речи. 1947. Т. VII.
  6. Ярмоленко А. В. К истории обучения и воспитания слепоглухонемых // Слепоглухонемота / под ред. М. Л. Шкловского. Л.: 2-я тип. Трансжелдориздата, 1947. С. 15–58.
  7. Ярмоленко А. В. Развитие сознания при крайнем ограничении сенсорики // Ученые записки ЛГУ. 1949. Т. 119. С. 54–65.
  8. Ярмоленко А. В. Развитие познавательной деятельности слепоглухонемых: дис. … д-ра пед. наук: в 2 т. Л., 1954. Т. 1. 433 с. Т. 2. 537 с.
  9. Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 162 с.
  10. Рубинштейн С. Л. Несколько замечаний к психологии слепоглухонемых. Труды Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Т. 35. Л.: Изд-во ЛПИ им. Герцена, 1941. С. 226– 228.
  11. Ярмоленко А. В. Роль речи в отражении пространства // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений / под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 69–72.
  12. Осязание в процессах познания и труда / под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 263 с.
  13. Ярмоленко А. В. Структура и фазы многоязычия // Проблемы общей инженерной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. С. 159–167.
  14. Ярмоленко А. В. Нарушение речи при многоязычии // Труды Ленингр. науч.-исслед. психоневрологич. ин-та. Вопросы совр. психоневрологии. 1966. Т. 38.
  15. Ярмоленко А. В., Платонов К. К., Васильев В. Л. Судебная психология для следователей // Вопросы психологии: четырнадцатый год издания. 1968. № 6. С. 141–143.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика