Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №2 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Личностные проекты молодых россиян и испанцев: сравнительный анализ 13

|

Клементьева М.В.
доктор психологических наук, профессор, Департамент психологии и развития человеческого капитала, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8712-9282
e-mail: marinaklementyva@yandex.ru

Рязанцева Е.Ю.
психолог, Тульский государственный университет, Тула, Россия
e-mail: evgenia2054@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены личностные проекты россиян и испанцев в возрасте 18–25 лет. Гипотезой исследования является предположение о том, что содержание и способы реализации личностных проектов обусловлены возрастными задачами и культурными условиями жизни. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборках: российской (n=102) и испанской (n=80). Измерены показатели важности, трудности, видимости, контроля, ответственности, адекватности времени, вероятности успеха, самоидентификации, взгляда Других, ценности, вовлеченности, компетенции, автономии и длительности личностных проектов, а также показатель темы и трансспективности проектов. Обнаружено, что целевое содержание личностных проектов молодых россиян и испанцев сходно (получение образования, трудоустройство, создание семьи и поддержка семейных отношений) и определено возрастными задачами молодости, а операциональные смыслы личностных проектов и способы их реализации имеют культурные отличия. Молодые испанцы ориентируют личностные проекты на конъюнктурные смыслы, актуальные ситуации пандемии (COVID-19) и помогающие утвердить аутентичность, а молодые россияне выбирают личностные проекты, которые соответствуют инструментальным ценностям в долгосрочной перспективе (значимость различий при р ≤ 0,03). Выявлено, что россияне оценивают свои личностные проекты как более трудные в реализации, важные, инициативные, требующие ответственности, автономии, связанные с самореализацией и позитивной оценкой других, по сравнению с проектами молодых испанцев (значимость различий при р≤0,003). Испанцы используют внутренние ресурсы для реализации проектов, а россияне — внешние (при р≤0,05). Полученные результаты дают возможность говорить о личностных проектах современных молодых людей как о растянутом во времени решении возрастных задач молодости, способы решения которых обусловлены социокультурными условиями.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Борисенкова М. В., Володина Ю. А., Матяш Н. В. Проектная деятельность как механизм формирования социальной зрелости старшеклассников // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 75–78.
  2. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: становление субъективности в образовательных процессах. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.
  3. Клементьева М. В. Проектная деятельность как ресурс личностно-профессионального развития студентов // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): [электронный научный журнал]. 2018. № 7 (июль). ART 2634. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2634.htm (дата обращения: 11.11.2020).
  4. Москвичева Н. Л., Реан А. А., Костромина С. Н., Гришина Н. В., Зиновьева Е. В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 3. С. 5–18. http://doi.org/10.17759/ pse.2019240301
  5. Рязанцева Е. Ю. Психометрические характеристики методики оценки личностных проектов // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): [электронный научный журнал]. 2019. № 12 (декабрь). ART 2803. URL: http://emissia.org/offline/2019/2803.htm (дата обращения: 13.11.2020).
  6. Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013.
  7. D’Angelo O. Proyecto de vida y desarrollo integral humano // Revista internacional crecemos. 2003. Vol. 6 (1). P. 1–31.
  8. Arnett J. J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens through the Twenties. 2nd edition. Oxford, NY: Oxford University Press, 2015. http://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199795574.013.9
  9. Davydenko M., Werner K. M., Milyavskaya M. Frozen Goals: Identifying and Defining a New Type of Goal // Collabra: Psychology. 2019. Vol. 5 (1). P. 17. http://doi.org10.1525/collabra.194
  10. Emmons R. A. The psychology of ultimate concerns: motivation and spirituality in personality. New York; London: The Guilford Press, 1999.
  11. Landberg M., Lee B., Noack P. What Alters the Experience of Emerging Adulthood? How the Experience of Emerging Adulthood Differs According to Socioeconomic Status and Critical Life Events // Emerging Adulthood. 2019. Vol. 7, no. 3. P. 208–222. http://doi.org/10.1177/2167696819831793
  12. Little B. R., Salmela-Aro K., Phillips S. D. Personal Project Pursuit: Goals, Action, and Human Flourishing. Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2007.
  13. Little B. R. Personal projects analysis: Trivial pursuits, magnificent obsessions, and the search for coherence // Buss D. M, Cantor N. (eds.) Personality psychology: Resent trends and emerging directions. New York: Springer-Verlag, 1989. P. 15–31. http://doi.org/10.1007/978-1-4684-0634-4
  14. Narrative and identity: studies in autobiography, self, and culture / J. Brockmeier, D. Carbaugh (eds.). Amsterdam: John Benjamins, 2001.
  15. Salmela-Aro K., Aunola K., Nurmi J.-E. Personal goals during emerging adulthood: A 10-year follow up // Journal of Adolescent Research. 2007. Vol. 22 (6). P. 690–715. http://doi.org/ 10.1177/0743558407303978
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика