Включен в Web of Science СС (ESCI) Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет ISSN (печатная версия): 2658-3607 ISSN (online): 2658-6010 DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16 Издается с 2011 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский, английский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология Проявление гражданской позиции в контексте развития эго-идентичности в ранней и поздней юности 45Емельянова Е.А. АннотацияСоциально-политические изменения в мире актуализируют одну из значимых социальных ролей каждого человека — гражданин. Современная молодежь постепенно приобщается к социально активной части населения. В данной статье представлены взгляды зарубежных исследователей на развитие гражданской позиции с детства. Также описаны результаты проведенного исследования, цель которого заключалась в изучении особенностей гражданской позиции в ранней и поздней юности с учетом статуса эго-идентичности испытуемых. Основной метод исследования — констатирующий эксперимент с применением методик, направленных на установление статуса эго-идентичности юношей и девушек. В эксперименте принимали участие 729 человек (217 юношей и 512 девушек) в возрасте 14–24 лет. Основными гипотезами исследования выступали следующие предположения. По мере взросления статусы общей эго-идентичности сменяются более высокими. Уровень сформированности гражданской позиции находит отражение в уровне личностной идентичности: высокий уровень гражданской позиции соответствует высоким показателям общей эго-идентичности. По результатам эксперимента гипотезы находят свое подтверждение. В дополнение были обнаружены гендерные различия по изучаемым показателям. Данное исследование может служить основой для дальнейшего изучения гражданской позиции, социальной зрелости и интереса к общественной деятельности. В перспективе возможно создание социальных программ, направленных на повышение уровня политической сознательности и вовлечение молодежи в общественную деятельность. Ключевые слова: гражданская позиция, эго-идентичность, гражданская активность, гражданское сознание, социальная зрелость, социальная зрелость личности Рубрика: Эмпирические и экспериментальные исследования Тип: научная статья DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.304 Получена: 21.02.2021 Принята в печать: 17.06.2021 Литература
Василевская Е.А., Артюков А.П. Психологическое обоснование субъектной модели гражданского самосознания личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, No 4 (25). C. 289–292. Грибанова В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в вузе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. No 3 (30). С. 133–142. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г., Шимановская Я.В. Основы гражданственности и п триотизма в истории нашего Отечества // ЦИТИСЭ. 2019. No 4 (21). C. 467–476. http://doi. org/10.15350/24097616.2019.4.44 Ефимова Г. З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Науковедение. 2014. No 6 (25). C. 1–13. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf (дата обращения: 21.02.2021). Желнина А.А. Свобода от политики: «обычная» молодежь на фоне протестов // Социология власти. 2013. No 4. C. 139–149. Захарченко К.А. Сравнительный анализ статусов эго-идентичности у современных юношей и девушек // Психология обучения. 2014. No 12. С. 109–126. Зотова М.В. Роль преподавателя вуза в формировании гражданской позиции студентов как системного личностного образования // Системная психология и социология. 2015. No 2 (14). C. 114–117. Кочетова Ю.А., Емельянова Е.А. Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, No 4. C. 147–156. http://doi.org/10.17759/psyedu.2019110412 Мартыненко О.О., Коротина О.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2016. No 8–9. C. 22–29. Обидина Т.В. Эго-идентичность представителей юношеского возраста в контексте киберсоциализации // Современные наукоемкие технологии. 2013. No 7-2. C. 149–150. Орестова В.Р. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте. М., 2001. Поляков П.В. Зарубежные исследования феномена эгоцентризма и социально-политических установок детей и подростков в современном социуме // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, No 2. С. 51–54. http://doi.org/10.17759/jmfp.2016050206 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. Фрейд З. «Я» и «Оно». СПб.: Азбука-классика, 2006. Adelson J., O’Neil R. Growth of political ideas in adolescence: The sense of community // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. Vol. 4. P. 295–306. http://doi.org/10.1037/h0023699 262 Chunyang Yu., Wenya Guo. Individualized teaching for college students’ ideological and political education based on the concept of cognitive science // Educational Sciences: Theory & Practice. 2018. Vol. 18, iss. 6. P. 3284–3293. http://doi.org/10.12738/estp.2018.6.232 Dias T., Menezes I. Children and adolescents as political actors: Collective visions of politics and citizenship: Highlighting Diversity and Intercultural Issues // Journal of Moral Education. 2014. Vol. 43, no. 3. P. 250–268. http://doi.org/10.1080/03057240.2014.918875 Emler N., Frazer E. Politics: The education effect // Oxford Review of Education. 1999. No. 25. P. 251–273. http://doi.org/10.1080/030549899104242 Galston W.A. Political knowledge, political engagement, and civic education // Annual Review of Political Science. 2001. No. 4. P. 217–234. http://doi.org/10.1146/annurev.polisci.4.1.217 Haste H., Hogan A. Beyond conventional civic participation, beyond the moral‐political divide: young people and contemporary debates about citizenship // Journal of Moral Education. 2006. Vol. 35. P. 473–493. http://doi.org/10.1080/03057240601012238 Marcia James E. Ego identity status: relationship to change in self-esteem, “general maladjustment”, and authoritarianism // Journal of Personality. 1967. Vol. 35, Mar. Iss. 1. P. 118–133. http://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1967.tb01419.x Robinson D. Education, Family Background, and Political Knowledge: A Test of the Compensation Hypothesis with Identical Twins // Political Studies. 2020. Vol. 68, May. Iss. 2. P. 350–369. http://doi.org/10.1177/0032321719848901 Swalwell K., Payne K.A. Critical Civic Education for Young Children // Multicultural Perspectives. 2019. Apr.–Jun., vol. 21. Iss. 2. P. 127–132. http://doi.org/10.1080/15210960.2019.1606641 Youniss J., McLellan J., Yates M. What we know about engendering civic identity // American Behavioral Scientist. 1997. No. 40. P. 620–631. http://doi.org/10.1177/0002764297040005008 Статьи по теме
Психология личности, Психология образования | Кочетова Ю.А., Емельянова Е.А. Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности Экстремальная психология | Богоявленская Д.Б., Артеменков С.Л., Жукова Е.С. Экстремальная психология | Вакнин Е.Е., Султанова А.Н., Тагильцева Е.В. Психологические предикаты развития невротической симптоматики у студентов-мигрантов Психология образования | Гуслякова Л.Г., Говорухина Г.В. Патриотическое воспитание молодежи в России: проблемы и перспективы |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|