Проявление гражданской позиции в контексте развития эго-идентичности в ранней и поздней юности

159

Аннотация

Социально-политические изменения в мире актуализируют одну из значимых социальных ролей каждого человека — гражданин. Современная молодежь постепенно приобщается к социально активной части населения. В данной статье представлены взгляды зарубежных исследователей на развитие гражданской позиции с детства. Также описаны результаты проведенного исследования, цель которого заключалась в изучении особенностей гражданской позиции в ранней и поздней юности с учетом статуса эго-идентичности испытуемых. Основной метод исследования — констатирующий эксперимент с применением методик, направленных на установление статуса эго-идентичности юношей и девушек. В эксперименте принимали участие 729 человек (217 юношей и 512 девушек) в возрасте 14–24 лет. Основными гипотезами исследования выступали следующие предположения. По мере взросления статусы общей эго-идентичности сменяются более высокими. Уровень сформированности гражданской позиции находит отражение в уровне личностной идентичности: высокий уровень гражданской позиции соответствует высоким показателям общей эго-идентичности. По результатам эксперимента гипотезы находят свое подтверждение. В дополнение были обнаружены гендерные различия по изучаемым показателям. Данное исследование может служить основой для дальнейшего изучения гражданской позиции, социальной зрелости и интереса к общественной деятельности. В перспективе возможно создание социальных программ, направленных на повышение уровня политической сознательности и вовлечение молодежи в общественную деятельность.

Общая информация

Ключевые слова: гражданская позиция, эго-идентичность, гражданская активность, гражданское сознание, социальная зрелость, социальная зрелость личности

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.304

Получена: 21.02.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Емельянова Е.А. Проявление гражданской позиции в контексте развития эго-идентичности в ранней и поздней юности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 3. С. 250–264. DOI: 10.21638/spbu16.2021.304

Литература

Василевская Е.А., Артюков А.П. Психологическое обоснование субъектной модели гражданского самосознания личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, No 4 (25). C. 289–292.

Грибанова В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в вузе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. No 3 (30). С. 133–142.

Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г., Шимановская Я.В. Основы гражданственности и п триотизма в истории нашего Отечества // ЦИТИСЭ. 2019. No 4 (21). C. 467–476. http://doi. org/10.15350/24097616.2019.4.44

Ефимова Г. З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Науковедение. 2014. No 6 (25). C. 1–13. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf (дата обращения: 21.02.2021).

Желнина А.А. Свобода от политики: «обычная» молодежь на фоне протестов // Социология власти. 2013. No 4. C. 139–149.

Захарченко К.А. Сравнительный анализ статусов эго-идентичности у современных юношей и девушек // Психология обучения. 2014. No 12. С. 109–126.

Зотова М.В. Роль преподавателя вуза в формировании гражданской позиции студентов как системного личностного образования // Системная психология и социология. 2015. No 2 (14). C. 114–117.

Кочетова Ю.А., Емельянова Е.А. Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, No 4. C. 147–156. http://doi.org/10.17759/psyedu.2019110412

Мартыненко О.О., Коротина О.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2016. No 8–9. C. 22–29.

Обидина Т.В. Эго-идентичность представителей юношеского возраста в контексте киберсоциализации // Современные наукоемкие технологии. 2013. No 7-2. C. 149–150.

Орестова В.Р. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте. М., 2001.

Поляков П.В. Зарубежные исследования феномена эгоцентризма и социально-политических установок детей и подростков в современном социуме // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, No 2. С. 51–54. http://doi.org/10.17759/jmfp.2016050206

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. Фрейд З. «Я» и «Оно». СПб.: Азбука-классика, 2006.

Adelson J., O’Neil R. Growth of political ideas in adolescence: The sense of community // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. Vol. 4. P. 295–306. http://doi.org/10.1037/h0023699 262

Chunyang Yu., Wenya Guo. Individualized teaching for college students’ ideological and political education based on the concept of cognitive science // Educational Sciences: Theory & Practice. 2018. Vol. 18, iss. 6. P. 3284–3293. http://doi.org/10.12738/estp.2018.6.232

Dias T., Menezes I. Children and adolescents as political actors: Collective visions of politics and citizenship: Highlighting Diversity and Intercultural Issues // Journal of Moral Education. 2014. Vol. 43, no. 3. P. 250–268. http://doi.org/10.1080/03057240.2014.918875

Emler N., Frazer E. Politics: The education effect // Oxford Review of Education. 1999. No. 25. P. 251–273. http://doi.org/10.1080/030549899104242

Galston W.A. Political knowledge, political engagement, and civic education // Annual Review of Political Science. 2001. No. 4. P. 217–234. http://doi.org/10.1146/annurev.polisci.4.1.217

Haste H., Hogan A. Beyond conventional civic participation, beyond the moral‐political divide: young people and contemporary debates about citizenship // Journal of Moral Education. 2006. Vol. 35. P. 473–493. http://doi.org/10.1080/03057240601012238

Marcia James E. Ego identity status: relationship to change in self-esteem, “general maladjustment”, and authoritarianism // Journal of Personality. 1967. Vol. 35, Mar. Iss. 1. P. 118–133. http://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1967.tb01419.x

Robinson D. Education, Family Background, and Political Knowledge: A Test of the Compensation Hypothesis with Identical Twins // Political Studies. 2020. Vol. 68, May. Iss. 2. P. 350–369. http://doi.org/10.1177/0032321719848901

Swalwell K., Payne K.A. Critical Civic Education for Young Children // Multicultural Perspectives. 2019. Apr.–Jun., vol. 21. Iss. 2. P. 127–132. http://doi.org/10.1080/15210960.2019.1606641

Youniss J., McLellan J., Yates M. What we know about engendering civic identity // American Behavioral Scientist. 1997. No. 40. P. 620–631. http://doi.org/10.1177/0002764297040005008

Информация об авторах

Емельянова Елизавета Андреевна, преподаватель, кафедра возрастной психологии имени профессора Л.Ф.Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: lizamgppu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 304
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 159
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2