Из истории психологической школы Ленинградского/Санкт-Петербургского университета: Нина Альбертовна Грищенко

63

Аннотация

Статья посвящена научным исследованиям и жизни ученого-психолога и педагога Н.А.Грищенко, которая более 50 лет трудилась в Ленинградском/Санкт-Петербургском университете и является ярким представителем психологической школы Б.Г.Ананьева. Она внесла большой вклад в развитие комплексного подхода к изучению человека. Ею были созданы методы исследования целостной структуры психомоторной организации, изучены закономерности развития психомоторики в разные периоды онтогенеза, в различных видах профессиональной деятельности. Она является автором первой в России монографии, посвященной психомоторной организации взрослого человека, была соавтором пяти монографий, двух учебников и более четырех учебных пособий для студентов-психологов и практиков. Работы Н.А.Грищенко внесли заметный вклад в создание психологической службы в системе образования, разработку психологических основ и методов профессиональной ориентации, в изучение влияния последствий радиационного загрязнения на интеллектуальный потенциал и развитие человека. Результаты ее исследований сегодня актуальны для теории и прикладных отраслей психологии. Она успешно сочетала научную работу с обучением и воспитанием студентов и аспирантов, была учителем с большой буквы, воспитала многие поколения психо- логов, которые работают в разных концах России и за рубежом. В статье приводятся воспоминания учеников Нины Альбертовны разных лет.

Общая информация

Ключевые слова: комплексные исследования, психомоторика, развитие, возраст, интеллектуальный потенциал, история психологической школы

Рубрика издания: История психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.306

Получена: 17.05.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Головей Л.А., Грищенко П.А. Из истории психологической школы Ленинградского/Санкт-Петербургского университета: Нина Альбертовна Грищенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 3. С. 284–293. DOI: 10.21638/spbu16.2021.306

Литература

Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959.

Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961.

Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л.: ЛГУ, 1955.

Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960.

Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969.

Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / под ред. А.А.Бодалева. Л.: ЛГУ, 1976. С. 13–35.

Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития человека // О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. С. 211–229.

Головей Л.А., Грищенко Н.А. Психологическая служба в школе. Л.: [б. и.], 1987.

Головей Л.А., Грищенко Н.А. и др. Первичная психологическая профконсультация. Врачебная профконсультация: Методические рекомендации / науч. ред. А.А.Крылов, В.П.Заяц. Л., 1988.

Грищенко Н.А. Психомоторика взрослого человека. Л.: ЛГУ, 1970.

Грищенко Н.А., Головей Л.А., Лукомская С.Л. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ. Л.: ЛГУ, 1988.

Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. Ч. 2: Методика исследования моторики. М.; Л., 1930.

Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / под ред. А.А.Крылова, Л.А.Головей. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003.

Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980.

Онтопсихология: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003.

Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / под ред. А.А.Бодалева. Л.: ЛГУ, 1976. Розе Н.А. Микродвижения пальцев рук в различных трудовых действиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук по психол. Л.: ЛГУ, 1964.

Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 3 / под ред. А.А.Бодалева, Н.В.Кузьминой, Е.Ф.Рыбалко. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1976.

Ярмоленко А.В. Обследование движений нормальных и аномальных детей. Л.: Учпедгиз, 1931.

Информация об авторах

Головей Лариса Арсеньевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: lgolovey@yandex.ru

Грищенко Павел Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей, возрастной и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: 3502000@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 309
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 63
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2