Генеративность и ценностные ориентации в период вхождения во взрослость при разной выраженности переживания одиночества

126

Аннотация

В работе обсуждается понятие «генеративность», подходы к его изучению и его место в зарубежной и отечественной психологии. Период вступления во взрослость — важный этап в жизненном цикле человека, в котором формируется личностная и профессиональная идентичность, происходит построение близких отношений, индивидуальной ценностной системы личности. Исследования генеративности, относящиеся к периоду ранней взрослости, показали, что генеративная направленность входит в ценностную структуру личности и может являться ведущим мотивом, одновременно это период построения социальных отношений и поиска личных границ. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором приняло участие 203 респондента в периоде вхождения во взрослость (17–24 года; M=19,58; SD=0,15), из них было 23 мужчины (11%) и 180 женщин (89%). Гипотезой данного исследования являлось предположение о том, что при дифференциальном анализе ценностей генеративная направленность и генеративные действия могут быть связаны с разными ценностями. Мы допустили, что, поскольку одиночество отражает отдельные аспекты взаимодействия человека с социумом, то при разном уровне его выраженности специфика соотношения ценностей и генеративности также может меняться. Были использованы методики: Шкала генеративности Лойолы (LGS), Список генеративных действий (GBC), Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н.Осина и Д.А.Леонтьева (ДОПО), Ценностный опросник (ЦО) Ш.Шварца. Применялся регрессионный и кластерный анализы. Результаты исследования указывают на тесную связь генеративных характеристик со стремлением поддерживать и сохранять традиции (культурные, семейные, религиозные и т. д.), а также с низким уровнем ощущения изолированности. Выявлено, что генеративность связана преимущественно с ценностями на уровне личностных приоритетов, нежели на уровне нормативных идеалов. Обсуждается связь генеративной направленности и гедонизма в зависимости от отношения к одиночеству: при стремлении избегать одиночества была выявлена обратная связь между характе- ристиками, тогда как при восприятии одиночества как ресурса — прямая. Практиче- ская значимость исследования заключалась в том, что полученные данные подтверждают, что при разной выраженности одиночества характеристики генеративности формируют различные связи с ценностями, что позволяет более дифференцированно подходить к сопровождению процесса вхождения во взрослость в практической и консультационной работе.

Общая информация

Ключевые слова: генеративность, генеративная направленность, генеративные действия, переживание одиночества, одиночество, изоляция, изоляция (одиночество), ценностные ориентации, гедонизм

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.403

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00812.

Получена: 25.07.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Полякова М.К., Харитонова Т.С., Стрижицкая О.Ю. Генеративность и ценностные ориентации в период вхождения во взрослость при разной выраженности переживания одиночества // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Том 11. № 4. С. 326–340. DOI: 10.21638/spbu16.2021.403

Литература

Белых Т.В., Харланова А.О. Психологический анализ переживания одиночества у студентов вуза // Гуманизация образования. 2018. No 3. С. 71–80.

Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.

Клементьева М.В. «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, No 3. С. 64–74. https://doi.org/10.17759/pse.2020250306

Осин Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, No 1. С. 55–81.

Полякова М.К., Твердохлебова А.М. Соотношение особенностей генеративности и переживания одиночества в период вхождения во взрослость // Мир педагогики и психологии: [Электронный ресурс]. 2019. No 12. https://scipress.ru/pedagogy/articles/sootnoshenie-osobennostej-generativnosti-i-perezhivaniya-odinochestva-v-period-vkhozhdeniya-vo-vzroslost.html (дата обращения: 09.08.2020).

Сергиенко Е.А. Принцип дифференциации — интеграции в системе методологии психологии развития // Дифференционно-интеграционная теория развития / сост. и ред. Н.И.Чуприкова, Е.В. Волкова. Кн. 2. М.: Языки славянской культуры. 2014. С. 45–61.

Сергиенко Е.А., Журавлев А.Л. Генезис принципа развития в современной психологии (вместо предисловия) // Принцип развития в современной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 5–27.

Стрижицкая О.Ю., Полякова М.К. Лойольская шкала генеративности: русскоязычная адаптация // Психологический журнал. 2018. Т. 39, No 1. С. 94–102. https://doi.org/10.7868/S0205959218010099

Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, No 2. С. 43–70.

Blatný M., Millová K., Jelínek M., Romaňáková M. Personality Predictors of Midlife Generativity: A Longitudinal Study // Journal of Adult Development. 2019. Vol. 26, no. 3. P. 219–231. https://doi.org/10.1007/s10804-018-9323-z

Cacioppo J.T., Cacioppo S., Boomsma D.I. Evolutionary mechanisms for loneliness // Cognition & Emotion. 2014. Vol. 28, no. 1. P. 3–21. https://doi.org/10.1080/02699931.2013.837379

Chen J., Krahn H.J., Galambos N.L., Johnson M.D. Wanting to be remembered: Intrinsically rewarding work and generativity in early midlife // Canadian Review of Sociology. 2019. Vol. 56, no. 1. P. 30–48.

Choe S.Y., Lee J.O., Read S.J. Self‐concept as a mechanism through which parental psychological control impairs empathy development from adolescence to emerging adulthood // Social Development. 2020. Vol. 29, no. 3. P. 713–731. https://doi.org/10.1111/sode.12431

Hofer J., Busch H., Šolcová I.P., Au A., Tavel P., Wong T.T. Generativity does not necessarily satisfy all your needs: Associations among cultural demand for generativity, generative concern, generative action, and need satisfaction in the elderly in four cultures // Developmental Psychology. 2016. Vol. 52, no. 3. P. 509–519. https://doi.org/10.1037/dev0000078

Kotre J. Generative outcome // Journal of Aging Studies. 1995. Vol. 9, no. 1. P. 33–41. https://doi.org/10.1016/0890-4065(95)90024-1

Krahn H.J., Johnson M.D., Galambos N.L. Intrinsically rewarding work and generativity in midlife: The long arm of the job // Work & Occupations. 2021. Vol. 48, no. 2. P. 184–206. https://doi.org/10.1177/0730888420964942

Lawford H.L., Astrologo L., Ramey H.L., Linden-Andersen S. Identity, intimacy, and generativity in adolescence and young adulthood: A test of the psychosocial model // Identity. 2020. Vol. 20, no. 1. P. 9–21. https://doi.org/10.1080/15283488.2019.1697271

Layden E.A., Cacioppo J.T., Cacioppo S. Loneliness predicts a preference for larger interpersonal distance within intimate space // PLoS ONE. 2018. Vol. 13, no. 9. P.e0203491. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0203491

Mackinnon S.P., Pasquale de D., Pratt M.W. Predicting generative concern in young adulthood from narrative intimacy: A 5-year follow-up // Journal of Adult Development. 2016. No. 23. P. 27–35. https://doi.org/10.1007/s10804-015-9218-1

Matthews T., Odgers C.L., Danese A., Fisher H.L., Newbury J.B., Caspi A., Moffitt T.E., Arseneault L. Loneliness and neighborhood characteristics: A multi-informant, nationally representative study of young adults // Psychological Science. 2019. Vol. 30, no. 5. P. 765–775. https://doi.org/10.1177/0956797619836102

McAdams D., Aubin de St. E. A theory of generativity and its assessment through self-report, behavioral acts, and narrative themes in autobiography // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 62, no. 6. P. 1003–1015.

McAdams D.P., Aubin de St. E. Generativity and adult development: How and why we care for the next generation. Washington, D. C.: American Psychological Association Press, 1998.

McAdams D.P., Aubin de St. E., Logan R. Generativity among young, midlife, and older adults // Psychology of Aging. 1993. No. 8. P. 221–230.

Nowakowska I. Prosociality in Relation to Developmental Tasks of Emerging Adulthood. Developmental Psychology // Psychologia Rozwojowa. 2020. Vol. 25, no. 4. P. 15–25. https://doi.org/10.4467/20843879PR.20.024.13432

Stewart A.J., Water van de E.A. The course of generativity // McAdams D.P., Aubin de St. E. (eds) Generativity and adult development: How and why we care for the next generation. Washington, DC: American Psychological Association Press, 1998. P. 75–100.

Strizhitskaya O., Polyakova M. Generativity structure in Russian sample: approaches and concerns // 7th icCSBs 2018 The Annual International Conference on Cognitive — Social, and Behavioural Sciences: conference proceedings. 2019. P. 109–117. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.02.02.13

Информация об авторах

Полякова Мария Константиновна, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: polovinayakova@mail.ru

Харитонова Татьяна Сергеевна, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: tharitonova@yandex.ru

Стрижицкая Ольга Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7141-162X, e-mail: o.strizhitskaya@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 254
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 126
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4