Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10334Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология - №4 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

ВАК

Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика

Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет

ISSN (печатная версия): 2658-3607

ISSN (online): 2658-6010

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16

Издается с 2011 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности 232

|

Реан А.А.
доктор психологических наук, академик РАО, Институт образования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1107-9530
e-mail: profrean@yandex.ru

Ставцев А.А.
магистр психологии, аналитик, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия
e-mail: stavtsev.alex@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается предиктивная модель личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности, разработанная авторами на основе исследования, проведенного на широкой выборке педагогов РФ (N=7946). Концептуально представленная модель основана на модели VIA (Values in Action), одной из ключевых моделей в рамках научного направления позитивной психологии. В ходе исследования было выделено 14 качеств личности из 24 в оригинальной модели, имеющих наибольший мультипликационный эффект полезности для личного благополучия в профессиональной деятельности педагогов. Личное благополучие в профессиональной деятельности рассматривалось как совокупность личностных факторов, включающих в первую очередь высокую самоэффективность личности и отсутствие профессионального выгорания, во вторую — общее психологическое благополучие личности, выраженное удовлетворенностью жизнью и самооценкой. Полученная модель может стать эффективным инструментом практического применения концепций позитивной психологии в области профессиональной ориентации молодых людей, а также инструментом развития профессиональных компетенций педагогов в сфере личного благополучия в профессиональной деятельности, в частности в форме подбора наиболее эффективных позитивных психологических интервенций (ППИ) для развития наиболее востребованных сильных сторон личности и редуцирования рисков профессионального выгорания. Представленная модель является первым шагом в изучении взаимосвязей 24 качеств личности в контексте профессиональных особенностей индивидов. С помощью данного инструмента индивид может оценить, насколько желаемая профессия подходит ему, однако невозможно утверждать, насколько определенный индивид подходит профессии, поскольку профессия выдвигает требования, выходящие за рамки исследуемых качеств. В дальнейшем возможно масштабирование представленной концепции на другие профессиональные сферы.

Ключевые слова: позитивная психология, 24 сильные стороны личности, психологическое благополучие профессионала, психологическое благополучие , профессиональное выгорание, педагоги

Рубрика: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.406

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ по разработке научной темы «Модерация процессов воспитания, социализации и профилактики асоциального поведения детей и подростков в контексте позитивных психологических интервенций» № 121 081 20 00 35-9.

Получена: 25.08.2021

Принята в печать: 09.09.2021

Ссылка для цитирования

Литература

Буровихина И.А., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения профиля личных достоинств // Психологическая диагностика. 2007. No 1. С.107–127. https://docplayer.ru/38207480-Sily-haraktera-kak-resursy-lichnosti-podrostka-opyt-primeneniya-oprosnika-profil-lichnyh-dostoinstv.html (дата обращения: 29.10.2021).

Гришина Н.В. Введение в экзистенциальную психологию. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2015.

Леонтьев Д.А. Позитивная психология повестка дня нового столетия // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2012. Т. 9, No 4. С. 36–58. .

Реан А.А., Ставцев А.А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. 2020. No 3. C. 37–59.

Ставцев А. А., Реан А. А., Кузьмин Р. Г. Сильные стороны личности российских педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны личности» (VIA — IS120) // Интеграция образования. 2021. Т. 25, No 4. С. 372–386. http://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.372-386 (в печати).

Azañedo C.M., Fernández-Abascal E.G., Barraca J. Character strengths in Spain: Validation of the Values in Action Inventory of Strengths (VIA-IS) in a Spanish sample // Clínica y Salud. 2014. Vol. 25, no. 2. P. 123–130.

Brdar I., Kashdan T.B. Character strengths and well-being in Croatia: An empirical investigation of struc- ture and correlates // Journal of research in personality. 2010. Vol. 44, no. 1. P. 151–154.

Khumalo I.P., Wissing M.P., Temane Q.M. Exploring the validity of the Values-In-Action Inventory of Strengths (VIA-IS) in an African context // Journal of Psychology in Africa. 2008. Vol. 18, no. 1. P. 133– 142. https://doi.org/10.1080/14330237.2008.10820180

McGrath R.E., Wallace N. Cross-validation of the VIA inventory of strengths-revised and its short forms // Journal of personality assessment. 2021. Vol. 103, no. 1. P. 120–131.

Otake K., Shimai S., Ikemi A., Utsuki N., Peterson C., Seligman M. E. P. Development of the Japanese version of the Values in Action Inventory of Strengths (VIA-IS) // Japanese Journal of Psychology. 2005. No. 76 (5). P. 461–467. https://doi.org/10.4992/jjpsy.76.461 (На япон.)

Peterson C., Seligman M. E. P. Character strengths and virtues: A handbook and classification. Oxford: Oxford University Press, 2004. Vol. 1.

Ruch W., Gander F.,Wagner L., Giuliani F. The structure of character: On the relationships between character strengths and virtues // The Journal of Positive Psychology. 2021. Vol. 16, no. 1. P. 116–128. https://doi.org/10.1080/17439760.2019.1689418

Schaufeli W.B., Maslach C., Marek T. The future of burnout // Professional burnout. Milton-Park: Routledge, 2017. P. 253–259.

Seligman M.E.P. Positive psychology: A personal history // Annual Review of Clinical Psychology. 2019. Vol. 15. P. 1–23. https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-050718-095653

Seligman M.E.P., Csikszentmihalyi M. Positive Psychology: An Introduction // Csikszentmihalyi M., Larson R. Flow and the foundations of positive psychology. Dordrecht: Springer, 2014. Vol. 10. P. 279–298. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9088-8_18

Seligman M.E.P., Steen T. A., Park N., Peterson C. Positive psychology progress: empirical validation of interventions // American psychologist. 2005. Vol. 60, no. 5. P. 410–421.

Stajkovic A.D., Luthans F. Self-efficacy and work-related performance: A meta-analysis // Psychological bulletin. 1998. Vol. 124, no. 2. P. 240–261. https://doi.org/10.1037/0033-2909.124.2.240

 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика