К психологии возможного: антропологический, детерминистский, аксиологический и экзистенциальный контексты

127

Аннотация

В статье анализируется роль категории возможного в психологии в четырех контекстах рассмотрения. В антропологическом контексте представление возможного рассматривается как специфическая особенность человеческой психологии, в отличие от других видов живых существ. Сам человек при этом рассматривается как скорее возможное существо, чем фактичное, как возможность самого себя. В контексте проблемы детерминизма ориентация на возможное выступает как один из механизмов мотивации и регуляции деятельности, основанный на рефлексивном сознании и целеполагании. Из круга возможного наше сознание вычленяет те возможности, которые обладают для нас определенной ценностью, привлекательностью, смыслом, и в силу этого рассматриваются как потенциальные варианты действий. Однако в деятельности воплощаются лишь немногие из них, которые проходят еще одну селекцию и принимаются нами как должное — как цели, за реализацию которых мы принимаем на себя ответственность. В аксиологическом аспекте возможности выступают как благо, или ценность, как компонент качества жизни и благополучия. Приводятся эмпирические данные о связях представления об имеющихся возможностях с многочисленными индикаторами субъективного и психологического благополучия. Наконец, в экзистенциальном контексте возможности предстают как варианты жизни, осознанно выбираемые и реализуемые субъектом. Действие в пространстве возможного предполагает принятие ответственности, рефлексию и осознанное принятие его цены. Включая рефлексивное сознание, мы понимаем возможности, взвешиваем и осознаем все следствия, которые для нас эти действия повлекут, ту цену, которую придется заплатить за те или другие действия, принимаем на себя риск и ответственность за выбор. Свобода предстает в этом контексте как осознанная возможность. Пространство возможного и есть пространство нашей ответственности и нашей свободы.

Общая информация

Ключевые слова: возможное, необходимое, детерминизм, целеполагание, свобода, ответственность

Рубрика издания: Теория и методология психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.201

Финансирование. Статья подготовлена в ходе работы в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Получена: 01.03.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Леонтьев Д.А. К психологии возможного: антропологический, детерминистский, аксиологический и экзистенциальный контексты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 2. С. 111–121. DOI: 10.21638/spbu16.2022.201

Литература

Знаков В. В. Психология возможного: новое направление исследований понимания. М.: Ин-т психологии РАН, 2020.
Иванченко Г. В. Представления студентов выпускных курсов о возможном: региональные и гендерные различия // Психология. Журнал ВШЭ. 2008. Т. 5, № 1. С. 32–63.
Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
Леонтьев Д. А. Причинность и объяснение в психологии личности: от необходимого к возможному // Эпистемология и философия науки, 2008. Т. XVII, № 3. С. 127–142.
Леонтьев Д. А. Психология как гуманитарная наука: от дисциплины необходимого к «цветущей сложности» возможного // Прогресс психологии: критерии и признаки / под ред. А. В. Журавлева, Т. Д. Марцинковской, А. В. Юревича. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 95–110.
Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3–27.
Леонтьев Д. А. О некоторых аспектах проблемы «культура и личность» // Культурно-историческая психология. 2013. № 1. С. 22–30.
Леонтьев Д. А. Конец имманентности и перспектива возможного // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации / отв. ред. Г. Л. Белкина. М.: Ленанд, 2014. С. 174–185.
Леонтьев Д. Грани возможностного // Homo scriptor: сборник статей и материалов в честь 70-летия М. Эпштейна; под ред. М. Липовецкого. М.: Новое литературное обозрение, 2020. C. 384–404.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Прогресс, 1992.
Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995.
Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. М.: РХГИ, 1997.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Франкл В. Безусловный человек. М.: Смысл, 2022.
Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.
Хэзлитт У. // Суета сует: пятьсот лет английского афоризма / сост., предисл. и пер. А. Ливерганта. М.: Руссико; ред. газ. «Труд», 1996. С. 135–142.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: Политиздат, 1966.
Эпштейн М. Н. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001.
Эпштейн М. Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: НФ «Класс», 1999.
Veenhoven R. Quality-of-life research // Bryant C. D., Peck D. L. (eds). 21st Century Sociology: A Reference Handbook. Vol. 2. Thousand Oaks: Sage, 2007. P. 54–62.
Veenhoven R. Happiness, also known as “Life Satisfaction” and “Subjective Well-Being” // Handbook of Social Indicators and Quality of Life Research / eds K. C. Land, A. C. Michalos, M. J. Sirgy. Dordrecht: Springer Science + Business Media B. V., 2012. P. 63–77. https://doi.org/10.1007/978-94-007-2421-1_3


Информация об авторах

Леонтьев Дмитрий Алексеевич, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТГУ), заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации; профессор факультета социальных наук департамента психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), г. Москва, Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2252-9805, e-mail: dmleont@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 188
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 127
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6