Программа работы с детьми, имеющими первый уровень речевого недоразвития

858

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, речевое недоразвитие, коррекция речевых нарушения

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Климонтович Е.Ю. Программа работы с детьми, имеющими первый уровень речевого недоразвития // Аутизм и нарушения развития. 2007. Том 5. № 3. С. 22–29.

Полный текст

Предлагаемая вашему вниманию часть программы посвящена развитию понимания речи, формированию словарного запаса и является первой частью 4-го раздела пособия. Даже в тех случаях ОНР-1, когда понимание речи на бытовом уровне, на первый взгляд, сформировано, рекомендуется проводить занятия по развитию понимания речи, уточнению значений слов. Работая над развитием словаря, в первую очередь, необходимо убедиться в том, что ребенок понимает и уверенно соотносит слово и понятие. На начальных этапах работы с неговорящим ребенком основной целью для педагога является расширение пассивного словарного запаса, и огромную роль здесь играет развитие речевой мотивации. Начинать следует с побуждения ребенка к общению; необходимо создавать такие ситуации, когда он будет получать удовольствие от общения со взрослыми. Проще всего налаживать контакт в процессе игры, которая становится полноправной частью коррекционного процесса. Ниже приведены образцы настольной игры лото, которую рекомендуется использовать в коррекционной работе на данном этапе.

Раздел 4.

Развитие понимания речи, формирование словарного запаса и основ связной речи

I. Понимание инструкций

На первом этапе работы рекомендовано выполнять инструкции, произносимые педагогом, вместе с ребенком. Здесь приведены произвольно выбранные инструкции, но желательно, чтобы они были соотнесены с реальной ситуацией занятия. Например, взять из шкафа именно ту книгу, по которой занимается ребенок. Взять те игрушки, которые используются в процессе занятия. Инструкции постепенно усложняются по мере развития речи ребенка. Желательно повторять периодически и те инструкции, которые уже были отработаны. Важно, давая ребенку инструкцию, следить не только за тем, чтобы она была ребенку понятна, но добиваться обязательного ее выполнения.

а)

1.      Подойди к окну.

2.      Возьми книгу из шкафа.

3.      Положи книгу на стол.

4.      Дай игрушку (кошку, машинку и т.д.).

5.      Посади куклу в машину.

6.      Дай мне карандаш и листок.

7.      Причеши волосы.

8.      Поставь чашку на стол.

б)

1.      Возьми книжку из шкафа и дай мне.

2.      Возьми карандаш и листок, давай порисуем.

3.      Возьми мишку и посади его на окно.

4.      Поставь книгу обратно на полку.

Формирование словаря

На начальном этапе коррекционной работы при формировании словаря мы, в первую очередь, ставим задачу расширения пассивного словаря, улучшения понимания речи окружающих и активизацию собственной речи ребенка. Не стоит добиваться правильного произношения слов. Важно, чтобы слово, даже звучащее искаженно, закрепилось за конкретным понятием. Развитие словаря должно происходить гармонично: практически одновременно отрабатывается предметный и глагольный словарь, по мере формирования понятия "Цвет" и запоминания названий цветов вводятся производные от названия цветов - прилагательные.

Предметный словарь

а)       Заучить имена близких ребенку людей.

б)       Выучить 10-12 слов - названий окружающих предметов.

Шуба, шапка, сапоги, шарф, чашка, вилка, тарелка, лампа, каша, машинка, кукла, мишка. Ребенок должен научиться узнавать и называть их как в реальной жизни, так и на картинке.

в)      Когда ребенок начнет уверенно называть предметы, выбираются следующие 10­12 слов.

Закрепление предметного словаря, формирование бытовых представлений и простейших обобщений проводится с помощью наглядного материала.

Лото "Разбери пару". Сначала взрослый называет каждый предмет на картинке (рис. 1), объясняя зачем он нужен. Потом просит показать на картинке тот или иной предмет. Обращает внимание ребенка на то, какие предметы подходят друг другу. Надо вырезать картинки (рис.2, 3). Рассмотреть их с ребенком, опять называя каждую картинку. Найти пару к каждой картинке. Можно пользоваться образцом (рис. 1).

Лото "Что к чему подходит" (рис. 4, 5, 6,7). Внимательно рассмотрите каждую картинку. Назовите нарисованные на ней предметы. Объясните, какие предметы подходят друг другу, а какие нет. Когда ребенок научится легко справляться с этой задачей, поиграйте с ним в разные игры, где требуется подбор предметов по какому-то признаку: одеть куклу, накрыть кукольный стол, собрать кукле портфель для школы, собрать вещи для похода. Полезно таким образом играть с картинками и с реальными предметами.

 Глагольный словарь

а)     Уточнить значение каждого глагола.

б)    Показать картинку, назвать действие, попросить повторить это действие (рис. 8-10). Если ребенок затрудняется продемонстрировать его самостоятельно, педагог показывает ребенку что значит сидеть, лежать, пить и т.д. Пусть ребенок поиграет с игрушками. Посмотрит, как они умеют сидеть, лежать, пить, есть и т.д.

Тема считается усвоенной, если ребенок без труда показывает на картинке названные педагогом действия и сам может назвать их.


Тогда можно переходить к образованным от названия цвета прилагательным.

Покажите ребенку изображение цветов. Предложите ребенку сначала показать их по инструкции — покажи синий цветок, покажи красный цветок. Потом назвать их самостоятельно (красный цветок, синий цветок и т.д.).

Форма.

Педагог называет изображенные на рисунке плоскостные фигуры. Сначала две — квадрат и круг. Педагог предлагает ребенку рассмотреть окружающие предметы и найти похожие на круг (кольца пирамидки, блюдце), на квадрат (крышка стола) и показать их. Выбрать из набора геометрических фигур все квадраты и круги.

Когда ребенок начнет уверенно выбирать из других названные фигуры, можно попытаться ввести слова круг, квадрат. Следующие фигуры изучаются аналогично. Существенно, чтобы изучаемые геометрические фигуры были одного цвета.

 

Тема может считаться изученной, когда ребенок по инструкции показывает все фигуры и может их назвать (рис. 11, 12).

Размер.

Педагог показывает ребенку первую пару картинок и называет их: это большой троллейбус, а это - маленький. И так далее. Смотрит вместе с ребенком в комнате: вот большой мишка, а вот - маленький, вот большая чашка, а вот - маленькая.

Материал считается усвоенным, когда ребенок уверенно выбирает из пары предмет заданного размера и легко справляется с выбором маленького или большого предмета на рисунке 15, а также легко использует слова "большой", "маленький". 

Литература

  1. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика. - С-Пб.: КОРОНА-поинт., 2004.
  2. Резниченко Т.С. Занимательный букварь для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: ГНОМ и Д., 2001.
  3. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Русский язык – от игры к знаниям. Для детей 4-6 лет. - С-Пб.: Издательский дом "Нева", 2004.
  4. Сутеев В. Сказки. Любое издание.
  5. Настольные игры: "Парочки", лото, домино, лото "Геометрические фигуры" на возраст 4-6 лет,
  6. Набор цветных кубиков.

Информация об авторах

Климонтович Екатерина Юрьевна, учитель-логопед, Центр лечебной педагогики, Москва, Россия, e-mail: cpmsdip@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1239
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 858
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1