Как учиться и где работать инвалиду?

520

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Смирнова М.В. Как учиться и где работать инвалиду? // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 2. С. 68–71.

Полный текст

КАК Я ВЫБИРАЛА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Я инвалид детства. Страдаю детским церебральным параличом. Мне 24 года. Я учусь на юриста.

Вообще я хотела быть журналистом или ветеринаром. Но какой ты журналист или ветеринар, когда не можешь самостоятельно передвигаться по городу. Надо было выбирать специальность, не требующую частых перемещений. Из таких специальностей были бухучет и правоведение. Я выбрала специальность юриста.

Когда я кончала школу, 11-й, мы попали в программу Правительства г. Москвы и I-школы (вот её сайт; http://www.home-edu.ru/), которая предоставляла детям- инвалидам компьютерное оборудование и возможность дальнейшего образования в колледже и в институте. Затем обещали помочь с трудоустройством.

После окончания школы я сдала вступительные экзамены по русскому и английскому языкам и по математике. Сдача экзаменов во время обучения проходила следующим образом: из учебного заведения мне на электронную почту присылали задание, я его выполняла за определённое количество дней и отправляла по электронной почте преподавателю на проверку. Если все было правильно, то получала зачет. А если задание было выполнено неправильно, то мне предоставлялась еще одна попытка. Но не больше двух попыток.

ГДЕ И КАК Я УЧУСЬ

Сейчас я уже 5-й год (с 2004 года) учусь в колледже МЭСИ — Московского института экономики, статистики и информатики (вот его сайт: http://www.college.mesi.ru/) по дистанционной форме обучения, то есть через Интернет. Но на каком курсе я сейчас учусь, сказать трудно, потому что сам процесс обучения очень растянут. Дело в том, что даже если я сдам предметы в срок, то мне не дают сразу новые предметы и задания: преподаватели ждут, когда подтянутся другие учащиеся. Вот и теряется мое время, потому что преподаватели не хотят тратить свое на кого-то одного и ждут порой по два месяца, пока другие студенты нашей группы сдадут работы!

Обучение проходит следующим образом: нам «открывают» учебник на сайте колледжа, дают задания — рефераты или курсовые, тесты, итоговые экзамены и календарные планы, в которых указаны сроки выполнения заданий. Учебники по 150—200 страниц приходится распечатывать, так как читать с экрана монитора очень тяжело. Рефераты или курсовые надо писать, найдя нужную информацию в Интернете, а потом отправлять на проверку преподавателю по электронной почте. Если что-то не так, преподаватель иногда указывает на ошибки, и мы их исправляем. Если все выполнено верно, нам «открывают» доступ к экзамену. Экзамены проходят в форме тестирования на сайте колледжа с ограниченным временем, например, на 30 вопросов надо ответить за 60 минут. Лично для меня сложность состоит в том, что ответы можно давать только с помощью компьютерной мыши, а мне трудно управлять мышью из-за гиперкинезов, и, таким образом, много времени уходит впустую на работу с мышью, не говоря уже о сложности самих вопросов. По окончании теста компьютер показывает, сдан тест или нет. Если тест не сдан, то я отправляю письмо преподавателю, чтобы он дал повторный доступ к ресурсу. Но на наши письма преподаватель отвечает не сразу: ответа можно ждать неделю, а то и две. Если студентам что-то непонятно, преподаватель предлагает нам все искать самим в Интернете.

На мой взгляд, студенты на дистанционном обучении обязательно должны иметь возможность регулярно встречаться и общаться лично. Если б администраторы колледжа устраивали собрания или встречи студентов-инвалидов, например, раз в три месяца, это дало бы нам возможность общаться и помогать друг другу в учебном процессе. Может быть, это дало бы возможность нам пообщаться также и с преподавателями и задать вопросы по обучению. Ведь даже студенты — заочники могут проконсультироваться у преподавателей, а у студентов-дистанционников такой возможности нет.

Если кто-то из студентов не может самостоятельно передвигаться, ему могли бы помочь добраться до колледжа родители или кто-то ещё. Подобные встречи позволили бы не только получить консультацию по учебе, но и дали бы опыт живого общения с людьми, а не только по электронной почте. Живое общение инвалидам необходимо не меньше, чем обычным людям, как для развития, так и для дальнейшего устройства на работу в какую-либо организацию.

ОТКЛЮЧЕНИЕ ИHTEPHETА

С самого начала обучения Интернет у нас был бесплатный: его нам оплачивал колледж. Нам обещали, что пока мы будем учиться, эта льгота сохранится. Но в декабре 2007 года у меня вдруг отключили Интернет. Мы позвонили в службу технической поддержки, которая нам обычно помогала решать проблемы с подключением, и нам сказали, что теперь мы сами должны оплачивать Интернет, и что в программу бесплатного Интернета теперь включены только дети-инвалиды, учащиеся в I-школе. Об этой проблеме мы писали в Правительство г. Москвы, но ответа пока никакого нет. И вот уже год мы платим за Интернет сами.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ НЕ ВСЕГДА ХОТЯТ С НАМИ ЗАНИМАТЬСЯ

Ещё я хотела бы написать вот о чём. С февраля 2008 года у нас был перерыв в обучении в колледже МЭСИ. Когда мы писали и звонили в колледж весной 2008 года, нам отвечали, что для инвалидов нет преподавателей. Но эта ситуация сохранилась и в новом учебном году. Когда мы снова позвонили в колледж, то нам ответили, что учителя не хотят заниматься с инвалидами. Причем данная проблема возникла только на факультете правоведения, иными словами, с инвалидами не хотят заниматься только преподаватели правовых дисциплин. На факультетах бухучета, менеджмента, информатики и др. таких проблем нет, — об этом нам сказали в администрации колледжа. Но все же через три недели после нашего звонка на сайте колледжа нам открыли для изучения следующие предметы.

В общей сложности с февраля по ноябрь 2008 года у меня не было никакого обучения. С сентября 2004 года по июнь 2007 года я проходила по 5-6 предметов за каждый учебный год. Но за это время я прошла только общеобразовательные предметы, такие как, например, информатика, высшая математика, макроэкономика и др., и только пять предметов по специальности. Когда в ноябре этого года в колледже уточняли, сколько мне ещё надо пройти дисциплин по учебному плану, оказалось, что остается ещё 15 дисциплин, и все они связаны с изучением права, а это, как минимум, еще три года обучения. А ведь это только колледж, и впереди ещё — высшее образование. Только я сомневаюсь, что при таких обстоятельствах будет возможность окончить институт и хотя бы в обозримом будущем получить аттестат об окончании колледжа. Меня постоянно тревожит вопрос, сколько лет жизни еще займет обучение, и как после этого устраиваться куда-то на работу. В нашем обществе и здоровому человеку довольно трудно найти работу, а инвалиду и подавно.

ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ

На мой взгляд, это очень сложный вопрос.

Когда мы поступали в колледж МЭСИ, нам обещали помочь с трудоустройством. Но теперь, поскольку преподаватели не всегда хотят заниматься с нами, что заметно замедляет процесс обучения, в возможность трудоустройства с помощью колледжа верится все меньше. По крайней мере, когда мы спрашивали об этом в администрации колледжа, ответ был очень неопределённым. На мой взгляд, должна существовать определенная система льгот и поощрений как для преподавателей, которые занимаются с учащимися, имеющими инвалидность, так и для работодателей, принимающих на работу людей с ограниченными возможностями. В выигрыше бы оказались все, это, прежде всего, помогало бы нравственному оздоровлению нашего общества, где порой не хватает сочувствия и милосердия.

Значит, после окончания обучения остается искать работу по знакомству. Но как это все будет? Не знаю. Есть несколько вариантов. Например, меня мама или кто-то ещё будут отвозить на работу, а вечером забирать домой, но мне нужно, чтоб мне в чем-то помогали на службе; или курьер будет привозить мне работу на дом, я её буду выполнять, и курьер будет её забирать; либо, в конце концов, работу мне могут пересылать по электронной почте, а, выполнив ее, я могла бы отправить ее обратно. Но все это вызывает много сомнений и вопросов. Ведь в нашем обществе не все согласны брать на работу инвалидов, и далеко не везде считают инвалидов полноценными членами общества. А некоторые вообще считают, что инвалиды шокируют здоровых людей и должны сидеть только дома и нигде не появляться.

Поэтому вопрос о возможности работы для нас очень сложный. Мы, люди с ограниченными возможностями здоровья, пытаемся адаптироваться к условиям, в которые нас ставит общество. Но и обществу, в свою очередь, надо изменить свои взгляды на людей с ограниченными возможностями, которые хотят и могут приносить пользу другим людям своим трудом, а не быть нахлебниками и обузой.

Информация об авторах

Смирнова Мария Владиславовна, сотрудник НКО "Наш солнечный мир", Москва, Россия, e-mail: smirnova-masha@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 758
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 520
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0