Коммуникативные игры на занятиях по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра

4934

Аннотация

Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с аутизмом независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, когда и как необходимо использовать коммуникацию. Одной из задач занятий по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра является развитие коммуникативных потребностей и способностей.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, коммуникативные способности, коммуникативные игры, подготовка к школе

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Власова Л.И. Коммуникативные игры на занятиях по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 4. С. 42–46.

Полный текст

 

Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с аутизмом независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, когда и как необходимо использовать коммуникацию. Одной из задач занятий по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра является развитие коммуникативных потребностей и способностей.

 

Детям, имеющим расстройства аутисти­ческого спектра, сложно общаться с другими людьми и находить с ними общий язык. Даже если ребенок с аутизмом может построить простую фразу, имеет хороший словарный запас, это не означает, что процесс общения не будет вызывать у него затруднений.

Нам бы хотелось поделиться опытом развития первичных форм коммуникации в группе детей, посещающих занятия по подготовке к школе в начале курса занятий.

Описание детей группы

Участниками группы подготовки к школе являлись дети шестилетнего возраста, имеющие диагноз аутизм. Коммуникация этих детей имела следующие особенности. Трое детей из группы имели значительно менее развитую коммуникативно-аффективную сферу по сравнению с когнитивным развитием. У них отмечались недостаточная потребность в коммуникации и заметно сниженная способность ее устанавливать. Вместе с тем, их когнитивное развитие соответствовало возрастным требованиям. Речь характеризовалась единичными аграмматизмами и незначительными нарушениями произносительной стороны. Дети могли употреблять распространенные фразы и отвечать на вопросы, могли сами задать вопрос бытового характера.

У двоих детей имелось недоразвитие и коммуникативных, и когнитивных способностей. Речевое развитие у них отличалось недоразвитием грамматики, лексики и произношения. Употребляемая ими фраза была аграмматична.

Один ребенок имел выраженные трудности в речевом развитии, в развитии когнитивной сферы и коммуникации. Его коммуникацию затрудняли не только поведенческие особенности, но и выраженные нарушения произношения и слоговой структуры слов, которые существенно снижали разборчивость речи.

Для дальнейших занятий с детьми и коррекционной работы была четко сформулирована проблема — недостаточная потребность в общении и недоразвитие коммуникативных способностей у детей, посещающих групповые занятия.

У всех детей наблюдались следующие трудности коммуникации со сверстниками и взрослыми:

   отсутствие или недостаточное стремление к общению;

  отсутствие или слишком кратковременный зрительный контакт;

  неумение привлечь внимание собеседника, в том числе, называть его по имени;

   неумение вступать в процесс общения, поддерживать диалог и адекватно завершать его;

  неумение понятно выразить свое желание, мысль речевыми средствами общения.

Все перечисленное привело к определению структуры работы для развития у детей коммуникативных способностей:

цель: развивать коммуникативные способности, необходимые детям для общения с другими участниками группы на начальном этапе: стимулировать желание общаться с другими детьми, умение устанавливать зрительный контакт, умение обращать внимание собеседника на себя вербально и невербально;

метод: использование на занятии коммуникативных игр и создание ситуаций, требующих общения детей между собой.

Ход работы: для достижения цели в групповых занятиях с детьми активно использовались игровые задания.

Примеры игр и игровых заданий, использованных на групповых занятиях

1.    «Хоровод»

Цель: организовать первичное невербальное взаимодействие детей друг с другом.

Дети стоят в кругу, держатся за руки. По заданию взрослого они движутся направо, налево,сходятся к центру, расходятся от центра, стараясь отпускать руки. Можно в процессе хоровода петь детские песенки, знакомые детям, водить хоровод под музыку.

2.    «Змейка»

Вариант «хоровода», только тут дети стоят друг за другом и держатся за плечи стоящего впереди. Ведущий взрослый стоит первым и направляет движения «змейки».

3.    «Гляделки»

Цель: учить детей устанавливать зрительный контакт.

Во время игры ведущий (сначала взрослый, потом ведущими становятся дети) должен выбрать одного из детей и посмотреть ему в глаза. Тот, кому ведущий смотрит в глаза, должен сделать заранее оговоренное простое действие (сесть, подпрыгнуть, крикнуть и т.п.). Остальные дети действие не выполняют, пока не будет установлен зрительный контакт с ведущим.

4.    «Передай мяч»

Цель: обратить внимание ребенка на других детей группы, учить называть детей по имени, устанавливать зрительный контакт.

Вариант 1. Дети сидят в кругу. Нужно передавать мяч по кругу, посмотрев и назвав того, кому передаешь мяч. Или мяч можно передавать в произвольном направлении, называя имя ребенка.

Вариант 2. Используется как приветствие в начале занятия. Дети, передавая мяч, здороваются со своим соседом, называя его по имени.

5.    «Соковыжималка»

Цель: знакомить детей с другими участниками группы.

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Выбирается один ребенок, который встает в центр круга. Он называет какой-нибудь фрукт или ягоду. Дети движутся к центру, произнося: «Жжжжжжж!», изображая соковыжималку. После того как участники игры коснутся игрока в центре («сделать сок из фрукта»), игра останавливается, и выбирается следующий желающий.

Если данная игра доставляет некоторым детям дискомфорт ощущением прикосновения, то в центр круга их ставить не рекомендуется.

6.    «Кто сказал «мяу»

Цель: побуждать детей называть друг друга по имени, обратить внимание на голос каждого участника группы.

Дети сидят в произвольном порядке на ковре с закрытыми глазами. Ведущий касается одного из ребят, и тот должен произнести: «Мяу!». После чего все игроки открывают глаза и угадывают, кто сказал «Мяу».

Вариант игры: «Кого укусил комарик?». Только вместо «Мяу» ребенок произносит: «Ай!», когда ведущий дотронется до него.

7.    «Позови»

Цель: учить обращать внимание сверстника на себя как вербальным способом, так и невербальным.

Дети стоят спиной к водящему ребенку. Он выбирает того, кто должен повернуться лицом и называет его по имени (либо дотрагивается до плеча и потом называет по имени). Выбранный ребенок становится водящим. Остальные не должны поворачиваться, пока не услышат свое имя.

8.    «Давай меняться»

Цель: учить адекватно выражать желание обменять игрушку.

Каждый ребенок выбирает себе игрушку из имеющихся на занятии. Внимание детей по очереди обращается на ребенка и на его игрушку. По заданию взрослого детьми выполняются различные действия с игрушкой: спрятать за спину, поднять над головой, поставить на пол и т.п. Далее детям предлагается поменяться игрушками, произнося фразу: «Катя, давай меняться», «Миша, давай меняться» и т.д.

Следует отметить, что не все дети поначалу проявляют желание обменяться игрушками, поэтому следует заранее изучить предпочтения таких ребят и использовать понравившиеся им игрушки для стимуляции желания поменяться.

Игры проводились на различных этапах занятия, в том числе и во время динамической паузы, так как большинство из них включали задания на движения. На этапе ознакомления с игрой взрослый брал на себя ведущую роль, доля которой постепенно снижалась, когда дети овладевали игрой. Игры периодически менялись от занятия к занятию, тем самым поддерживался интерес детей к данной деятельности.

Наряду с этими и подобными им играми на начальном периоде обучения в группе применялись различные приемы стимулирования общения между детьми:

  общение между детьми до и после занятий группы и во время перерывов поддерживалось родителями и педагогами;

  на этапах занятия, где требуется использование рабочих тетрадей и раздаточного материала, сами дети раздавали материал другим;

  использование игр, где требовалась совместная деятельность детей. Например, постройка башни из больших мягких блоков;

  почти на каждом занятии дети демонстрировали свои поделки по заданной теме перед всеми участниками группы, рассказывали о них, а педагог побуждала остальных детей хвалить, аплодировать;

— проводились празднования дней рож­дений детей в рамках деятельности группы;

— на занятиях и вне их в группе всячески поддерживался положительной эмоциональный настрой.

Результат

Игры, подобные описанным, использовались на занятиях в группе подготовки к школе в течение трех месяцев.

В результате у детей группы улучшилась коммуникация. Даже те из них, у кого присутствовали выраженные трудности в экспрессивной речи, стали проявлять стремление общаться со сверстниками и взрослыми, выражать свои желания не только невербальным, но и вербальным способом.

В результате использования коммуникативных игр на занятиях:

  дети стали называть друг друга по имени;

          они начали здороваться и прощаться;

  потребность в общении у всех детей увеличилась по сравнению с первыми занятиями;

  дети стали предлагать друг другу совместную деятельность на переменах и в процессе свободной игры;

  у ребят появились предпочтения в общении с другими участниками группы;

  большинство детей стали самостоятельно инициировать процесс общения, хотя пока что всем детям трудно выразить свои мысли правильно;

  во время игр дети стали проявлять положительные эмоции: улыбаться и смеяться.

Можно с уверенностью сделать вывод, что использование коммуникативных игр на групповых занятиях, в том числе при подготовке к школе, оказывает благотворное влияние на развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра.

Информация об авторах

Власова Людмила Игоревна, логопед, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: fefo4kalv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2258
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 4934
В прошлом месяце: 48
В текущем месяце: 4