Когнитивное и речевое развитие детей дошкольного возраста, зачатых путем вспомогательных репродуктивных технологий

9

Аннотация

Актуальность и цель. Психическое здоровье детей, зачатых с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), вызывает все большее беспокойство родителей и специалистов. При максимальном соблюдении условий использования репродуктивных технологий ожидается рождение здорового ребенка. Но у некоторых детей, зачатых искусственным путем, наблюдаются проблемы в развитии, нарушения речевых и когнитивных функций. Проведено пилотное исследование когнитивного и речевого развития детей от 3-х до 8-ми лет с целью сравнительного анализа развития детей от индуцированной беременности и зачатых естественным путем для определения возможного влияния методов ВРТ на развитие.

Методы и методики. Исследованы когнитивные и речевые функции 115 детей в возрасте от 3-х до 8-ми лет: 54 ребенка от индуцированной беременности вошли в экспериментальные группы (ЭГ 1 и ЭГ 2) и 61 ребенок от естественного зачатия включены в контрольные группы (КГ 1 и КГ 2). Применялись методика нейропсихологической диагностики детей Л.С. Цветковой и методы логопедического обследования (оценка состояния мимической и артикуляционной мускулатуры, дыхания, просодического оформления речи, общего речевого развития). Результаты обрабатывались путем качественной и количественной оценки соответствия когнитивного и речевого развития ребенка нормативному онтогенезу.

Результаты. Определено, что дети, зачатые с помощью ВРТ, имеют высокий процент перинатального риска: у 35% детей (n=54), зачатых путем ВРТ, отмечаются нарушения развития (аутизм, задержка психического развития и др.) и в 77% случаев различные речевые нарушения, — что оказывает негативное влияние на развитие познавательной деятельности. У детей, зачатых естественным путем (n=61), процент нарушений ниже: в 47% случаев отмечались когнитивные расстройства, и у 60% детей выявлены речевые нарушения от легкой до средней степени выраженности.

Выводы. Подкрепляется гипотеза о возможном влиянии применяемых методов оплодотворения, особенностей проведения процедуры, состояния здоровья родителей до зачатия, течения беременности матери и других пренатальных факторов на возникновение нарушений развития у детей, зачатых путем ВРТ. Междисциплинарный подход в организации исследования позволит всесторонне изучить особенности развития детей от индуцированной беременности и своевременно выявить возможные факторы дизонтогенетического риска.

Общая информация

Ключевые слова: экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), вспомогательные репродуктивные технологии, искусственное оплодотворение, когнитивное развитие, речевое развитие, индуцированная беременность

Рубрика издания: Исследование РАС

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220105

Финансирование. исследование выполнено при финансовой поддержке Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научный центр психического здоровья» (ФГБНУ НЦПЗ) в рамках научного проекта № 0393-20190009

Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования специалистов отдела медицинской психологии Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научный центр психического здоровья» научного руководителя проекта, ведущего научного сотрудника, кандидата психологических наук Н.В. Звереву и ведущего научного сотрудника, кандидата психологических наук А.А. Сергиенко

Получена: 31.01.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Суркова К.Л. Когнитивное и речевое развитие детей дошкольного возраста, зачатых путем вспомогательных репродуктивных технологий // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 1. С. 38–44. DOI: 10.17759/autdd.2024220105

Полный текст

Введение

Важной современной медицинской и демографической проблемой является бесплодие мужчин и женщин. Один из способов решения проблемы — применение вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), среди которых экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида (ИКСИ) наиболее востребованы. Среди методов ВРТ также следует отметить суррогатное материнство, донорство ооцитов/сперматозоидов/эмбрионов, пред-имплантационное генетическое тестирование и др., — все это позволяет семье использовать более качественный генетический материал для успешного зачатия [3; 4; 5; 6; 7].

Может показаться, что созданы благоприятные условия, при которых процент рождения здоровых детей при индуцированной беременности будет значительно выше, чем при естественном зачатии. Но представленные исследования в области изучения психомоторного развития ребенка от индуцированной беременности весьма малочисленны и носят противоречивый характер. Одни авторы утверждают, что отсутствуют значимые различия в развитии детей, зачатых с помощью ВРТ, и детей, зачатых естественным путем (ЕЗ) [9; 10; 12; 15]. В других исследованиях приводятся данные о более частой встречаемости нарушений развития среди искусственно оплодотворенных детей [1; 2; 11; 13; 14], что вызывает много вопросов о возможном влиянии новых технологий в репродукции человека на дальнейшее развитие ребенка.

В приведенном исследовании проанализирован полученный анамнез развития и данные по итогам нейропсихологического и логопедического обследования детей, зачатых путем ВРТ, по сравнению с детьми, зачатие которых произошло в естественных условиях. Комплексный подход к изучению когнитивного и речевого развития ребенка позволит с большей долей вероятности выявить на раннем этапе варианты дизонтогенеза и начать своевременную коррекционную работу. Анализ применяемых методов ВРТ, количества выполненных подсадок эмбриона до момента наступления беременности, анамнестических данных по развитию детей позволяет рассмотреть влияние указанных факторов на дальнейшее психоречевое развитие детей. Исследованы когнитивное и речевое развитие детей возрастом от 3-х до 8-ми лет, зачатых посредством ВРТ.

Материалы и методы

Участники. В исследование были включены 115 детей в возрасте от 3-х до 8-ми лет, из которых экспериментальную группу составили 54 ребенка, зачатые путем ВРТ, и 61 ребенок из контрольной группы детей, зачатых естественным путем.

Методы исследования. В диагностическом обследовании когнитивного и речевого развития детей использовались методы нейропсихологического обследования, предложенные Л.С. Цветковой [8], и стандартизированная логопедическая диагностика, включающая оценку состояния органов мимической и артикуляционной мускулатуры, дыхания, голосообразования, особенностей звукопроизношения, слоговой структуры и состояния общего лексико-грамматического строя речи.

В соответствии с используемыми методами диагностики и для более эффективной дифференцированной оценки когнитивного развития было принято решение разделить детей, участвующих в исследовании, на две возрастные группы: дети возрастом от 3-х лет до 4-х лет 11-ти месяцев и дети возрастом от 5-ти до 7-ми лет 11-ти месяцев. В две экспериментальные группы (ЭГ 1 и ЭГ 2) вошли 54 ребенка, зачатие которых было проведено посредством ВРТ. В двух контрольных группах (КГ 1 и КГ 2) были 61 ребенок, зачатые в естественных условиях и не имеющие в анамнезе клинических заболеваний. Две группы составили дети в возрасте от 3-х до 5-ти лет: в ЭГ 1 были включены 25 детей (15 мальчиков, 10 девочек); в КГ 1 были 25 детей (16 мальчиков, и 9 девочек). Дети в возрасте от 5-ти до 8-ми лет также были разделены на две группы: В ЭГ 2 были 29 детей (16 мальчиков, 13 девочек) и в КГ 2 включены 36 детей (18 мальчиков, 18 девочек). Данное разделение на возрастные группы было продиктовано особенностью проведения нейропсихологического обследования для каждого возрастного периода. В группе детей младшего и среднего дошкольного возраста для оценки интеллектуальной деятельности применялись адаптированные нейропсихологические пробы, подобранные с учетом возраста и индивидуальных возможностей детей.

В соответствии с целью работы исследовались данные анамнеза ребенка, протоколы ведения процедуры ВРТ и комплексной диагностики психоречевого развития.

Результаты и обсуждение

Подробная информация о применяемых методах ВРТ содержится в табл. 1. В исследованной выборке из 54-х детей, зачатых путем ВРТ: с помощью процедуры ЭКО было зачато 28 детей (53%); с помощью процедуры ИКСИ — 26 детей (47%).

По данным медицинского анамнеза обследуемых детей, зачатых путем ВРТ, условно нормативное онтогенетическое развитие определено в 41% случаев у детей от 3-х до 8-ми лет. У 37 % детей от общего числа в группе отмечались подтвержденные психические заболевания, в 22% случаев имелись неврологические и генетические нарушения.

Согласно анамнезу, исследуемые дети из экспериментальных групп имели как нормотипичное развитие, так и различные варианты отклоняющегося развития. Данные представлены в табл. 2.

Задержка психического развития наблюдалась по всей выборке детей 3—8-ми лет в 15 % случаев. Расстройства аутистического спектра (РАС), как и СДВГ, определены у 10 % детей, зачатых путем ВРТ. Эпилепсия диагностирована у одного ребенка (2%).

В группе сравнения: КГ 1 и КГ 2 при анализе анамнестических данных не было выявлено клинических заболеваний, и ранее не установлены варианты дизонтогенетического развития. У всех детей из контрольных групп психическое и речевое развитие протекало в границах возрастной нормы.

Таблица 1

Распределение выполненных процедур ВРТ среди детей экспериментальных групп 

 

Метод оплодотворения

Количество подсадок эмбриона

 

ЭКО

ИКСИ

от 1 до 3

от 4 до 5

более 6

ЭГ 1

28%

16 %

36 %

8%

0 %

ЭГ 2

32 %

24 %

38 %

16 %

2%

Примечание: n=54 респондента, соответствуют 100% выборки.

Таблица 2

Психические нарушения у детей, зачатых посредством ВРТ (n=54)

Примечание: ЗПР — задержка психического развития; РАС — расстройства аутистического спектра; СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности.

При анализе данных, полученных в ходе нейропсихологического обследования, было принято решение выделить следующие параметры оценки состояния когнитивных функций: 1. Когнитивное развитие соответствует возрасту: у ребенка не выявлено когнитивных расстройств; 2. Функциональная недостаточность развития отдельных психических функций: у ребенка диагностируются парциальные расстройства в когнитивной сфере, которые носят функциональный характер и с большой долей вероятности, по мере созревания мозга, компенсируются самостоятельно; 3. Пограничное когнитивное развитие: диагностируется высокая вероятность недостаточности развития отдельных когнитивных функций преимущественно органической этиологии при хороших компенсаторных возможностях; 4. Риск дизонтогенетического развития: у ребенка выявлены грубые нарушения развития когнитивных функций различной этиологии, которые требуют целенаправленной коррекционной психолого-педагогической работы.

Рассмотрим результаты, полученные в рамках нейропсихологического исследования (табл. 3).

Из данных, полученных в результате нейропсихологического обследования, видно, что в контрольных группах детей от естественного зачатия условно нормальное когнитивное развитие встречалось чаще, чем в экспериментальных группах. Показатели по риску дизонтогенетического развития в группах детей, зачатых с помощью ВРТ, гораздо выше, чем в группах контроля, что вполне объясняется особенностями включения и исключения участников исследования. Показатели недостаточности развития отдельных когнитивных функций различные по степени выраженности не имели значимых различий в экспериментальных и контрольных группах детей. Выявленные особенности развития носили преимущественно функциональный характер.

В ходе нейропсихологического обследования в группе ЭГ 1 у детей выделялась незрелость произвольной регуляции деятельности, выражающаяся в негативизме, упрямстве, вспышках агрессии. Несформированность тормозного контроля проявлялась двигательной расторможенностью и быстрой истощаемостью у одних детей или повышенной отвлекаемостью на фоне истощения — у других. На развитии других высших психических функций вторично отражались трудности произвольного контроля. В сравнительной группе КГ 1 у детей реже встречалась недостаточность произвольной регуляции, и она не имела выраженного характера расстройств эмоциональной и/или поведенческой сферы. У детей из ЭК 1 и КГ 1 с одинаковой частотностью отмечалась недостаточность развития двигательной сферы. Безошибочное выполнение проб на кинестетический и динамический праксис было малодоступно детям до 3,5—4-х лет. Анализ сформированности мыслительных операций показал, что дети из групп ЭГ 1 и КГ 1 одинаково испытывали трудности в пробах на наглядно-образное и вербально-логическое мышление, что вполне ожидаемо для детей данного возрастного периода.

Таблица 3

Оценка когнитивного развития детей с помощью методов нейропсихологического исследования 

Показатели

ЭГ 1

КГ 1

ЭГ 2

КГ 2

n (% от каждой группы)

25

25

29

36

Когнитивное развитие соответствует возрасту

5

20%

14

56%

1

3,4%

8

22%

Функциональная недостаточность развития отдельных психических функций

9

36%

8

32%

7

24,1%

11

30%

Пограничное когнитивное развитие

4

16%

3

12%

7

24,1%

7

19%

Риск дизонтогенетического развития

7

28%

0

0%

14

48,2%

0

0%

Нейропсихологическое обследование в группе ЭГ 2 и в сравнительной группе КГ 2 дало следующие результаты: в группе ЭГ 2 у большинства детей наблюдалась выраженная диссоциация формирования ряда психических процессов (произвольного внимания, мышления, памяти, восприятия, двигательной сферы), по сравнению с детьми из КГ 2, у которых не отмечалось диссоциации в когнитивном развитии; недостаточная сформированность отдельных психических функций носила преимущественно функциональный характер. Симптомы недостаточности развития подкорковых структур (диэнцефальных и стволовых), а также определенных корковых структур, встречались у 35% детей из ЭГ 2 и у 23% детей из КГ 2. Снижение общей нейродинамики отмечалось примерно с одинаковой частотностью в двух указанных группах. У 15 % детей из ЭГ 2 наблюдались симптомы функциональной дефицитарности регуляторного фактора, которые проявлялись в недостатке усидчивости, трудностях удержания заданной программы, в снижении мотивационного компонента деятельности (быстрое пресыщение деятельностью), в трудностях сосредоточения на задании. В КГ 2 симптомы недостаточности развития регуляторного фактора встречались у 9% детей, при этом проявления были функциональными и менее выраженными, чем в группе ЭГ 2.

Развитие мыслительных операций у детей ЭГ 2, по сравнению с КГ 2, характеризовалось неравномерностью. У детей с задержкой психического и речевого развития задания на классификацию по общему признаку по методике «Исключение предметов» («4-й лишний», упражнения «нелепицы» были доступны только при совместном выполнении со взрослым, тогда как у детей с нормативным психическим развитием успешность выполнения заданий зависела от условий домашнего и педагогического обучения и зоны актуального развития.

В ходе логопедического обследования были выявлены разные виды речевых расстройств (см. табл. 4). В табл. 4 представлен процент встречаемости речевых нарушений по каждой группе детей, участвовавших в исследовании. Условно нормативное речевое развитие было установлено у 39% детей (n=61) из группы контроля и у 22% детей (n=54) из экспериментальной группы. Речевые расстройства по типу дизартрии и алалии чаще встречались среди детей, зачатых путем ВРТ (в 78% случаев) и были различны по степени выраженности: от полного отсутствия речи до невыраженных, стертых, проявлений, а также сочетались с общим недоразвитием речи от 1-го до 3-го уровня. В группах контроля речевые нарушения наблюдались у 61% детей и проявлялись в виде минимальных нарушений мышечного тонуса в органах мимической мускулатуры и артикуляции, недостаточности со стороны речевого дыхания и просодического оформления речи, недостаточности фонетикофонематического восприятия. Общее недоразвитие речи в группах КГ 1 и КГ 2 диагностировалось реже и было в пределах 3-го уровня развития. Дислалия была установлена почти во всех группах детей примерно с одинаковым процентом встречаемости.

По итогам исследования можно сделать вывод о том, что дети, зачатые с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, представляют собой разнородную группу по параметрам когнитивного и речевого развития. По полученным данным, у детей из экспериментальных групп на первый план выступает тенденция к снижению общей нейродинамики, недостаточность регуляции эмоций и поведения, речевые нарушения разной степени выраженности, что показывает необходимость оказания ранней психолого-педагогической помощи. Своевременно начатая коррекционная работа поможет наиболее успешно скомпенсировать имеющиеся расстройства к началу учебной деятельности.

Полученные в исследовании данные медико-психолого-педагогического обследования детей 3—8-ми лет, зачатых при помощи репродуктивных технологий, показывают разные варианты нейрокогнитивного развития, отличающегося своеобразием формирования высших психических функций. Поэтому изучение вопроса о возможной взаимосвязи влияния метода оплодотворения на онтогенетическое развитие ребенка чрезвычайно актуально. В нашем исследовании в обозначенных сферах развития были выявлены разные варианты — от грубого недоразвития до высокой нормы.

Таблица 4

Речевые расстройства у детей экспериментальных и контрольных групп, выявленные в ходе логопедического обследования 

Группы

 

Речевые нарушения

 

ЭГ 1

 

КГ 1

 

ЭГ 2

 

КГ 2

N

25

25

29

36

Нет речевых расстройств

6

24%

8

32%

6

20%

16

44%

Дизартрия

4

16%

5

20%

15

51%

11

30%

Алалия

7

28%

1

4%

4

13%

2

5%

Дислалия

7

28%

8

32%

4

13%

5

13%

Заикание

1

4%

0

0%

0

0%

0

0%

Заключение

Часто встречающаяся психическая и неврологическая патология у детей, зачатых путем ВРТ, требует более внимательного изучения разных факторов возможного влияния на дальнейшее развитие ребенка: состояния здоровья родителей, протекания беременности и периода родовой деятельности и др.

Качественное и всестороннее изучение влияния ВРТ на когнитивное и речевое развитие детей возможно только при междисциплинарном подходе к организации исследования. Это позволит всесторонне и более детально оценить влияние выбранного метода репродукции на дальнейшее развитие ребенка. Объединение специалистов разного профиля: репродуктологов, гинекологов, неонатологов, педиатров, психологов и педагогов при проведении исследований позволит создать более целостную картину развития детей, зачатых искусственным путем.

Литература

  1. Беляева И.А., Намазова-Баранова Л.С., Баранов А.А. и др. Отдаленное развитие и здоровье детей, зачатых с помощью вспомогательных репродуктивных технологий // Вопросы современной педиатрии. 2022. Т. 21. № 2. С. 72—82. DOI:10.15690/pf.v19i2.2404
  2. Добряков И.В., Лещинская С.Б., Стоянова И.Я. и др. Психическое и соматическое развитие детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. Т. 19. № 4. С. 122—132.
  3. Зверева Н.В., Сергиенко А.А., Строгова С.Е. и др. Мультидисциплинарный подход к оценке когнитивного развития детей 3—15 лет, зачатых с помощью ЭКО (пилотное исследование) // XVII Съезд психиатров России [...] «Интердисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к интегративному лечению» (15—18 мая 2021 года) [...]: тезисы. Санкт-Петербург: НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, 2021. С. 464—466. ISBN 978-5-94651-088-2.
  4. Зверева Н.В. Сергиенко А.А., Строгова С.Е. и др. Современные подходы к оценке когнитивного развития детей и подростков, родившихся с применением ЭКО // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. Т. 19. № 4. С. 133—143.
  5. Зверева Н.В., Суркова К.Л., Сергиенко А.А. и др. Особенности психоречевого развития детей, зачатых с помощью ЭКО и родившихся в многоплодной беременности // Forcipe. 2022. Т. 5. Спецвыпуск 2: Материалы VI Национального конгресса с международным участием «Здоровые дети — будущее страны». С. 217—218.
  6. Сергиенко А.А., Зверева Н.В., Суркова К.Л. и др. О значении коррекционно-развивающей и реабилитационной работы с детьми с дизонтогенезом (на примере детей, рожденных с помощью ЭКО) // Общественно-ориентированная психиатрия: научно-практические аспекты и векторы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию создания общественной организации «Семья и психическое здоровье» (9 июня 2022 г.). Москва: МАКС Пресс, 2022. С. 130—133. ISBN 978-5-317-06796-0. DOI:10.29003/m3017.978-5-317-06796-0
  7. Суркова К.Л., Зверева Н.В. Нервно-психическое развитие детей, зачатых путем вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО, ИКСИ и др.) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2022. Т. 22. № 1. С. 105—114.
  8. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, испр. и доп. Москва: Педагогическое общество России, 2002. 96 с. ISBN 5-93134-179-X.
  9. Berntsen S., Söderström-Anttila V., Wennerholm U.-B. et al. The health of children conceived by ART: ‘the chicken or the egg?’ // Human Reproduction Update. 2019. Vol. 25. № 2. Pp. 137—158. DOI:10.1093/humupd/dmz001
  10. Farhi A., Gabis L.V., Frank S. et al. Cognitive achievements in school-age children born following assisted reproductive technology treatments: A prospective study // Early Human Development. 2021. Vol. 155. Article № 105327. 6 p. DOI:10.1016/j.earlhumdev.2021.105327
  11. Sandin S., Nygren K.G., Iliadou A. Autism and mental retardation among offspring born after in vitro fertilization // JAMA. 2013. Vol. 310. № 1. Pp. 75—84. DOI:10.1001/jama.2013.7222
  12. Strömberg B., Dahlquist G., Ericson A. et al. Neurological sequelae in children born after in-vitro fertilisation: a populationbased study // Lancet. 2002. Vol. 359. № 9305. Pp. 461—465. DOI:10.1016/S0140-6736(02)07674-2
  13. Luke B., Brown M.B., Spector L.G. Validation of infertility treatment and assisted reproductive technology use on the birth certificate in eight states // American Journal of Obstetics & Gynecology. 2016. Vol. 215. № 1. Pp. 126—127. DOI:10.1016/j.ajog.2016.02.052
  14. Luke B., Brown M.B., Wantman E. et al. The risk of birth defects with conception by ART // Human Reproduction. 2021. Vol. 36. № 1. Pp. 116—129. DOI:10.1093/humrep/deaa272
  15. Wessel J.A., Mol F., Danhof N.A. et al. Birthweight and other perinatal outcomes of singletons conceived after assisted reproduction compared to natural conceived singletons in couples with unexplained subfertility: follow-up of two randomized clinical trials // Human Reproduction. 2021. Vol. 36. № 3. Pp. 817—825. DOI:10.1093/humrep/deaa298

Информация об авторах

Суркова Каролина Леонидовна, Научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья» (ФГБНУ НЦПЗ),, ФГБНУ НЦПЗ, научный сотрудник отдела медицинской психологии, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7501-0535, e-mail: www1-11@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 23
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 9
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 9