Возможные варианты организации и проведения оценочных процедур в квалификационном экзамене (на примере Иркутской области)

255

Аннотация

В статье представлен опыт пилотной площадки Иркутской области по апробации и внедрению в организационную практику комплексной оценки персонала с использованием автоматизированной информационной системы, разработанной на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области». Рассматривается вопрос пересмотра концептуальных основ аттестации педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов работников образования. Описанная модель аттестации в большей степени соответствует современным требованиям индивидуализации и вариативности образования. Обсуждается процедура проведения аттестации в дистанционном режиме, которая позволяет педагогическим работникам не только воспользоваться услугами независимых экспертов, но и узнать результаты компьютерного тестирования в минимальные сроки.

Общая информация

Ключевые слова: аттестация педагогических работников, автоматизированная информационная система, администраторы, уровень квалификации , модель аттестации, оператор , уполномоченный, эксперт

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ахнина С.Н. Возможные варианты организации и проведения оценочных процедур в квалификационном экзамене (на примере Иркутской области) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 103–107. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n1/Agnina (дата обращения: 29.04.2024)

Полный текст

 

Изучая проблему оценки профессиональной деятельности педагогических работников [5, 9, 10], необходимо иметь в виду, что эффективность их работы зависит от уровня профессиональной компетентности. Действующий порядок аттестации основан на оценке результатов. Вместе с тем, современный подход к оценке работы педагогов сводится к тому, что недостаточно измерить конечные результаты работы, необходимо также определить дальнейший рост профессиональной деятельности специалиста.

Идеология профессионального стандарта [13] позволяет сформировать профессиональную идентификацию работника и выстроить систему персонифицированного повышения квалификации. Для решения поставленной задачи нужно грамотно подойти к вопросам организации аттестационных процедур и разработке механизма объективной оценки педагогической деятельности. Оценка должна отражать профессиональную компетентность педагога с учетом дифференцированного уровня квалификации [7], а объективность оценки обеспечиваться за счет автоматизации аттестационных процедур.

В Иркутской области реализуется проект «Развитие кадрового потенциала как фактор повышения качества образования», который является нормативно-управленческим документом, основанным на качественно-количественном анализе, требованиях профессионального стандарта, прогнозе развития кадровой политики системы образования Иркутской области.

В рамках проекта ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» (далее — ИРО) разработаны вариативные модели аттестации педагогических работников, предусматривающие механизм объективной оценки уровня квалификации педагогов, в т. ч. проведение профессионального экзамена.

Разработка велась, прежде всего, с учетом направлений, влияющих на процесс организации и осуществления комплексной оценки персонала:

•  модернизации подходов в оценке качества и результативности профессиональной деятельности педагогических кадров;

•     вовлечения в процедуры аттестации представителей общественных институтов, сертифицированных экспертов и других.

Кроме того, учитывались объективные обстоятельства, затрудняющие прохождение аттестационных процедур (отдаленность ряда муниципальных образований от областного центра, отсутствие специалистов, имеющих право профессионально оценивать результаты педагогической деятельности и т. д.).

Организация и проведение аттестации осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы «Аттестация педагогических работников» (далее — АИС), защищенных каналов связи, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных рабочих мест (далее — АРМ) оператора, уполномоченного, официальных сайтов оператора, муниципальных образований Иркутской области и других электронных ресурсов.

АИС разработана с учетом базовой модели угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, а также с учетом информационной открытости образовательной организации в соответствии с законодательством.

Защищенные каналы связи предназначены для отправления электронных комплектов аттестационных документов и материалов педагогических работников.

АИС включает четыре уровня доступа, являющихся «личными кабинетами» пользователя (далее — ЛК): ЛК оператора, ЛК администратора, ЛК эксперта, ЛК уполномоченного. Один пользователь может быть ассоциирован более чем с одним ЛК.

Функции оператора и администратора выполняют специалисты ИРО (в перспективе — центра независимой оценки качества), функции экспертов — сертифицированные представители профессионального сообщества. Уполномоченными по вопросам аттестации являются специалисты, которые совместно с оператором участвуют в организационно-техническом сопровождении оценочных процедур в конкретном муниципальном образовании. Состав экспертов и уполномоченных формируется на основе предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций из числа руководителей образовательных организаций, педагогических работников, а также представителей других организаций в соответствии с профилем деятельности педагогических работников.

ЛК оператора предназначено для координации действий субъектов АИС «Аттестация», осуществления информационно-аналитической деятельности в рамках данной процедуры, управления и распределения текущих заявок для методической экспертизы, проведения технической экспертизы аттестационных документов.

ЛК оператора содержит информацию по формируемым заявкам на аттестацию, по уполномоченным и их контактным данным.

ЛК оператора должен позволять формировать различные отчеты.

ЛК администратора предоставляет возможность управления справочниками, настройками АИС и формированием отчетности.

ЛК эксперта предоставляет возможность проведения методической экспертизы назначенных пакетов аттестационных документов, выставления отметки о прохождении аттестации и комментариев к пакету документов.

ЛК уполномоченного позволяет регистрировать заявки на прохождение аттестационных процедур, производить загрузку документов для экспертизы, заявлений и ходатайств об отзыве заявлений на аттестацию или изменении сроков аттестации, просмотр заявок, ранее зарегистрированных в АИС данным уполномоченным, управление списком экспертов для образовательных организаций, к которым он имеет доступ.

Алгоритм проведения комплексной оценки (профессионального экзамена) можно представить по­шагово.

Шаг 1. Аттестуемым подается заявление о проведении аттестации с целью установления дифференцированного уровня квалификации через online-кабинет.

Шаг 2. Аттестуемым выбирается модель аттестации (структурированные системы проведения всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника), что указывается в заявлении о проведении аттестации.

Шаг 3. Проводится комплексная оценка (профессиональный экзамен), по результатам которого выдается сертификат.

Выбор модели зависит от заявленного дифференцированного уровня квалификации и (или) выбирается аттестуемым работником.

Модель №1. «Аттестационная сессия».

Данная модель характеризуется оцениванием результатов профессиональной деятельности педагогического работника по рейтинговой системе и включает в себя комплект аттестационных документов для прохождения профессионального экзамена.

В комплект входят следующие документы:

а)   заявление на аттестацию;

б) документ, подтверждающий место работы, занимаемую должность педагогического работника, наличие квалификационной категории по данной должности; заверяется работодателем;

в)  документ(ы) о повышении квалификации в ме­жаттестационный период;

г) оценочная карта — структурированный документ, отражающий результаты профессиональной деятельности (с учетом заявленного дифференцированного уровня квалификации).

д) самоанализ профессиональной деятельности (далее — самоанализ) — документ, в котором представлена система изучения педагогическим работником состояния и результатов своей профессиональной деятельности с обоснованием личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания;

е) план-конспект мастер-класса — документ, отражающий продуктивное использование новых образовательных технологий.

Педагогический работник направляет оператору комплект отсканированных аттестационных документов в сроки, установленные в индивидуальном графике.

Совместно с привлеченными специалистами оператор организует процедуру проведения комплексной оценки профессиональной деятельности педагогических работников на основе результатов, представленных в комплекте документов, и самопрезентации.

Оператор анализирует полученный квалиметрический результат (численный показатель уровня качества) профессиональной деятельности педагогического работника, представленный суммой баллов за оценочную карту, самоанализ, мастер-класс.

Оператор заполняет аналитические карты, бланки сертификатов.

Модель №2. «Модельный паспорт» / «Экспертное заключение».

Для комплексной оценки профессиональной деятельности педагогический работник в соответствии с данной моделью готовит комплект аттестационных документов, в том числе электронное портфолио, проводит открытое педагогическое мероприятие.

В комплект входят следующие документы:

а)   заявление на аттестацию;

б) документ, подтверждающий место работы, занимаемую должность педагогического работника, наличие квалификационной категории по данной должности; заверяется работодателем;

в)   электронное портфолио — пакет электронных документов и материалов, подтверждающих результаты профессиональной деятельности педагогического работника. Электронное портфолио формируется в соответствии со структурой модельного паспорта (экспертного заключения) и отвечает требованиям, предъявляемым к оформлению электронных документов и размещенным на официальном сайте оператора.

г)   модельный паспорт / экспертное заключение — структурированный документ, отражающий результаты профессиональной деятельности педагогического работника в межаттестационный период и составленный в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дифференцированному уровню квалификации педагогических работников, и с учетом занимаемой должности.

Модельный паспорт заполняется и подписывается педагогическим работником, заверяется работодателем и руководителем структурного подразделения (руководителем методического объединения, творческой группы и др.). Экспертное заключение заполняется педагогическим работником, подписывается педагогическим работником и привлеченными специалистами, подтверждающими достоверность представленной в нем информации.

Педагогический работник направляет оператору через уполномоченного комплект отсканированных аттестационных документов в сроки, установленные в индивидуальном графике.

Оператор совместно с привлеченными специалистами организует и осуществляет комплексную оценку профессиональной деятельности педагогических работников на основе результатов, представленных в комплектах документов.

Оператор заполняет аналитические карты, бланки сертификатов.

Модель №3. «Квалификационные испытания».

Оператор организует и осуществляет проведение экспертной оценки с применением КИМ в дистанционном режиме по направлениям: «Информационно­коммуникационные технологии», «Обеспечение информационной основы деятельности (предмет)», «Психология — педагогика», «Образовательные технологии и методики». Оператор анализирует полученный педагогическим работником результат (численный показатель набранных баллов за каждый тест), представленный суммой баллов за тестирование.

Процедура проведения аттестации в дистанционном режиме позволяет педагогическим работникам не только воспользоваться услугами независимых экспертов, но и узнать результаты компьютерного тестирования в минимальные сроки.

Возможность прохождения аттестации в дистанционном режиме для педагогов из удаленных территорий Иркутской области существенно снижает финансовые затраты для муниципальных образовательных систем.

Данные модели аттестации в большей степени соответствуют современным требованиям индивидуализации и вариативности.

Сегодня политика в области образования направлена на рациональное использование педагогических кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой, опытом, индивидуальными способностями, на формирование у них потребности в профессиональном развитии и предоставление им возможности для профессионального роста и продвижения.

От педагогов зависит успех любой реформы, направленной на повышение качества образования. В этих условиях вопрос пересмотра концептуальных основ аттестации педагогических работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта приобретает особую значимость и способствует созданию положительной профессионально-педагогической мотивации, успешному позиционированию педагогических работников в обществе.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. М.: МФПУ Синергия, 2013. 192 c.
  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учеб. пос. для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 239 c.
  3. Бедяева Т.В. Управление персоналом на предприятии туризма: учебник. М.: НИЦ ИНФРА_М, 2013. 180 c.
  4. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб: Питер, 2003. 288 с.
  5. Иванов Ю. В. Аттестация персонала // Управление персоналом. 2011. №6. С. 60–73.
  6. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 301 c.
  7. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций [Электронный ресурс]. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/48.
  8. Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. 72 c.
  9. Организация и проведение процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций, находящихся в ведении Иркутской области: метод. рекомендации / Ахнина С.Н., Бушина Н.А., Косымова О.А., Филинкова Н.А. и [др.]. Иркутск: ГАУ ДПО ИРО, 2018. 293 с.
  10. Петрова Ю.А., Спиридонова Е.Б. 10 критериев оценки персонала. М.: Феникс, 2012. 160 c.
  11. План разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902383330.
  12. Приказ Минобрнауки РФ от 07.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70662982/#ixzz3zde0lVT2.
  13. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog_dok.html.
  14. Федеральный закон от 27.07.2006 №152_ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye_dannye_dok.html.
  15. Федеральный закон от 29.12.2012 №273_ФЗ с п. 7 ст. 11. «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191690.

Информация об авторах

Ахнина Светлана Николаевна, кандидат исторических наук, руководитель центра комплексной оценки персонала, ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» (ГАУ ДПО ИРО), Россия, e-mail: svetaah@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 549
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 255
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4