Опыт апробации и внедрения коррекционно-развивающей программы для детей с нарушением саморегуляции деятельности

253

Аннотация

В статье представлен опыт внедрения коррекционно-развивающей программы для детей 6–11 лет с нарушением саморегуляции деятельности в работу Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы. Описываются этапы деятельности рабочей группы в рамках проекта, трудности, возникающие в процессе реализации, и пути их решения. Анализируются результаты внедрения программы в период 2015–2019 гг. Приведены данные диагностики саморегуляции и произвольного внимания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В данной статье можно познакомиться с качественно иным подходом к коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, основанном на поэтапном формировании стратегий эффективной деятельности, таких как целеполагание, моделирование, планирование, самоконтроль и самокоррекция.

Общая информация

Ключевые слова: саморегуляция, синдром дефицита внимания и гиперактивности, произвольное внимание, психология дошкольника, младшие школьники, компоненты саморегуляции произвольной деятельности

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160403

Для цитаты: Еремина Ю.Е., Васильева А.А., Байдык О.А. Опыт апробации и внедрения коррекционно-развивающей программы для детей с нарушением саморегуляции деятельности [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 35–42. DOI: 10.17759/bppe.2019160403

Полный текст

 

В современном мире многозадачности способность человека к анализу и переработке больших массивов информации, умение выполнять несколько процессов одновременно, переключаясь с одной задачи на другую, является важной составляющей его успешности как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Поэтому школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации всех его внутренних ресурсов. Необходимо уметь планировать, ставить цели, отличать главное от второстепенного, гибко реагировать в изменившейся ситуации, быстро распределять и переключать внимание.

Актуальность нашей работы заключается в важности применения стратегий саморегуляции деятельности для повышения эффективности и результативности в непосредственной деятельности у детей.

Однако, как показывают наблюдения, в последнее время увеличилось количество учащихся, которые, сталкиваясь с ежедневной разнонаправленной нагрузкой, не могут сконцентрироваться и самостоятельно достичь хорошего результата. Рассеянность, недисциплинированность, неумение работать по правилам и доводить начатое дело до конца приводят к безразличию при выполнении учебных задач. Такие дети начинают отставать в учебе или просто не хотят идти в школу.

В первую очередь, стоит обратить внимание на то, что все перечисленное выше является проявлениями снижения или нарушения системы саморегуляции произвольной деятельности. Сложнее всех детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, они больше других подвержены влиянию отвлекающих факторов, а низкая концентрация внимания и импульсивность ведет к многочисленным ошибкам и мешает качественно и успешно выполнять задания. В режиме многозадачности они начинают путаться и не всегда могут определить, с чего начать и какую информацию считать важной.

В 2018-2019 учебном году главной задачей для нас стала оценка эффективности внедрения обновленной и адаптированной к условиям территориальных отделений ГБУ ГППЦ ДОНМ коррекционно­развивающей программы для детей 6-11 лет с нарушением саморегуляции деятельности. Первоначальный вариант программы был разработан в рамках экспериментальной деятельности по теме «Психолого­педагогическое сопровождение детей с СДВГ» в 2007-2012 гг. на базе Центра психолого-медико­социального сопровождения Зеленоградского округа города Москвы под руководством его директора, кандидата медицинских наук Ю.Н. Белехова.

Перед нами стояла задача создать и внедрить действенный инструмент по развитию системы саморегуляции произвольной деятельности, который поможет не просто дать ребенку новые знания, а сможет научить их применять, развивать и своевременно использовать.

В качестве теоретической модели саморегуляции деятельности при создании коррекционно­развивающей программы нами были использованы концепция доктора психологических наук, академика РАО О.А. Конопкина и подход доктора психологических наук, профессора В.И. Моросановой.

Система имеет пять основных компонентов и работает как единый неразрывный процесс, обеспечивая структуру построения не только выполняемой деятельности, но и осуществления поведения [7]:

•    целеполагание — умение самостоятельно ставить, формулировать и удерживать цель деятельности;

•     моделирование — умение самостоятельно выделять значимые условия и основные действия, необходимые для достижения поставленной цели;

•   планирование — умение самостоятельно определять и выстраивать алгоритм деятельности с учетом имеющихся для этого условий;

•      самоконтроль — умение самостоятельно анализировать продуктивность своей деятельности и соотносить полученный результат с тем, что было задумано;

•       самокоррекция — умение своевременно перестраивать последовательность своих действий при изменении внешних и внутренних условий.

Целью программы стало развитие саморегуляции произвольной деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности связывается с несформированностью системы саморегуляции произвольной деятельности и рассматривается как ее частный случай, а старший дошкольный и младший школьный возраст был выбран не случайно, так как является сензитивным для предупреждения развития нарушений поведения и их эффективной коррекции. Занятия по программе приближены к ведущим видам деятельности детей. В них сочетаются элементы сюжетно-ролевой игры и учебной деятельности.

Каждое из 36 занятий проходит в пяти зонах, которые ориентированы на различные виды деятельности: спортивная, музыкальная, сенсорная, продуктивная и с эффектом затемнения, со сменой видов деятельности и динамическими паузами. Работа по программе осуществляется в малых группах и в соответствии с возрастом. Занятия проводятся в игровой форме, связаны единой сюжетной линией — фабулой, которая проходит сквозным мотивом как через каждое отдельно взятое занятие, так и через весь цикл.

В качестве подготовительного, мотивационного блока занятий в начале программы — упражнения на канате. Передвижение ребенка по несильно натянутому тонкому металлическому тросу и выполнение на нем несложных упражнений тренирует осознанное удержание равновесия и координацию при балансировке, способствует развитию произвольной саморегуляции на уровне управления телом. На занятиях создаются условия, позволяющие ребенку раскрыть свои потенциальные возможности, поверить в собственные силы и научиться достигать успеха в любой деятельности.

Основные занятия, в соответствии с теоретической моделью саморегуляции [8] деятельности, делятся на пять этапов: формирование навыка постановки и удержания поставленной цели; формирование навыка формулирования замысла и выделения значимых условий; формирование навыка планирования деятельности; формирование навыка самоконтроля и оценивания результатов своих действий; формирование навыка исправления ошибок своей деятельности и подведение итогов. В программу введена балльная система оценивания / стимулирования: на занятии целенаправленно создаются условия для саморефлексии, дети самостоятельно оценивают результат своей деятельности.

За время эксперимента была реализована эффективно действующая система [2] сопровождения детей с нарушениями в системе саморегуляции деятельности, в том числе с СДВГ.

В 2015 г. в результате реорганизации центров психолого-медико-социального сопровождения и центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Москвы был создан единый ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы». В связи с этим у всех психолого-педагогических технологий и программ, подтвердивших свою эффективность, появилась возможность внедрения в разных округах столицы.

На базе ГБУ ГППЦ ДОНМ в рамках проектной деятельности была создана рабочая группа педагогов- психологов по внедрению коррекционно-развивающей программы для детей 6-11 лет с нарушением саморегуляции деятельности в работу территориальных отделений Центра. Основными задачами группы были следующие:

•    познакомиться с опытом реализации программы в Зеленоградском округе;

•   организовать необходимые помещения для эффективного внедрения программы в других территориальных отделениях;

•   подобрать стандартизированный комплект оборудования и стимульного материала;

•   расширить репертуар заданий, позволяющих повысить эффективность и результативность программы.

После анализа помещений были выбраны четыре территориальных отделения, наиболее подходящих для реализации программы:

•     ТО «Останкинское» — Северо-Восточный АО;

•     ТО «Чертаново» — Южный АО;

•      ТО «Люблино» — Юго-Восточный АО;

•      ТО «Крылатское» — Западный АО.

В течение 2015-2016 гг. проходила активная передача опыта реализации программы на открытых занятиях, мастер-классах и обучение педагогов-психологов в рамках курсов повышения квалификации «Современные педагогические подходы к формированию системы саморегуляции деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с СДВГ», в результате которых каждый специалист рабочей группы проекта смог создать собственную базу заданий и упражнений к программе, что стало решением одной из поставленных задач.

К 2017 г. в результате анализа новых конспектов и стимульного материала к программе и в процессе сотрудничества с ЗАО «Элти-Кудиц» был подобран и внедрен единый комплект многофункционального оборудования, который обеспечивает насыщение коррекционно-развивающей среды, однако при оснащении новых помещений возникли технические трудности с установкой каната для канатохождения. В связи с этим было принято решение произвести замену на мобильное оборудование, позволяющее проводить занятия не только в спортивном классе. Комплект оборудования «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics) позволил эффективно развивать саморегуляцию и вестибулярный аппарат детей, повышая мотивацию достижения успеха в произвольной деятельности, а также снизить травматичность подготовительного этапа занятий.

В общей сложности за четыре года коррекционно-развивающую программу прошли 1724 ребенка, обучающихся и воспитанников образовательных организаций города Москвы.

Ожидаемым результатом реализации программы предполагается положительная динамика в системе саморегуляции произвольной деятельности с учетом актуального развития и зоны ближайшего развития ребенка. Дети должны научиться:

•      ставить перед собой цель предстоящей деятельности, четко формулируя замысел;

•      выделять значимые условия, необходимые для достижения цели;

•      создавать план работы и алгоритм действий;

•      контролировать себя в процессе деятельности, не отвлекаясь на посторонние стимулы;

•       находить и исправлять ошибки, возникающие в процессе деятельности.

Результативность реализации программы отслеживалась путем анализа результатов динамического наблюдения, анализа данных диагностических обследований, которые проводились индивидуально до начала занятий и по завершении программы.

За критерии оценки достижения планируемых результатов программы были приняты:

•  улучшение характеристик внимания (точности и скорости обработки информации) по результатам Теста Тулуз-Пьерона;

•         результаты диагностики минимальной мозговой дисфункции (ММД);

•       изучение особенностей, динамики работоспособности и внимания, определение ММД, его типов, предупреждение отклонений в развитии [9].

После прохождения занятий по программе ни у одного из детей по показателю «скорость переработки информации» нет уровня патологии. В то же время, до занятий детей с уровнем высокой нормы не было ни одного, а после занятий их стало 18% (рис.1).


Рисунок. 1.

Соотношение показателей скорости переработки информации

По показателю «точность переработки информации» количество детей с уровнем патологии с 18% сократилось до 6% (у данной группы детей в анамнезе ММД), а с высоким возрастным уровнем с 29% возросло до 53% (рис. 2). Результаты диагностики доказывают, что занятия по программе способствуют улучшению качеств внимания.


Рисунок 2.

Соотношение показателей точности переработки информации

Положительная динамика в системе саморегуляции произвольной деятельности была отмечена и по результатам методики диагностики развития базовых системно-функциональных компонентов саморегуляции деятельности «Построй свой дом» [1].

Нами было установлено, что у всех 100% обучающихся наблюдается положительная динамика в системе саморегуляции деятельности, что свидетельствует о сохранении высокой эффективности программы. После прохождения занятий по программе лишь у 15% детей стратегии саморегуляции остались на уровне социально-психологической незрелости, у 37% детей после прохождения курса занятий стратегии представлены на удовлетворительном уровне, а у 48% детей уровень развития стратегий соответствует возрасту, что также подтверждает эффективность реализации (рис. 3).

 

Рисунок 3.

Динамика развития системы саморегуляции

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что внедрение коррекционно­развивающей программы для детей 6-11 лет с нарушением саморегуляции деятельности проведено успешно. Использование и применение данного подхода к формированию стратегий саморегуляции деятельности у детей повышает эффективность и результативность их деятельности. На основании этого можно рекомендовать данную адаптированную программу педагогам-психологам для реализации в образовательных организациях.

В дальнейшем при практическом использовании программа будет совершенствоваться, дополняться новым оборудованием и разработками. Так, в перспективе предполагается использование на занятиях спортивного гамака и очков визуальной цветоимпульсной стимуляции для снижения импульсивности и стабилизации эмоционального состояния. Также в качестве дополнительного материала по отработке стратегий саморегуляции произвольной деятельности в 2019 году было выпущено в свет пособие «Космическая одиссея»: 25 занятий для развития саморегуляции произвольной деятельности», которое позволит закреплять полученные навыки в условиях семьи.

Литература

  1. Белехов Ю.Н. Критерии оценки развитости саморегуляции у детей 6–10 лет по экспериментальной методике диагностики развития ее системных компонентов «Построй свой дом» // Человек, субъект, личность в современной психологии: Материалы Международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. Т ом 1 . М .: И нститут п сихологии Р АН, 2013. С. 483–485.
  2. Белехов Ю.Н. Организация окружной системы сопровождения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы с СДВГ // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. 2009. № 2. С. 4–9.
  3. Васильева А.А. Саморегуляция деятельности ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью как основа его психического здоровья // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2019. № 1. С. 27–32.
  4. Васильева А.А. Особенности общения учителя с младшими школьниками начальных классов с СДВГ // Молодые ученые — столичному образованию: Материалы IX научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М.: МГППУ, 2010. С. 608.
  5. Еремина Ю.Е. Реализация ФГОС: формирование УУД через развитие системы саморегуляции деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 01.05.2015. URL: https://psy.su/feed/4648/ (дата обращения: 28.11.2019).
  6. Еремина Ю.Е., Байдык О.А., Васильева А.А. [и др.] Космическая одиссея: 25 заданий для развития саморегуляции произвольной деятельности. М.: Национальный книжный центр, 2019. 20 с.
  7. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 255 с.
  8. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 18–26.
  9. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36–45.
  10. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Методическое руководство. СПб: ГП «ИМАТОН», 1997. 80 с.

Информация об авторах

Еремина Юлия Евгеньевна, педагог-психолог, Городской психолого-педагогический центр (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, e-mail: ereminaye@gppc.ru

Васильева Анна Александровна, педагог-психолог, Городской психолого-педагогический центр (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, e-mail: vasilevaaa@gppc.ru

Байдык Олеся Алексеевна, педагог-психолог, Городской психолого-педагогический центр (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Россия, e-mail: baydykoa@gppc.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 557
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 253
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0