Студенческий психологический клуб как модель психологической службы системы образования региона

162

Аннотация

В статье представлен опыт организации службы оказания психологической помощи молодежи Курской области посредством студенческого психологического клуба «Бумеранг». Рассказывается история необходимости создания клуба, основные принципы деятельности. Раскрываются основные направления деятельности психологической службы: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование и психологическое развитие. Также в статье рассматриваются этапы деятельности психологической службы для детей и молодежи и региона в целом. Анализ результатов исследования эффективности деятельности психологической службы региона посредством студенческого психологического клуба «Бумеранг» позволяет сделать вывод не только о востребованности данной формы психологической службы, но и ее важности в жизнедеятельности региона. Также в статье рассматриваются перспективы развития данной формы психологической службы для решения актуальных проблем современного детства.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая служба, студенческий психологический клуб «Бумеранг»

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160411

Для цитаты: Ларина Г.Н. Студенческий психологический клуб как модель психологической службы системы образования региона [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 104–110. DOI: 10.17759/bppe.2019160411

Полный текст

 

Психологическое сопровождение образовательного процесса является одним из факторов сохранения психического здоровья человека. Исследователи отмечают важность психологического сопровождения на всех этапах психического развития человека в различных сферах общественной жизни [1; 6]. Сохранение и укрепление психического здоровья детей и молодежи оставались и остаются в числе приоритетных в комплексе задач государственной важности (Закон РФ «Об образовании» 1992 г.; ФЗ «Об образовании», 2012 г.) [7]. Если в сфере образования Курской области психологическое сопровождение имеет многолетнюю систему [6], эффективные технологии и компетентных педагогов-психологов, то организация летнего отдыха детей и молодежи испытывает некоторые сложности. Одними из них являются: отсутствие педагогов-психологов в летних лагерях и центрах отдыха детей, маленький штат психологов не позволяет в силу объективных причин мониторить психическое здоровье каждого ребенка, пребывающего на летнем отдыхе, специалисты организации летнего отдыха детей испытывают актуальную потребность в психологических знаниях в процессе планирования и реализации отдыха.

Вышеназванные проблемы были актуальны для Курского региона на рубеже веков, не потеряли они своей актуальности и сегодня. Поиск путей их решения привел к созданию и последующему развитию студенческого психологического клуба «Бумеранг».

Студенческий психологический клуб «Бумеранг» был создан 12 апреля 2000 г. при кафедре психологии Курского государственного университета. В основу деятельности клуба были заложены принципы системного, деятельностного, личностного, субъектного подходов, а также параметрическая теория малой группы Л.И. Уманского — А.С. Чернышева. Одной из целей создания клуба стало психолого-педагогическое сопровождение летнего отдыха детей и молодежи. (Наряду с такими целями, как повышение практической подготовки студентов-психологов и развитие теорий малых групп.) Для достижения поставленной цели была разработана программа деятельности клуба, включающая в себя развивающее, научное, образовательное и практико-психологическое направления.

Развивающее направление представляет собой работу, направленную на создание из клуба — как добровольного студенческого объединения-коллектива (высшего уровня развития коллектива) — группового субъекта. Цель работы — повышение эффективности деятельности субъекта.

Научное направление представляет собой выбор каждым студентом какой-либо практической психологической проблемы и дальнейшее ее научное исследование. Продуктом научного направления являлись рефераты, научные статьи, курсовые и дипломные работы студентов, а также участие студентов в научных конкурсах и конференциях.

Образовательное направление реализуется через углубленное изучение психологических дисциплин, которое осуществляет профессорско-преподавательский состав кафедры психологии. Преподаватели организуют лекционные и практические занятия по основным разделам психологической теории и практики.

Практико-психологическое направление реализуется с помощью:

•    педагогов-психологов региона, которые обучают студентов основным психологическим технологиям и

делятся личным профессиональным опытом,

•      специалистов в сфере организации летнего отдыха детей и молодежи.

Вышеперечисленные направления образуют собой систему по организации деятельности клуба — как субъекта психологической помощи, — который организует и осуществляет психологическую помощь молодежи региона, то есть он представляет собой психологическую службу, элементы которой принято тоже называть «направления». В деятельности психологической службы клуба представлены «компоненты» (чтобы избежать тавтологии слова «направления»):

•       психологическая диагностика,

•       психологическая профилактика,

•        психологическое консультирование,

•         психологическая коррекция.

Психологическая диагностика ставит своей целью изучение актуальных психологических проблем населения с последующим их анализом и разработкой рекомендаций и программ по их разрешению.

Психологическая профилактика представляет собой комплекс вечеров, тренингов, игр, бесед, круглых столов по предупреждению психологических девиаций и болезней. Продуктивным в этом направлении оказался опыт взаимодействия с другими специалистами — сотрудниками полиции по делам несовершеннолетних, священнослужителями (по темам девиантного поведения) и узкопрофильными специалистами — врачами, юристами, строителями (по темам профессий).

Психологическое консультирование проводится в очной и заочной форме. Перспективной для нас представляется заочная форма, которая проводится посредством социальных сетей и электронной почты, а также форма «дети — детям». Данная форма представляет собой консультирование по значимым проблемам через письма одних детей другим детям — под руководством психолога.

Традиционно выделяют также в рамках деятельности психолога такое направление, как психологическая коррекция, которое понимается как доведение (коррегирование) состояния человека до нормы. В то же время в психологии остается актуальным вопрос об определении нормы. Сегодня к психологу обращаются дети с разными особенностями и возможностями психического и физического здоровья, имеющие определенные потребности. Задача психолога заключается в оказании посильной помощи ребенку в решении его проблем — с учетом его особенностей. То есть, другими словами, психолог должен оказать психологическую помощь в личностном развитии, опираясь на положение С.Л. Рубинштейна о том, что психическое развитие подчиняется логике развития личности.

Программа деятельности клуба состоит из следующих разделов:

•       психологического,

•        патриотического,

•        нравственно-эстетического,

•        культурно-досугового.

Психологический раздел представляет собой изучение основ профессиональной деятельности; патриотический предполагает участие студентов в патриотических программах региона; в рамках нравственно­эстетического направления студенты посещали театры и выставки с последующим психологическим анализом увиденного; в культурно-досуговом разделе были заключены клубные праздники (дни рождения членов клуба, общегосударственные праздники).

Содержание программы представляло собой изучение профессиональной деятельности психолога с одновременным развитием личности студентов.

Реализацию программы обеспечивает профессорско-преподавательский состав кафедры психологии КГУ, практикующие психологи и педагоги. Занятия проходят на протяжении учебного года два раза в неделю в форме лекций, практических, тренингов, круглых столов.

За двадцатилетнюю историю развития, исходя из запросов практики — актуальных для каждого периода развития отечественной системы образования, — были разработаны и существуют по сегодняшний день несколько моделей психологических служб:

•              летнего оздоровительного отдыха детей (используется в профильных центрах),

•              высшего учебного заведения (реализуется на базе Курского государственного университета),

•              психологического просвещения (функционирует в школах региона).

Апробация деятельности клуба как модели психологической службы прошла летом 2000 года в ОМЦ «Монолит». Непосредственное психологическое сопровождение педагогического процесса организации летнего отдыха детей, учет психологических рекомендаций на этапе планирования летнего отдыха детей, контроль психолога за развитием детского коллектива, оперативное выявление личных проблем детей — все это позволило клубу получить общественное признание, интерес и востребованность его деятельности. В последующем апробированная модель была реализована в разные годы в ОДЦ «Гайдаровец», «Лагерь Мира», МЦ «Славянское содружество».

Говоря о результатах психологической помощи детям и молодежи региона, можно привести отзывы детей за почти два десятилетия работы. Среди первых отзывов следует отметить: «я думал, что психолог — это “ботаник” в очках, а он оказался интересным человеком», «я много узнал о себе и понял, что я не “псих”», «я хочу стать психологом, это очень интересная работа — помогать людям», «психологические тренинги по подготовке к ЕГЭ надо проводить и для родителей».

Опыт практической деятельности и актуальность проблем высшего образования позволили расширить сферу психологической практики клуба посредством создания психологической службы вуза, которая на сегодняшний день представляет собой психологическое просвещение, психологическую диагностику, психологическую профилактику и психологическое консультирование. Последнее направление реализуют дипломированные магистры и аспиранты клуба.

Об эффективности деятельности клуба также говорят проведенные эмпирические исследования личностных особенностей его членов. Исследования проводились (и проводятся) в рамках научной деятельности студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей КГУ по различным темам (см. далее). В процессе выполнения клубной деятельности у студентов наблюдалось повышение учебной мотивации и результатов учебно-профессиональной деятельности, формировалась социально-ориентированная система ценностных ориентаций, социальных представлений и многое другое [1-5].

Модернизация образования России во втором десятилетии двадцатого века привела, с одной стороны, к появлению новых проблем в жизни школы, с другой — к вытеснению психологов из системы образования. Эта ситуация еще более актуализировала потребность участников образовательного процесса: учителей, школьников и их родителей, — в психологической информации. Поэтому была разработана программа психологического просвещения региона посредством студенческого психологического клуба «Бумеранг». Вопрос соблюдения профессиональной этики при реализации различных форм психологической работы учитывается следующим образом: психологическая деятельность студентами осуществляется при непосредственном участии и контроле преподавателей кафедры психологии и практикующего психолога. Постоянный состав студенческого клуба позволяет закрепить одних и тех же студентов за определенными школами, что обеспечивает постоянство взаимодействия студентов-психологов с участниками образовательного процесса, формирование между ними доверительных отношений.

Многолетний опыт позволил структурировать психологическое просвещение, приоритетным моментом работы которого является эффект постоянного присутствия психологов в конкретной школе. На первом этапе происходит знакомство школьников и учителей с особенностью деятельности психолога, а также с основными психическими феноменами — через проведение вечеров психологии (в тех школах, где нет штатного психолога). На втором этапе в школе проводятся занятия по психологии в форме лекций, бесед, игровых занятий с каждым классом. Учителям и администрации предлагается разрабатывать и проводить школьные мероприятия с учетом психологических рекомендаций. На третьем этапе школьникам предлагается принять участие в викторине и в проведении психологических опытов и исследований.

Психологическое просвещение осуществляется по основным актуальным проблемам психологии:

•              структура и функции психики,

•              психология познавательных процессов,

•              психология субъектов труда,

•              психология учебной деятельности,

•              психология возраста,

•              психология способностей,

•              психология девиаций,

•              психология взаимоотношений и т.д.

Психологическое просвещение проводится для педагогов, администрации, детей и их родителей по базовым и актуальным вопросам. Психологическое просвещение реализуется в различных формах: беседах, лекциях, коллоквиумах, психолого-педагогических советах, играх, брошюрах и т.д. Наиболее эффективной формой психологического просвещения является психологический вечер. Психологические вечера организуются и проводятся по различным темам и состоят из следующих структурных элементов: мини­лекция психолога, психологические опыты, творческие номера студентов, школьников-организаторов и гостей вечера.

Анализ результатов исследования эффективности деятельности психологической службы региона посредством студенческого психологического клуба «Бумеранг» позволяет сделать вывод не только о востребованности данной формы психологической службы, но и о ее важности в жизнедеятельности региона. Об этом свидетельствуют не только запросы детей (по проблемам межличностного общения со сверстниками, учителями и родителями, личностного развития, профессионального самоопределения), но и интерес образовательных организаций и административных структур региона:

•              молодежной биржи труда г. Курска,

•              комитета образования и науки Курской области,

•              комитета по делам молодежи и туризму Курской области,

•              департамента семьи и молодежи г. Курска,

•              организации профсоюзов работников образования Курской области

и многих других к предложениям по психологическому сопровождению в рамках реализуемых профильных проектов.

На сегодняшний день, анализируя систему психологической службы студенческого психологического клуба «Бумеранг», можно выделить два уровня ее функционирования. Первый уровень, или внутренний, представляет собой оказание психологической помощи в личностном и профессиональном развитии членам клуба. Можно ее назвать еще «самопомощь», поскольку осуществление профессиональной деятельности на этапе профессионального обучения позволяет студенту члену клуба рефлексировать полученный личностный и профессиональный опыт. А значит, и самостоятельно, и при поддержке группового субъекта свободно определять траекторию дальнейшего личностного и профессионального развития.

Второй уровень психологической службы внешний представляет собой оказание психологической помощи школьникам и студентам региона.

На сегодняшний день студенческий клуб как модель психологической службы охватывает школьников в процессе учебного года и летнего отдыха и студентов высшего учебного заведения.

В 2004 г. «Бумеранг» стал победителем национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» за проект «Студенческий психологический клуб как модель студенческой психологической службы в школе», а в 2015 г. за проект «Студенческий психологический клуб как модель психологического просвещения в системе образования».

Студенты клуба приглашаются в детские и молодежные центры отдыха и развития для организации психологического сопровождения детей и юношества региона. С 2004 г. члены клуба принимают активное участие в проведении международного молодежного лагеря «Славянское содружество». Студентка О. Ов­сянникова стала победителем конкурса «Лучший вожатый», который проходил в 2006 г. в ВДЦ «Орленок». Студенты М. Логвинова, Т. Логвинова, К. Петросян, Е. Банникова, А. Васильченко награждены благодарностями комитета образования и науки Курской области. Студенты М. Логвинова, Т. Логвинова, Е. Банникова, Н. Зорина являются губернаторскими стипендиатами. Выпускники клуба осуществляют свою психологическую профессиональную деятельность в различных отраслях народного хозяйства страны: образовании, медицине, производстве, сервисе и т.д.

Деятельность клуба неоднократно освещалась в СМИ: «Альма матер», «Городские известия», «Первая полоса», «Курская правда», «Такт», «Сейм», ВГТРК «Курск», а руководители «Бумеранга» отмечены грамотами комитета образования и науки Курской области [цит. по 2, 7].

Говоря о перспективах развития клуба, следует отметить создание психологической службы дополнительного и дошкольного образования детей, а также решение актуальных проблем современной молодежи.

Многолетний опыт показывает, что студенческий психологический клуб может являться моделью психологического сопровождения системы образования региона.

 

Литература

  1. Ларина Г.Н. Роль гуманистических молодежных организаций в актуализации свободы личности и группы (на примере областной организации «Детский центр мира») // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 208-й годовщине психологической подготовки педагогов и 80-летию кафедры психологии РГПУ им. А.И. Герцена. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. С. 167–172.
  2. Ларина Г.Н. Актуализация свободы личности и группы как фактор эффективности профессиональной подготовки студентов-психологов (из опыта работы студенческого психологического клуба) // Психологическая помощь учащейся молодежи в современном изменяющемся мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курск, 18–20 октября 2006 г.) / под общ. ред. А.С. Чернышева. Курск, 2006. С. 26–28.
  3. Ларина Г.Н. Социально-психологические условия актуализации свободы личности и группы в детских профильных центрах // Тенденции развития современной психологической науки: Тезисы юбилейной конференции (Москва, 31 января — 1 февраля 2007) / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. Часть II. М.: Институт психологии РАН, 2007. С. 260–262.
  4. Ларина Г.Н., Денисова В.Г. Формирование социальных представлений о свободе в студенческой группе // Проблемы толерантности в молодежной среде: Материалы Всероссийской онлайн-конференции студентов, магистрантов и аспирантов, 12 декабря 2014 г., Курск / отв. ред. Е.А. Никитина. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. С. 62–66.
  5. Ларина Г.Н., Заркевич О.И. Структура социальных представлений подростков // Проблемы толерантности в молодежной среде: Материалы Всероссийской онлайн-конференции студентов, магистрантов и аспирантов, 12 декабря 2014 г., Курск / отв. ред. Е.А. Никитина. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. С. 66–70.
  6. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Социально-психологическое сопровождение молодежной политики Курской области [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 14.03.2014. URL: https://psy.su/feed/2736/ (дата обращения: 12.12.2019).
  7. Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339097/ (дата обращения: 12.12.2019).

Информация об авторах

Ларина Галина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, Курский государственный университет (ФГБОУ ВО КГУ), Курск, Россия, e-mail: galka.larina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 389
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 162
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2