Прародители и внуки (обзор зарубежных исследований)

839

Аннотация

Статья посвящена обзору зарубежных исследований межпоколенных отношений. В ней анализируются детско-прародительские отношения, а также фигура прародителя и понимание им своей роли в системе отношений с членами семьи, принадлежащими к разным поколениям. Постановка фигуры, относящейся к старшему поколению семьи, в центр внимания позволяет искать и находить новые факторы, определяющие характер и качество отношений между бабушками/дедушками и внуками. В статье также рассматривается специфика отношений с внуками прародителей из расширенных семей, и прародителей, проживающих отдельно.

Общая информация

Ключевые слова: детско-прародительские отношения, прародители, внуки, отдельно проживающие прародители, расширенные семьи

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080410

Для цитаты: Булыгина М.В., Комарова С.В. Прародители и внуки (обзор зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 97–105. DOI: 10.17759/jmfp.2019080410

Полный текст

Статья посвящена обзору зарубежных исследований межпоколенных отношений. В ней анализируются детско-прародительские отношения, а также фигура прародителя и понимание им своей роли в системе отношений с членами семьи, принадлежащими к разным поколениям. Постановка фигуры, относящейся к старшему поколению семьи, в центр внимания позволяет искать и находить новые факторы, определяющие характер и качество отношений между бабушками/дедушками и внуками. В статье также рассматривается специфика отношений с внуками прародителей из расширенных семей и прародителей, проживающих отдельно.

В настоящее время большинство эмпирических исследований сосредоточено вокруг детско-родительских отношений. Детско-прародительские отношения исследованы значительно в меньшей степени. Тем не менее, увеличение продолжительности жизни способствует росту количества бабушек и дедушек, в той или иной степени вовлеченных в отношения с внуками разного возраста. Согласно теории семейных систем, внутри любой семьи существуют подструктуры, формирующие диадические отношения между поколениями: родитель—ребенок, прародитель—внук. Каждый тип отношений имеет свои уникальные особенности, оказывая разное влияние на членов семьи и создавая особенную семейную среду, которая становится важной детерминантой развития ребенка. Актуальность данной темы состоит в том, что гармоничные детско- прародительские отношения могут быть условием социальной поддержки и удовлетворенности в семьях. Кроме того, поддержка прародителей может быть существенным ресурсом для среднего поколения и источником эффективного социального взаимодействия для внуков [3; 7; 8; 9; 23; 30; 34]. В исследовании итальянских ученых Замберлетти Дж., Каврини Дж., Томассини С. (2018) подчеркнуто, что неформальный прародительский уход за детьми оказывает существенное влияние на формирование индивидуальных особенностей детей [35].

В исследовании, которое провели Гертс Т., Ван Тилбург Т., Поортман А., Дикстра П. (2014), было показано, что по сравнению с 1992 к 2006 году почти в 2 раза увеличилось время, которое прародители Нидерландов тратят на занятия и воспитание внуков. Это увеличение объяснялось увеличением занятости матерей, снижением количества старших детей, которые могли бы присматривать за младшими. При этом также было замечено, что вовлеченность прародителей в воспитание внуков могла бы быть еще выше, если бы не вырос уровень профессиональной занятости самих прародителей [8]. В докладе Глейзера К. и др., сделанном на основе лонгитюдного исследования в Европе, было показано, что британские бабушки и дедушки почти в два раза больше, чем прародители из других стран, участвуют в воспитании внуков [32].

История вопроса

Пионерами исследования детско-прародительских отношений были Б.Л. Нойгартен и К.К. Вайнштейн (1964), которые выделили несколько типов взаимодействия бабушек и дедушек с внуками: формальный (formal); дистанцированный (distant) и непринужденный (funseeking). При формальном типе бабушки и дедушки придерживаются традиций взаимодействия с внуками, которые явно отличаются от родительских ролей. Дистантный тип характеризуется редкими контактами, в основном по ритуальным поводам. Для непринужденного типа специфичны приятельские отношения с внуками, поиск совместных развлечений.

С середины 1970-х годов наблюдается усиление научного интереса к прародительству. Это в значительной степени обусловлено удлинением жизненного периода, который люди стали проживать в роли прародителей [19]. На этом этапе исследований стало очевидно, что, несмотря на общественную заданность прародительских ролей, они сильно разнятся между собой, были выявлены разные стили прародительского отношения [6]. Одну из типологий стилей прароди- тельства предложили Черлин А.Ю. и Фюрстенберг Ф.Ф. (1985), в ней учтены такие параметры, как непосредственное личное общение, совместные занятия, близость в отношениях, психологическая поддержка, инструментальная помощь и авторитарность. Этими учеными были выделены следующие типы:

    влиятельные прародители, имеющие высокие показатели по всем изучаемым параметрам: непосредственное личное общение, совместные занятия, близость в отношениях, психологическая поддержка, инструментальная помощь и авторитарность;

    поддерживающие прародители, имеющие высокие показатели по всем параметрам, кроме авторитарности;

    пассивные прародители, имеющие средние или ниже среднего показатели по всем параметрам;

    авторитарные прародители, имеющие высокий показатель по параметру авторитарность и средние или ниже среднего показатели по всем остальным параметрам;

    отстраненные прародители, имеющие самые низкие показатели по всем параметрам.

Позднее, в исследовании Мюллера М.М., Вильгельма Б., Элдера Г.Х.Дж. (2002), было уточнено, что указанные типы свойственны конкретным внутри­семейным ситуациям, но не характеризуют отношения прародителей со всеми их внуками. Так, примерно 1/3 отстраненных прародителей в интервью признались, что с другим внуком (внучкой) у них сложились более близкие отношения.

В первой половине 2000-х Смит П.К. (2005) описывает прародителей как хорошо образованных, в большинстве своем живущих отдельно от внуков и воспринимающих свою роль как помощников, а не стражей порядка. В этот период активно исследовалась роль прародителей в неполных или разведенных семьях. Расширенные (многопоколенные) семьи, по замечанию Ахтара П., Малика Ю.А., Бегеера С., в этот период воспринимались как нетипичные и игнорировались исследователями [1].

В последнее десятилетие наблюдается новый всплеск интереса к прародителям с точки зрения их влияния на развитие внуков. Учеными активно исследуются различные параметры детско-прародительских отношений в их связи с психологическими особенностями и социальными компетенциями детей. Большое внимание уделяется разным возрастным группам внуков, активно исследуются подростковый, юношеский возраста и ранняя взрослость в контексте трансформации структуры и содержания детско-прародительских отношений. Основной фокус современных исследований направлен в сторону изучения внутреннего содержания отношений между прародителями и внуками, в частности оценки этих отношений с позиции ребенка [3; 6; 7; 9; 12; 25].

Факторы, влияющие на вовлеченность прародителей в отношения с внуками

В первую очередь принято выделять пол прародителя. Тансканен А.О., Даниэлсбака М. показали, что внуки в большей степени подвержены влиянию бабушек, чем дедушек [15]. Бабушки более довольны своими отношениями с внуками, в то время как дедушки чаще всего балуют внуков. Роберто К.А., Аллен К.Р., Блицнер Р. замечают, что в семьях дедушки часто играют роль главы семьи или государственного министра, а бабушки — роль министра внутренних дел, обеспечивая уход за детьми и поддерживая благоприятные эмоциональные отношения [21].

Исследовав более 5500 прародителей 60—85 лет из 11 стран Европы, норвежский ученый Кнудсен К. обнаружил, что в более пожилых парах прародителей вовлеченность дедушек в отношения с внуками возрастает по сравнению с более молодыми прародителями, а разница между вовлеченностью бабушек и дедушек с возрастом уменьшается [23].

Линия родства прародителя также имеет значение. В работах Тансканена А.О., Даниэлсбаки М. (2012) было выявлено, что бабушки по материнской линии больше других прародителей вовлечены в детско-прародительские отношения и имеют самые близкие отношения с внуками. На втором месте по вовлечен­ности находятся дедушки по материнской линии, далее идут прародители по отцовской линии. Результаты исследования Хайда В., Гиббса И. (1993) свидетельствуют, что матери матерей играют более активную роль в жизни девочек, чем матери отцов, они способствуют становлению их чувства безопасности и влияют на формирование их мировоззрения.

В то же время фактор линии родства нельзя назвать однозначным. Аттар-Шварц С., Тан Дж., Бьюкенен А. показали, что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств прародители по отцовской линии могут иметь более близкие отношения с внуками, чем прародители по материнской линии [3].

Существенное влияние на характер детско-прародительских отношений оказывает возраст прародителей и внуков. Выявлено, что более взрослые внуки иначе взаимодействуют с прародителями, меняется частота и содержание их общения. От заботы, воспитания, совместных развлечений и чтения сказок в более раннем возрасте по мере взросления внуков прародители переходят к отношениям наставничества, ментор­ства, автобиографическим рассказам и разговорам по душам. Также на более поздней стадии жизни у пожилых людей отмечается снижение активности, возникают проблемы со здоровьем, некоторые прародители начинают нуждаться в заботе и уходе со стороны подросших внуков и взрослых детей. В подобных случаях часть семейных ресурсов (забота, контроль и др.), традиционно предназначенных ребенку, перенаправляется на прародителей, что может привести к напряжению в отношениях с ребенком, неполному удовлетворению его возрастных потребностей [4; 13; 25].

Само прародительство воспринимается по-разному в разном возрасте. Согласно исследованиям, оптимальным возрастом для получения максимального удовлетворения от роли бабушки/дедушки является период от 50 до 66 лет. Раньше 50 лет прародительство может восприниматься как помеха реализации личных целей, а после 66 лет может сказываться недостаток физических сил и появляться разочарование из-за невозможности полноценной реализации в этой роли [6].

Kemp C. отмечает, что отношения с прародителями наиболее близки в раннем и дошкольном возрасте, дети получают максимальные преимущества от личного общения с прародителями, их физического присутствия и непосредственных выражений любви. В подростковом возрасте наблюдаются снижение частоты контактов и тенденция к отдалению, но далее в юношестве и ранней взрослости происходит новое сближение и переосмысление отношений [19; 22]. В работе Бангертера Л. и др. 1/3 опрошенных прародителей заявили, что их отношения с внуками стали менее близкими при достижении внуками подросткового возраста [6]. По данным Росс Н. и др. по мере взросления внуков, происходят изменения в содержании их отношений с бабушками и дедушками. В раннем возрасте прародители и внуки чаще взаимодействуют во время осуществления прародителями ухода за детьми, а также в ходе совместного посещения мероприятий, игр и обучения навыкам, а к подростковому возрасту преимущественным содержанием взаимодействия становятся разговоры, советы и поддержка [29].

В исследовании Даниэльсбакки М. и др. также было выявлено, что вовлеченность прародителей в жизнь ребенка к 11—16 годам уменьшается. Снижение общения между прародителями и внуками связано с меняющейся системой ценностей подростков и закономерным для них переключением от отношений со взрослыми на формирование близких отношений со сверстниками [11]. Кроме того, период подростниче- ства внуков часто совпадает с серьезными изменениями в жизни самих прародителей: прекращением профессиональной деятельности, возрастным ухудшением здоровья, сопровождающимися изменениями в их системе ценностей. В результате подобных жизненных обстоятельств внуки могут выпадать из фокуса активного внимания и сосредоточения душевных сил прародителей, как и сама роль прародительства [6].

Тем не менее, есть исследования, показывающие, что отношения с прародителями не только не становятся менее близкими (независимо от частоты контактов), но в некоторых случаях, напротив, становятся более значимыми именно в подростковом возрасте, например, в ситуациях острых конфликтов с родителями, либо серьезных изменений в семье, таких как развод или тяжелое заболевание кого-то из членов семьи. В этом случае прародители могут либо выступать подобием буфера между конфликтующими родителями и подростками, либо надежной опорой в дестабилизированной семейной ситуации [4; 5]. Так, по данным Йоргасон Дж. и др., подростки из разведенных семей воспринимают отношения с прародителями как наиболее стабильные [33].

Отношения прародителей с родителями могут быть серьезным фактором, поддерживающим или мешающим общению прародителей с внуками. Вплоть до старшего подросткового возраста родители часто являются посредниками между прародителями и детьми, создавая или минимизируя ситуации взаимодействия между ними. Ключевым параметром, определяющим позицию родителей, является характер их отношения со старшим поколением.

Сложной ситуацией для поддержания контакта детей с бабушкой и дедушкой становится развод родителей. Яппенс М., Ван Бавель Дж. считают, что прародители со стороны родителя, проживающего отдельно от ребенка, в результате разрыва отношений попадают в группу высокого риска потери возможности близких отношений с внуком [6; 17]. В исследовании Альбертини М., Тоси М. (2018), на примере Италии, показано, что дети младше 14 лет, которые после развода родителей редко (1 раз в неделю и реже) встречаются с родителем нерезидентом (проживающим отдельно), значимо меньше получают внимание и помощь бабушки и дедушки со стороны родителя нерезидента, в отличие от случаев интенсивных отношений с родителем, проживающим отдельно [1].

По другим данным, в процессе и после развода родительской пары часто происходит увеличение контактов детей с прародителями. Данные Эренберга М., Смита Т. (2003) демонстрируют положительное влияние дедушек и бабушек на адаптацию детей после развода. Кроме того, бабушками было отмечено увеличение личных контактов с внуками после развода родительской пары. В исследовании Henderson C. было показано, что молодые люди 17—20 лет из разведенных семей, в отличие от сверстников из полных семей, выделяют их отношения с бабушками по материнской линии как фактор, помогающий их адаптации к жизни. По мнению автора, эти результаты показывают, что связь молодых людей с их бабушками по материнской линии после развода родителей положительно повлияла на их психологическое функционирование и адаптацию [14].

В работе Солиз Дж. были выделены роли прародителей в поддержке внуков во время и после развода родительской пары:

1)   эмпатические прародители демонстрируют эмоциональную поддержку и являются источником для эмоциональной стабильности и утешения внука во время развода родителей;

2)   роль дедушки и/или бабушки как историка семьи, позволяет ребенку уменьшить двусмысленность или неопределенность ситуации разделения родителей;

3)   роль прародителя, поддерживающего нормальные отношения, обеспечивает ребенку и после развода родителей непрерывный, устойчивый семейный контекст, за счет сохранения привычного уклада и продолжения отношений с зятем/невесткой [30].

Гладстон Дж. (1989) также анализировал механизмы взаимодействия прародителей с внуками после развода родительской пары. Был сделан вывод, что дедушки и бабушки, чутко пересматривающие отношения между взрослыми детьми и их супругами после распада брака, не только сохраняют отношения с внуками, но и фактически расширяют контакты внуков с другими родственниками.

Помимо перечисленных внешних факторов на характер детско-прародительских отношений оказывают влияние и собственно психологические факторы. К ним, в первую очередь, относятся вовлеченность в отношения и эмоциональная близость, т. е. такие аспекты отношений, которые делают общение прародителей с внуками субъективно значимыми. Эмпирические данные, которые получили Аттар-Шварц С. (2015); Ахтар П., Малик Дж., Бегеер С. (2017); Хакояма А., Малоун Бич Э. (2013); Крисикова Е., Стасова Л. (2014), Йоргасон Дж., Падилья-Уолкер Л., Джексон Дж. (2011), Марголис Р., Райт Л. (2017), свидетельствуют о том, что при наличии близких отношений значимость внешних факторов ослабевает. То есть прародители стремятся видеться и взаимодействовать с внуками чаще, несмотря на физическое расстояние, отношения с родителями, линию родства, возраст и пр., если между ними и внуками установлены близкие отношения, основанные на привязанности [2; 4; 16; 20; 24; 33].

Исследователи разделяют вовлеченность прародителей в отношения с внуками на эмоциональную и функциональную. Эмоциональная вовлеченность связывается с принятием ответственности и заботой о внуках и реализуется через авторитетную, паритетную либо контролирующую позицию. Именно эмоциональная вовле­ченность способствует формированию близких детско- прародительских отношений посредством разной степени принятия и эмоциональной поддержки, которые проявляются в форме дисциплинирования, наставничества, подбадривания, советов, обучения навыкам, заботы, разделения общих интересов и увлечений. Функциональная вовлеченность понимается как внешнее участие в жизни внуков, реализующееся через помогающую позицию. Помощь прародителей при этом ограничивается требованием конкретной ситуации и может быть описана как инструментальная, т. е. связанная с предоставлением необходимых физических ресурсов, например, денег, продуктов, бытовых и прочих услуг. Вовлеченность такого типа, даже при очень частых контактах прародителей с внуками, не является достаточным условием для формирования эмоциональной близости [18; 21; 15].

Говоря об эмоциональной вовлеченности прародителя, как правило, имеют в виду объем непосредственного контакта с внуком (внучкой), а также содержание совместных занятий. Результаты проводимых исследований демонстрируют прямую связь между количеством и качеством контактов и эмоциональной близостью в отношениях прародителей с внуками [10; 21; 27; 33].

Отношения с прародителями детей из расширенных и нуклеарных семей

В настоящее время в зарубежных психологических исследованиях происходит переоценка взгляда на нуклеарный тип семьи как наиболее типичный. На выборках из разных этнических групп в разных частях света показано, что расширенные семьи (где все три поколения: прародители, родители и дети живут под одной крышей) не просто сосуществуют наряду с нуклеарными, а в некоторых типах культур, например азиатских, такие семьи являются даже более распространенными [2]. Сложившаяся в настоящее время в западных странах социально-экономическая ситуация также способствует увеличению числа многопоколен­ных семей. Так, в США по данным Forbes, в 2014 году впервые за последние сто тридцать лет был зарегистрирован 30% рост числа расширенных семей, а проживание с родителями стало самым распространенным образом жизни среди молодых людей 18—34 лет. Молодые супруги с детьми, исходя из экономических соображений, проживают вместе со своими родителями. Однако даже обретя финансовую стабильность и имея возможность жить своим домом, они продолжают делать выбор в пользу расширенного типа семьи. По мнению Snelling S., данная ситуация свидетельствует о происходящем постепенном сдвиге в системе ценностей американцев от личной независимости к взаимозависимости между членами семьи. Американские специалисты считают такую тенденцию позитивной как для семей, так и для страны в целом, так как отношения внутри семьи, объединенной одним домом и финансовыми средствами, благоприятны для психологического развития и социализации ребенка [27]. В связи с повышением стоимости жизни растет уровень занятости родителей, возрастает количество бика- рьерных семей, в которых оба родителя работают полный день и не имеют возможности проводить достаточно времени с детьми. Также продолжает расти число разводов, увеличивается количество раздельно проживающих родителей, испытывающих еще больше трудностей в уходе за детьми. Привлечение старшего поколения к воспитанию и уходу за детьми способствует смягчению неблагоприятных последствий современной семейной среды [5].

Однако отношение исследователей к расширенным семьям вовсе не однозначно — отмечаются как позитивные, так и негативные аспекты совместного проживания нескольких поколений. Akhtar P. и др. указывают на то, что присутствие прародителей в семье влияет на представление детей об отношениях с родителями и формирование навыков эффективного социального взаимодействия. Обнаружено, что эмоциональная близость с прародителями в расширенной семье ослабляет отцовский авторитет и способствует развитию чрезмерной напористости в поведении ребенка. Также эмоциональная близость с прародителями снижает оценку авторитарности матери подростком и способствует проявлению его самоуверенности. Исследователи заключают, что близкие отношения с прародителями смягчают нежелательные последствия влияния стиля родительского поведения на развитие социальных компетенций ребенка [2].

Замечено, что за счет совместного проживания в расширенных семьях прародители имеют более высокий статус и как следствие большее влияние на развитие ребенка, чем прародители, проживающие отдельно, даже в том случае, если вовлеченность в отношения с внуком раздельно проживающего прародителя сопоставима с вовлеченностью прародителей в расширенной семье. Это связано с тем, что дети и подростки более склонны усваивать ценности, советы и нормы от уважаемой авторитетной фигуры, играющей важную роль в семье, объединенной единым домом и финансовыми средствами [21].

Тем не менее, как выявлено в исследованиях Крисиковой Е., Стасовой Л. (2014), Левитан Дж. (2016), проживание прародителей и внуков под одной крышей не может автоматически гарантировать более высокого качества отношений между ними. Более того, как отмечает Левитан Дж, частое взаимодействие прародителей и внуков в расширенных семьях может быть не только источником формирования эмоциональной близости, но и причиной нежелательных столкновений и негативных переживаний [20; 21; 25].

Еще одним неоднозначным моментом является воспитательная позиция прародителей. Зачастую в расширенных семьях бабушки и дедушки принимают на себя родительские роли и активно участвуют в воспитании ребенка, дисциплинируют его, являются агентами его социализации [2]. Чаще всего такую позицию занимают авторитарные прародители. По данным Мюллер М. (2003) отношения таких прародителей с внуками очень близки, но одновременно окрашены высокой степенью напряженности и конфликтности. Вместе с тем, сами прародители этой группы считают свои отношения с внуками очень близкими и уверены в том, что родители детей одобряют и поощряют их стиль взаимодействия с внуками [26]. Однако, с точки зрения развития ребенка, такой стиль взаимодействия может приводить к размыванию семейных ролей. Это может быть особенно критично для подростков, пред которыми стоит задача автономии и становления собственной идентичности. В отношениях с авторитарными прародителями у них наблюдаются те же сложности, что и в отношениях с родителями: повышение напряженности и конфликтности, снижение эмоциональной близости [28].

В случае раздельного проживания прародителей и внуков зачастую пространственная удаленность выделяется как предиктор сложностей в формировании близких детско-прародительских отношений. Тем не менее, целый ряд работ показывает, что частота контактов (непосредственных личных или с помощью технических средств) и эмоциональная вовлеченность играют более важную роль в формировании близких отношений, чем фактическое расстояние между прародителями и внуками [5; 34]. Так, Крисикова Е., Стасова Л. не обнаружили значимых различий в характере совместных занятий, интенсивности общения и степени доверия между прародителями и внуками в расширенных и нуклеарных семьях [21]. Общение прародителей и внуков может происходить по интернету, по телефону, они могут встречаться по праздникам, во время школьных каникул.

Было выявлено, что отдельно проживающие прародители способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков внуков. Йоргасон Дж. и др. установили, что эмоционально близкие отношения с отдельно проживающими прародителями оказывают уникальное влияние на развитие навыков просоциального поведения у подростков. Авторы предполагают, что это связано с частым взаимодействием с другими взрослыми за пределами нуклеарной семьи. Кроме того, авторы считают, что по сравнению с прародителями в расширенных семьях отдельно проживающие бабушки и дедушки менее склонны к принятию позиции, сопоставимой с родительской. Как следствие, они больше сосредоточены не на контроле поведения внуков, а на общении с ними, развитии их самостоятельности [33].

Показано, что отдельно проживающие бабушки и дедушки могут стать так называемыми вторыми родителями, предоставляющими ребенку второй дом. В статье Пик Р. дом прародителей определяется как безопасное переходное пространство между домом детей и внешним миром. Маленькие дети во время визитов к прародителям обнаруживают, что за пределами дома может быть не страшно, приятно и интересно. Подростки в близких отношениях с прародителями могут на расстоянии от домашних конфликтов снять эмоциональное напряжение и получить необходимую поддержку [15].

Выводы

Обобщая результаты исследований, можно отметить, что качество детско-прародительских отношений определяется совокупностью факторов. Наиболее значимы из них эмоциональная близость, вовлеченность бабушки/дедушки в отношения с внуком и воспитательная позицияпрародителя. Детско-прародительские отношения в расширенных и нуклеарных семьях отличаются своеобразием. В расширенных семьях отношения детей с прародителями более близкие, но при этом могут сопровождаться большей напряженностью и конфликтностью. При условии негибкого отношения прародителя к внуку, взятии на себя родительской роли, качество детско-прародительских отношений может переживать сложности и дестабилизировать ситуацию в семье. Отдельно проживающие прародители способны к формированию эмоционально близких отношений с внуками на основе собственной эмоциональной вовлеченности и регулярного контакта. Уникальный вклад отдельно проживающих прародителей заключается в их относительной независимости от родительской семьи внуков. У них есть больше возможностей стать безопасной гаванью для внуков, буфером между чрезмерно контролирующими или требовательными родителями, особым пространством для эмоциональной разрядки и поддержки. Также отдельно проживающие прародители обогащают социальный опыт внуков иными, чем в родительской семье, жизненным укладом и способами взаимодействия, способствуя развитию у детей более высоких социальных и коммуникативных навыков.

Литература

  1. Akhtar P., Malik J.A., Begeer S. The grandparents’ influence: parenting styles and social competence among children of joint families // Journal of Child & Family Studies. 2017. Vol. 26. № 2. P. 603–611. doi:10.1007/s10826-016-0576-5
  2. Albertini M., Tosi M. Grandparenting after parental divorce: The association between non-resident parent-child meetings and grandparenting in Italy // European Journal of Ageing. 2018. Vol. 15. № 3. P. 277–286. doi:10.1007/s10433-018-0478-z
  3. Arpino B., Bordone V. Does grand-parenting pay off? The effect of child care on grandparents’ cognitive functioning // Journal of Marriage and Family. 2014. Vol. 76. № 2. P. 337–351. doi:10.1111/jomf.12096
  4. Attar-Schwartz S. Emotional Closeness to Parents and Grandparents: A Moderated Mediation Model Predicting Adolescent Adjustment // American Journal of Orthopsychiatry. 2015. Vol. 85. № 5. P. 495–503. doi:10.1037/ort0000082
  5. Attar-Schwartz S., Tan J., Buchanan A. Adolescents' perspectives on relationships with grandparents: The contribution of adolescent, grandparent, and parent–grandparent relationship variables // Children and Youth Services Review. 2009. № 31. № 9. P. 1057–1066. doi:10.1016/j.childyouth.2009.05.007
  6. Bangerter L.R., Waldron V.R. Turning points in long distance grandparent–grandchild relationships // Journal of Aging Studies. 2014. Vol. 29. pp. 88–97. doi:10.1016/j.jaging.2014.01.004
  7. Baxter J., Warren D. Grandparents in their young grandchildren’s lives [Электронный ресурс] // The Longitudinal Study of Australian Children: Annual Statistical Report. Melbourne: AIFS, 2015. P. 13–40. URL: https://growingupinaustralia.gov.au/sites/default/files/asr2015.pdf (дата обращения: 04.12.2019).
  8. Child care by grandparents: Changes between 1992 and 2006 / T. Geurts [et al.] // Ageing and Society. 2014. Vol. 35. № 6. P. 1318–1334. doi:10.1017/S0144686X14000270
  9. Cook K. Family labour: Responsibility and control // Journal of Family Studies. 2014. Vol. 20. № 2. P. 102–103. doi:10.1080/13229400.2014.11081999
  10. Craig L., Jenkins B. Grandparental childcare in Australia: Gender differences in the correlates of providing regular grandparental care while parents work // Community, Work & Family. 2015. Vol. 19. № 3. P. 281–301. doi:10.1080/13668803.2015.1027176
  11. Danielsbacka M., Tanskanen A.O., Rotkirch A. Impact of Genetic Relatedness and Emotional Closeness on Intergenerational Relations // Journal of Marriage and Family. 2015. Vol. 77. № 4. P. 889–907. doi:10.1111/jomf.12206
  12. Di Gessa G., Glaser K., Tinker A. The health impact of intensive and non-intensive grandchild care in Europe: new evidence from SHARE // Journal of Gerontology: Social Sciences. 2016. Vol. 71. № 5. P. 867–879. doi:10.1093/geronb/gbv055
  13. Ferguson S.J. Contemporary Grandparenting: Changing Family Relationships in Global Contexts // Contemporary Sociology. 2014. Vol. 43. № 5. P. 653–655. doi:10.1177/0094306114545742b
  14. Grandmother–Grandchild Relationship Quality Predicts Psychological Adjustment Among Youth From Divorced Families / C.E. Henderson [et al.] // Journal of Family Issues. 2009. Vol. 30. № 9. P. 1245—1264. doi:10.1177/0192513X09334913
  15. Grandparents and the extended family: understanding the importance of wider family relationships for children and their parents [Электронный ресурс] // Understanding Childhood. 2014. URL: http://www.understandingchildhood.net/posts/grandparents-and-the-extended-family (дата обращения: 04.12.2019).
  16. Hakoyama A., MaloneBeach E.E. Predictors of Grandparent–Grandchild Closeness: An Ecological Perspective // Journal of Intergenerational Relationships. 2013. Vol. 11. № 1. P. 32–49. doi:080/15350770.2013.753834
  17. Jappens M., Van Bavel J. Parental Divorce, Residence Arrangements, and Contact Between Grandchildren and Grandparents // Journal of Marriage and Family. 2016. Vol. 78. № 2. P. 451–467. doi:10.1111/jomf.12275
  18. Kazimi A., Sadruddin M.M., Khowaja M. Contribution of Grandparents in Meeting Educational Challenges of Exceptional Child-Highlighting Ordeals and Confrontations in Local Context to Understanding Global Circumstances // International Research Journal of Arts and Humanities. 2016. Vol. 44. № 44. P. 51–58.
  19. Kemp C.L. Grandparent–grandchild ties. Reflections on continuity and change across three generations // Journal of Family Issues. 2007. Vol. 28. № 7. P. 855–881. doi:10.1177/0192513X07299599
  20. Krisikova E., Stasova L. Relationships between children and their grandparents and importance of older generations in lives of todays’ families // SHS Web of Conferences. 2014. № 10. 7 p. doi:10.1051/shsconf/20141000044
  21. Levetan J.L., Wild L.G. The implications of maternal grandmother coresidence and involvement for adolescent adjustment in South Africa // International Journal of Psychology. 2016. Vol. 51. № 5. P. 356–365. doi:10.1002/ijop.12178
  22. Liu R.X. Gender Differences in Grandparent Attachment Among Chinese Students // International Journal of School Health. 2016. Vol. 3. № 2. doi:10.17795/intjsh.32195
  23. Margolis R. The Changing Demography of Grandparenthood // Journal of Marriage and Family. 2016. Vol. 78. № 3. P. 610–622. doi:10.1111/jomf.12286
  24. Margolis R., Wright L. Older Adults with Three Generations of Kin: Prevalence, Correlates and Transfers [Электронный ресурс] // The Journals of Gerontology Series B: Psychological Sciences and Social Sciences. 2017. Vol. 72. № 6. P. 1067–1072. URL: https://academic.oup.com/psychsocgerontology/article/72/6/1067/2632014 (дата обращения: 04.12.2019).
  25. Moorman S.M., Stokes J.E. Solidarity in the Grandparent–Adult Grandchild Relationship and Trajectories of Depressive Symptoms // The Gerontologist. 2016. Vol. 56. № 3. P. 408–420. doi:10.1093/geront/gnu056
  26. Mueller M.M., Elder G.H. Jr. Family Contingencies Across the Generations: Grandparent-Grandchild Relationships in Holistic Perspective // Journal of Marriage and Family. 2003. Vol. 65. № 2. P. 404–417. doi:10.1111/j.1741-3737.2003.00404.x
  27. Multigenerational living is back and that's a good thing [Электронныйресурс] // Forbes. 2016. URL: https://www.forbes.com/sites/nextavenue/2016/10/09/multigenerational-living-is-back-and-thats-a-good-thing/#7a72f2c55807 (дата обращения: 04.12.2019)
  28. Pilkauskas N.V., Dunifon R.E. Understanding Grandfamilies: Characteristics of Grandparents, Nonresident Parents, and Children // Journal of Marriage and Family. 2016. Vol. 78. № 3. P. 623–633. doi:10.1111/jomf.12291
  29. Relationships between grandparents and teenage grandchildren [Электронный ресурс] / N. Ross [et al.] // CRFR Research briefing. 2005. № 23. 4 p. URL: https://www.era.lib.ed.ac.uk/bitstream/handle/1842/2778/rb23grandparents.pdf;sequence=1 (дата обращения: 04.12.2019).
  30. Soliz J. Intergenerational Support and the Role of Grandparents in Post-Divorce Families: retrospective Accounts of Young Adult Grandchildren // Qualitative Research Reports in Communication. 2008. Vol. 9. № 1. P. 72–80. doi:10.1080/17459430802400373
  31. Stangeland S. Grandfathers play a more prominent role [Электронный ресурс] // ScienceNorway. 2012. URL: http://sciencenordic.com/grandfathers-play-more-prominent-role (дата обращения: 04.12.2019).
  32. Trends in the prevalence of grandparents living with grandchild(ren) in selected European countries and the United States / K. Glaser [et al.] // European Journal of Ageing. 2018. Vol. 15. № 3. P. 237–250. doi:10.1007/s10433-018-0474-3
  33. Yorgason J.B., Padilla-Walker L., Jackson J. Nonresidential grandparents’ emotional and financial involvement in relation to early adolescent grandchild outcomes // Journal of research of adolescence. 2011. Vol. 21. № 3. P. 552–558. doi:10.1111/j.1532-7795.2010.00735.x
  34. Young C., Denson L.A. Psychological health and provision of grandchild care in non-custodial baby boomer grandparents // Journal of Family Studies. 2014. Vol. 20. № 1. P. 88–100. doi:10.5172/jfs.2014.20.1.88
  35. Zamberletti J., Cavrini G., Tomassini C. Grandparents providing childcare in Italy // European Journal of Ageing. 2018. Vol. 15. № 3. P. 265–275. doi:10.1007/s10433-018-0479-y

Информация об авторах

Булыгина Мария Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры детской и семейной психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4459-0914, e-mail: buluginamv@mgppu.ru

Комарова Светлана Валерьевна, магистрант программы «Детская и семейная психотерапия», факультет консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: scomarova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 825
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 839
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 1