Введение

86

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100100

Для цитаты: Березина Т.Н. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 1. С. 5–7. DOI: 10.17759/jmfp.2021100100

Полный текст

 

Развитие человеческой цивилизации проходит через всевозможные ситуации глобальных рисков. Ситуации могут быть различными, а риски природными или рукотворными, однако они диктуют определенные изменения психики и поведения, и исследования их является актуальнейшей задачей.

Необходимо выявлять упомянутые закономерности, изучать реакции людей на ситуации глобальных рисков и негативные последствия таковых, разрабатывать способы минимизации негативных последствий и актуализации адаптационного потенциала человека.

Приобретение новейшего знания в указанной сфере остроактуально, поскольку развитие цивилизации чрезвычайно ускорено: человечество осваивает космос, исследует микромир, технические достижения сменяют друг друга, и ситуации рисков глобальных масштабах могут возникать снова и снова.

Ситуации глобальных рисков это не только COVID-19, это сочетание многих социальных и природных вызовов; это и социальные, вызывающие недовольство, реформы, и экологические катастрофы; это расовые и межнациональные конфликты. Пандемия, как триггер, резко обострила проблемы и в некоторых случаях позволила глубинным сдерживаемым страхам и тревогам выплеснуться наружу.

Цель данного тематического номера представление российским специалистам теоретико-концептуальных подходов к изучению психических нарушений жизнедеятельности человека в современном обществе в ситуации рисков глобальных масштабов.

Главная задача номера систематизация многочисленных исследований и выявление закономерностей, информация о которых впоследствии может быть использована для управления ситуациями глобальных рисков.

В статьях номера анализируются и сопоставляются различные аспекты глобальной пандемии, такие как карантин, переход на дистантные формы обучения, травматизация страхом, возникновение психосоматических заболеваний; обобщаются результаты многочисленных эмпирических исследований, выполненных и в нашей стране, и за рубежом.

Номер открывается общепсихологической рубрикой, в которой представлена концептуальная статья «Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности» авторского коллектива с факультета экстремальной психологии МГППУ (Литвинова А.В., Котенева А.В., Кокурин А.В., Иванов В.С.). Данная статья носит обзорный характер и анализирует проблему психологической безопасности личности в разномасштабных по сложности и напряженности ситуациях. Авторы обращают наше внимание на то, что в современных зарубежных исследованиях существует терминологическое разнообразие в понимании компонентов психологической безопасности личности как интегрального качества, и делают попытку объединить разнообразные воззрения на ресурсы и механизмы преодоления объективных и субъективных рисков в единую систему. В авторской модели психологической безопасности личности выделяются такие интегральные компоненты, как морально-коммуникативный, мотивационно­волевой, ценностно-смысловой и внутренний комфорт. Приведены результаты исследований психологической безопасности личности под влиянием информационных давления, вызванного пандемией COVID-19 в контексте смыслообразования, преодолевающего поведения, переживания вероятностных угроз субъективному благополучию.

В рубрике «Клиническая психология» представлены четыре статьи. Детализация этого аспекта вызвана тем, что нынешняя кризисная ситуация имеет клинический характер и представляет, прежде всего, угрозу психическому и соматическому здоровью человека.

Так, в статье М.И. Розеновой с соавторами «Страх как кризис психического здоровья в условиях глобальных рисков и перемен» представлен анализ результатов международных и отечественных исследований в области изучения влияния глобальных кризисов и пандемических ситуаций (в том числе COVID-19) на состояние психического здоровья. Проведенный авторами сравнительный анализ результатов исследований начального этапа развития коронавирусной пандемии в разных странах (на данный момент) показал, что в азиатских странах в большей степени нарастают проблемы тревожной симптоматики, тогда как в Европе и Америке доминирует депрессивная симптоматика. Авторы также задаются вопросом — какова же специфика динамики негативных эмоциональных переживаний в нашей стране.

Травматическим последствиям пандемии посвящена следующая статья «Травматизация страхом: психологические последствия пандемии Covid-19» (Екимова В.И., Розенова М.И., Литвинова А.В., Котенева А.В.). В своем исследовании авторы выявили группы риска для психологических последствий пандемии (это не группы риска заболевания, которые достаточно хорошо изучены) — это группы уязвимости по отношению к травматическим последствиям экстремальной ситуации. Оказалось, что наиболее выраженные симптомы психологической травматизации демонстрируют женщины, молодежь, те, кто потерял работу во время кризиса, люди с хроническими заболеваниями.

В статье Ю.А. Кочетовой и М.В. Климаковой «Исследования психического состояния людей в условиях пандемии» тема травматизации страхом получает свое независимое продолжение. Этими авторами рассмотрены проявления тревоги, депрессии, посттравматического стрессового расстройства, бессонницы в настоящей эпидемиологической обстановке, показана роль средств массовой информации в формировании тревожности и страхов у медицинских работников, а также проанализирована связь личностных черт с определенным стилем эмоциональных и поведенческих реакций на пандемию COVID-19.

Профилактике депрессивных расстройств посвящена статья Е.В. Храмова и В.С. Иванова «Современные зарубежные исследования депрессивных расстройств в период пандемии COVID-19». Здесь представлен обзор современных зарубежных исследований, ориентированных на изучение основных факторов риска развития депрессивных расстройств у различных категорий населения в период пандемии. Авторами выявлено, что наиболее подвержены развитию депрессивных и тревожных состояний пациенты с COVID-19, медицинские работники, непосредственно контактирующие с заболевшими, пациенты с наличием хронических коморбидных заболеваний, а также женщины в перинатальном периоде. Наряду с описанием общих факторов риска развития и проявления депрессии, результаты зарубежных исследований позволили подойти к пониманию возрастных особенностей протекания депрессивных состояний в период пандемии COVID-19.

В рубрике «Психология развития» представлены две статьи. В статье «Влияние карантина на показатели биопсихологического возраста в России (Т.Н. Березина и С.А. Рыбцов) приводятся данные эмпирического исследования, выполненного в России, но выводы из которого можно распространить и на другие страны. Приводятся результаты лонгитюдного исследования, которое показало, что в России влияние карантина на биопсихологический возраст амбивалентно. С одной стороны, ряд показателей здоровья и биологического возраста за время карантина ухудшились — например, у работающих индивидов биологический возраст возрос, а индекс биологического старения увеличился. С другой стороны, некоторые показатели здоровья даже улучшились — например, произошла оптимизация психологического возраста индивидов, у многих взрослых произошла нормализация показателей артериального давления. С третьей стороны, у некоторых категории испытуемых (пенсионеров из группы риска) изменений биологического возраста вообще не произошло.

Проблеме психологического здоровья в период беременности посвящена статья В.О. Аникиной, С.С. Савенышевой и М.Е. Блох «Психическое здоровье женщин в период беременности в условиях пандемии коронавируса COVID-19: обзор зарубежных исследований». На основании научного анализа авторы делают вывод, что от 35 до 69,6% беременных женщин испытывают умеренную или сильную тревогу, 18,2%—36,4% демонстрируют клинически значимые уровни депрессии, около 10,3—16,7% беременных женщин имеют признаки ПТСР (посттравматического стрессового расстройства)

Это тревожные цифры, показывающие существование еще одной группы риска травматических последствий пандемии.

Традиционная рубрика «Психология образования» предлагает читателям две статьи.

Статья «Covid-19 и психическое здоровье учащихся: зарубежные исследования» (Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Круковская О.А., Савицкая Н.В.) представляет собой аналитический обзор, который обрисовывает исторически значимый процесс консолидации мирового научного сообщества перед угрозой, которую несет для психики детей и молодежи пандемия COVID-19. Авторы описывают психологические последствия ковида-19 для психического здоровья учащихся, тут и умеренное повышение тревожности на фоне постоянного стресса, и возможный кумулятивный эффект испытываемых дефицитов (свободы пере­
движения, межличностных контактов, питания, медобслуживания и др.), и рецидивное утяжеление клинического течения диагностированных психических нарушений у детей школьного возраста

Вторая работа рубрики, своей направленностью продолжающая тему — статья М.И. Марьина и Е.А. Никифоровой «Трансформация мотивов и ценностей студентов высших образовательных организаций в условиях пандемии (по материалам зарубежных исследований)». В ней представлен обзор зарубежных исследований, направленных на изучение особенностей изменения мотивации и ценностных ориентаций иностранных студентов, обучающихся в период ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19. Авторы не только описывают негативные последствия пандемии, но видят в сложившейся ситуации некоторые позитивные моменты в системе высшего образования — полученные знания, опыт и наработки помогут при необходимости использовать гибкую онлайн-среду для всестороннего развития специалиста и профессионала, более эффективно соединить плюсы и минусы онлайн-и офлайн-образования.

Проблемам рисков глобальных масштабов для профессионалов посвящена статья А.В. Сечко «Профессиональное выгорание в системе стрессов у авиационных специалистов», вошедшая в рубрику «Отраслевая психология».

Статья представляет собой результат анализа зарубежной специализированной литературы в области авиации и психологии. В ней описаны факторы профессионального стресса, определяемые глобальными экономическими, технологическими, политическими и экологическими изменениями на планете.

Таким образом, наш тематический выпуск позволил обрисовать многочисленные аспекты психических последствий рисков глобальных масштабов на примере имеющей место в настоящее время пандемии Ковид-19.

Авторами выделены некоторые закономерности психики людей, оказавшихся в ситуации глобального риска инфекционного заболевания летального характера, которые можно использовать для понимания и прогнозирования поведения человека в любых других экстремальных ситуациях.

Поскольку пандемия продолжается, а с ней продолжаются и научные исследования, разговор о последствиях глобальных рисков будет продолжен в последующих номерах журнала «Современная зарубежная психология».

 

 

 

 

Информация об авторах

Березина Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, Профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8188-237X, e-mail: tanberez@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 145
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 86
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0