Содержание и виды безопасности образовательной среды

924

Аннотация

В статье осуществлено выявление основных компонентов образовательной среды с позиций философского подхода к осмыслению данного феномена, а также осуществлён анализ и оценка причин, которые обусловливают небезопасность его, осуществлено выделение уровней экспансии, проведена классификация видов безопасности образовательной среды. При проведении исследования применены следующие методы: аналогии, сравнительный, обобщения, системный, интерпретации результатов, мысленного эксперимента. В работе уточняется содержание понятия образовательной среды, раскрыты ее основные компоненты, на основе философского подхода к этому феномену осуществлено выявление воздействия различных видов экспансии на её безопасность, выявлены и обоснованы основные виды безопасности образовательной среды с учётом современного состояния общественной практики в стране и мире, а также тех требований, которые предъявляются образовательным учреждениям по научению и воспитанию обучаемых. Результаты исследования вносят вклад в палитру исследований образовательной среды в школе и вузе, в методологию организации безопасности образовательной среды, а также в практику образовательной деятельности школ и вузов.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная среда, экспансия, вызов, угроза, безопасность, способы, средства, методология, организация образования и воспитания

Рубрика издания: Психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2021080110

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н. Содержание и виды безопасности образовательной среды [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 1. С. 82–96. DOI: 10.17759/langt.2021080110

Полный текст

 

Введение

Общественная практика свидетельствует, что сегодня в развитии образования и воспитания граждан нашей страны значимой становится тема разработки и реализации путей и средств обеспечения безопасности образовательной среды для школ и вузов.

Она актуальна как для учителей, преподавателей, руководства школ и вузов страны, так и для Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, определяющих цели, задачи, формы, способы, условия подготовки кадров для школ и вузов, совершенствование образовательной среды в образовательных учреждениях.

Особое значение при решении данных задач имеют не только научная разработка феномена «безопасность образовательной среды», но и обоснование используемых для достижения её безопасности методов, средств, способов, а также способность и готовность руководителей, учителей, преподавателей, обслуживающего персонала в школах, вузах владеть данными методами, средствами, способами и эффективно использовать их в образовательном процессе.

Основное содержание и структурные элементы феномена «образовательная
среда» в школе и вузе

Как известно, в Федеральном законе «Об образовании» отсутствует определение феномена «образовательная среда». Вместо определения данного понятия перечисляются средства обучения и воспитания:       "приборы, оборудование, включая спортивное

оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно­программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности".[1]

Очевидно, что названные средства обучения и воспитания не могут по сущности называться образовательной средой ни школы, ни вуза. И для того, чтобы раскрыть заявленную тему, авторы намерены сначала рассмотреть содержание понятия «образовательная среда», сформулированное учёными нашей страны, а потом уточнить её компоненты и сформулировать философское авторское определение данного феномена, чтобы потом раскрыть её содержание и виды.

Для этого используем вариант философского подхода к исследованию объектов реального мира: «движение» мысли от общего к единичному. В соответствии с ним изначально определимся с содержанием понятия «среда» для человека и общностей людей.

По мнению авторов данной статьи, наиболее точное определения этому понятию дано в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Более того, в этом законе выделяются факторы среды обитания людей, которые предопределяют небезопасность её.

Так, в законе зафиксировано, что «среда обитания человека — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека».[2] А в качестве факторов, способных придать данной среде небезопасность, выделяются следующие: «биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений».[3]

Очевидно, образовательная среда, где формируется личность и специалист для определенной сферы общественной деятельности — есть составная часть среды обитания человека, включающая в себя свои, особенные черты и свойства, свои компоненты, явления, факторы, связанные с образованием и воспитанием. Ведь образование и воспитание — это сложный диалектический процесс и результат усвоения обучаемым и воспитуемым систематизированных знаний, выработанных человечеством, формирование у него определённых умений и навыков, утверждение в его сознании и поведении высоких ценностей общества и государства, обусловленных государственной идеологией, превращающих его в нравственно-зрелую личность, а также развитие конкретных, значимых для его деятельности, черт, свойств, компетенций как необходимых условий подготовки его к жизни и труду. [10, с. 21].

Содержание образования и воспитания в стране диалектически взаимосвязано с соответствующим этим процессам образовательной средой. То есть заявка на соответствующую личность выпускника школы и вуза требует конкретной по содержанию образовательной среды. Одновременно, имеющаяся и вновь формируемая образовательная среда для школы и вуза корректируют процессы образования и воспитания обучаемых: школьников, студентов, магистрантов, аспирантов. И эта взаимосвязь исторически непрерывно продолжается. [4, с. 420-422].

Следуя логике выбранного нами подхода, приступим к осмыслению содержания понятия «образовательная среда». Авторы отмечают, что на данном этапе развития научных исследований этого феномена существенный вклад в его осмысление привнесли психологи и педагоги. [11, с. 38-41].

На основе их исследований можно выделить следующие модели, позволяющие оценить основные компоненты образовательной среды:        психодидактическую модель;

коммуникативно ориентированную модель; антрополого-психологическую модель; экопсихологическую модель.

Психодидактическая модель образовательной среды была разработана В. П. Лебедевой, В. А. Орловым, В.А. Ясвиным. [15, с. 68-71]. В их работах впервые были приведены в определенную систему педагогические представления о школьной (воспитательной) среде, психологические и эколого-психологические представления об образовательной среде, что позволило дать определение именно понятию «образовательная среда», определить её структуру и, соответственно, формы её существования.

Ими утверждается, что «образовательная среда (или среда образования) — это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также совокупность возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». [15, с. 14]

Как видим, в данном определении образовательной среды подчеркивается значимость учащегося как субъекта научения. Создание образовательной среды осуществляется в соответствии с познавательными интересами учащихся, с учетом возможностей педагогического коллектива, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды

С позиций же философского подхода, к рассмотрению образовательной среды в приведенном её определении не наличествует такая её составляющая как «особенное» по отношению к феномену «среда», её относительная самостоятельность и её динамика.

Содержательно иной взгляд на образовательную среду, конкретно школы, демонстрирует её коммуникативно ориентированная модель, которая была сформулирована В. В. Рубцовым и его единомышленниками.

Образовательная среда понимается ими как форма сотрудничества, которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися.

Утверждается, что «образовательная среда — это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:

-     определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;

-     проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);

-     содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь. [13, с. 29]

Очевидно, что в рамках заявленного философского рассмотрения образовательной среды с позиций «общего-особенного и единичного», а также в контексте выявление небезопасности образовательной среды в приведенном её определении не просматриваются связи и взаимодействие школы и других социальных институтов и социальных организаций общества.

Антрополого-психологическая модель образовательной среды была обоснована В. И. Слободчиковым. Он, как и В. В. Рубцов, для осмысления образовательной среды использует такую составляющую нашей жизни как совместная деятельность субъектов образовательного процесса. Правда, в отличие от своих коллег, он подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, её изначальную «незаданность». При этом он включает в содержание образовательной среды два смысла общего понятия «среда»:

-    «совокупность условий, обстоятельств, окружающую индивида обстановку, и соответственно - границу, определяемую масштабом защиты от среды и её утилизации (способностью к ассимиляции и аккомодации)»;

-         «представление о среде как сердцевине, средстве, связях бытия человека» [14, с.175].

По его утверждению, образовательная среда — это «не просто сорганизованная совокупность учителей, родителей, детей, призванных решать некие задачи подготовки к пока еще отсутствующему будущему», это «исторически сложившаяся культурная форма встречи детей, молодых, взрослых» в реальной и полноценной жизни сегодня. [14, с. 175]

Как видим, образовательная среда характеризуется такими качествами как событийность общности, целостно-смысловое объединение научаемых, их предметная деятельность на основе развития индивидуальных способностей человека.

В. И. Слободчиков считает, что среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения. [14, с. 175]

Понятие «образовательная среда», по мнению В.И. Слободчикова, отражает не «данность совокупности влияний и условий», а являет собой динамическое образование, где наличествует взаимодействие учреждений образования, управления образованием, самих научаемых.

В контексте экопсихологического подхода, обоснованного В. И. Пановым и его учениками, под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации. [11, с. 80]

Как видим, в данном определении «образовательной среды» присутствует и социальный заказ общества, государственной власти. То есть образовательную среду «пронизывают» не только особенности возрастной периодизации развития детей и взрослых, но и социальный заказ на продукт системы образования. А это говорит о том, что средства и способы образовательных технологий обязаны соответствовать не только природным физиологическим и психологическим объективным закономерностям развития научаемых, но и социальным особенностям бытия общества и государства.

Учёт социальных особенностей — это учёт различного вида и типа экспансий, которые всегда наличествовали и делали небезопасной образовательную среду.

В целом, в рамках философского рассмотрения природы и сущности образовательной среды, на основе выделенных её черт, отражённых в рассмотренных нами моделях, сформулируем определение, которое позволит обосновать пути и средства достижения её безопасности.

Образовательная среда — это совокупность элементов среды бытия людей, объективных условий и субъективных факторов, в их диалектической взаимосвязи, обусловливающих цель, мотивы, средства, способы, формы процессов научения и воспитания учащихся, студентов, аспирантов и т. д, предопределяющих достижение ими результатов, соответствующих потребностям и интересам развития как самого научаемого, так и социальных общностей, обществу, стране в целом.

Содержательно образовательная среда включает в себя динамично развивающуюся совокупность реально наличествующих в стране, то есть созданных и создаваемых, в соответствии с господствующей в государстве идеологией образования, компонентов социального института образования, объединённых установками по развитию человека, общества. В структуру образовательной среды включаются элементы методологии и методики научения и воспитания обучаемых, принципы, правила, приёмы, формы, модели, образцы, стандарты образовательной деятельности, которые обусловливаются деятельностью других социальных институтов общества, а также различного вида и типа экспансиями как результатами складывающихся в мире связей и взаимодействий между людьми, пронизанными классовыми, национальными и другими видами интересов.

Экспансия как сопутствующий компонент человеческой деятельности, пронизывающая также и образовательную среду, делает её небезопасной для всех, кто включён в неё, в том числе и неё самой.

И для того, чтобы найти противодействие экспансии, порождающей небезопасность образовательной среды, определимся с природой и сущностью безопасности образовательной среды.

Содержание и сущность безопасности образовательной
среды в школе и вузе

Авторы статьи отмечают, что необходимость осмысления и организации безопасной образовательной среды законодательно обосновываются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании», Международной «Конвенцией о правах ребенка» и другими нормативными актами.

Более того, в Федеральном законе «О безопасности» закреплены принципы обеспечения безопасности в организациях образования. В нём отмечается, что обеспечение безопасности в организациях образования должно быть основано на принципах соблюдения, защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, системности, комплексности и предполагает применение политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, а также взаимодействие различных сторон для обеспечения безопасности.[4]

Если данные положения «проецировать» на образовательные организации как одни из компонентов образовательной среды, то им, совместно с государственными и общественными структурами страны, необходимо обеспечить безопасность как самой образовательной организации, так и безопасность образовательной среды, основных её участников.

Сегодня в литературе наличествует ряд работ, в которых раскрываются компоненты и содержание безопасности образовательной среды. Выделим определения этого феномена у тех исследователей, которые рассматривали и безопасность образовательной среды, и такой её вид как «психологическая безопасность образовательной среды».

Например, В. В. Рубцов выделяет следующие параметры безопасной образовательной среды:

-    качество межличностных отношений ребенка;

-    защищенность ребенка в образовательной среде школы;

-    эмоциональная комфортность ребенка в образовательной среде;

-    удовлетворенность ребенка образовательной средой. [12, с. 5-7]

Он также подчёркивает, что, говоря о безопасной образовательной среде, нужно иметь в виду не только ребенка, но и педагога, и администратора, и родителей. Таким образом, можно выделить следующие критерии психологической безопасности:

-   уровень удовлетворенности участниками образовательного процесса основными характеристиками процесса взаимодействия;

-    защищенность от психологического насилия;

-    защита от всех форм дискриминации;

-    наличие безопасных условий труда и учебы. [12, с. 5-7]

О.О. Андронникова рассматривает безопасность образовательной среды с точки зрения модели образования, системы, способной гарантировать качественное обучение, определяющей вектор виктимного или невиктимного развития человека. [2, с. 9]

В контексте данного подхода, «безопасность образовательной среды» как базовая категория и составляющая образования и воспитания рассматривается ею на нескольких уровнях:

-         как общая модель образовательной системы, гарантирующая качество подготовки специалистов и отвечающая запросам времени;

-          как образовательная система, учитывающая национальную российскую самобытность;

-          как социальный институт, эффективно решающий стоящие перед ним задачи;

-    как система, решающая вопросы воспитания и образования, несущая в себе ресурсы для трансформации рисков, способная эффективно изменить вектор развития ребенка с виктимного на безопасный, а значит, адаптивный. [1, с. 19]

И.Б. Бичева, О..М. Филатова, основываясь на концепции теории безопасности жизнедеятельности и гуманизации образования, рассматривают безопасную образовательную среду как совокупность компонентов, встроенных в общую систему управления образовательной организацией. Это обеспечивает функциональные взаимосвязи участников образовательного процесса, изменение установок и мировоззренческой позиции в области содержания знаний, информации, представлений, субъектно-субъектных отношений, способов осуществления учебно-воспитательной деятельности. [9, с. 48]

К компонентам безопасной образовательной среды данные авторы относят: нормативно­правовые, эмоционально-комфортные, культурно и социально ориентированные; здоровье сохраняющие и защищающие; познавательно-творческие и развивающие; процессуально­технологические. [9, с. 49]

Значительное количество исследователей, отдающих предпочтение личности научаемых и тех, кто этот процесс осуществляет, выделяют такой вид безопасности образовательной среды как «психологическая безопасность образовательной среды». И это отражено в работах таких исследователей как И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Г.В. Грачев, С.Г. Плешиц, М.Ф. Секач, Э.Э. Сыманюк, В.А. Ясвин и др. Ими, в качестве основного психологического параметра, разрушительного для психического здоровья личности, называют психологическое насилие.

Так, О.О. Андронникова под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно­доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье всех включенных в нее участников. [3, с. 21]

Баева И. А. психологическую безопасность образовательной среды рассматривает как защищенность от психологического насилия во взаимодействии по таким структурным компонентам как унижение, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение. [6, с. 21]

В соответствии с заявленным осмыслением природы психологической безопасности, она приходит к выводу, что под «под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно­доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников». [5, с. 83]

По её мнению, только психологическая безопасность образовательной среды есть важнейшее условие, чтобы внутренняя природа человека раскрылась в полную меру. При этом, центральным аспектом безопасности является «угроза». [7, с. 9]

Заслуживающим внимание, по определению содержания психологической безопасности образовательной среды, является обобщение, сформулированное И.Б. Бессоновым и Е.В. Дьяченко. Они пришли к выводу, что «психологически безопасной образовательной средой можно считать такую среду, в которой большинство ее участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия». [8, с. 7].

Однако, если проанализировать сформулированные исследователями определения безопасности образовательной среды с позиций философского подхода, то в них хотя и присутствуют многие черты и свойства феномена «безопасность», но природу и сущность этого феномена отражают не полностью. Отметим тот факт, что они выделены на основе качественного признака этого феномена — «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».[5] Но является ли этот признак полностью определяющим природу и сущность феномена «безопасность образовательной среды»?

По мнению авторов статьи, понятие «защищённость» неопределенно. Фактически трудно представить ситуацию в жизни любого субъекта или социального образования, чтобы чьи-то потребности, а интересы есть осознанные потребности, были защищены от экспансии.[6]

А так как экспансия практически есть следствие деятельности любого субъекта в стране, мире, то исключить экспансию образовательной среды реально невозможно. Её не будет только в том случае, когда образовательная среда будет вне связей с реальным миром, да и при этом в полном бездействии.

Следует отметить, что экспансия, направленная на конкретную организацию, субъекта этой организации, может быть разноуровневая. Сегодня в исследованиях используют такие показатели: вызов, угроза, агрессия.

Авторы данной статьи считают, что их можно определить следующим образом: вызов — это такой уровень экспансии в социальное образование, субъект общественных отношений, который вызывает в них некоторые функциональные изменения, но их природу и сущность не затрагивает; угроза — это такой уровень экспансии в социальное образование, субъект общественных отношений, который вызывает качественные изменения в их содержании, функционировании, но их сущности не изменяет; агрессия - это такой уровень экспансии в социальное образование, субъект общественных отношений, который изменяет их природу и сущность, принуждает их качественно измениться или утратить самость.

Исключение же экспансии для образовательной среды, или полная от нее защита — это только мыслимые состояния бытия реальных видов образовательной среды.

Все это позволяет утверждать, что понятие «безопасность образовательной среды» в первую очередь отражает определенный уровень её отношений и связей с социальными образованиями в стране и мире, а также её возможность и способность по обеспечению условий в достижении целей, перед нею поставленных, по научению и воспитанию обучаемых в ней, по созданию ею общественно значимых ценностей.

При реальном уровне безопасности образовательной среды научаемые способны оптимально и эффективно достичь поставленных целей, создать или сохранить необходимые для их жизнедеятельности ценности, реализовать всю полноту своих интересов.

При отсутствии реального уровня безопасности образовательной среды научаемые будут иметь возможность воплотить в жизнь только те потребности, которые достаточны для сохранения их сущности.

И ещё один аспект, относящийся к рассмотрению безопасности образовательной среды как способности субъекта защитить свои жизненно важные интересы. Защита предполагает только противодействие экспансии, что ставит защищающуюся сторону в положение изначального ожидания. Такое положение дел, возведенное в принцип, во-первых, формирует у защищающегося субъекта «опаздывающую» парадигму мышления и практического действия, что изначально может привести к тяжелым последствиям. Во-вторых, исключает общественные отношения, важнейший компонент человеческого бытия, из структуры формирования активной безопасности, в том числе и образовательной среды. Такой подход методологически несостоятелен. Ведь очевидно, что её безопасность будет реальностью, если будет наличествовать безопасность страны, то есть общего, ибо безопасность образовательной среды - это часть целого. И в рассмотрении безопасности образовательной среды через соотношение категорий общее-особенное-единичное заключён потенциал выявления не только природы и сущности безопасности образовательной среды, но и выявления путей и средств её достижения.

Очевидно, что до того момента, когда возникает необходимость создавать защиту, возможно и необходимо управлять процессом развития отношений, развитием различного рода ситуациями, которые могут привести субъект из состояния небезопасности к реальной безопасности.

Таким образом, в рамках философского подхода к осмыслению природы и сущности безопасности образовательной среды, можно дать этому феномену следующее определение.

Безопасность образовательной среды и каждой личности, включенной в неё, представляет собой систему общественных отношений, в рамках которых образовательная среда и существует, совокупность условий и факторов, обеспечивающих достижение и реализацию целей, ценностей, интересов обучаемых в соответствии с выбранной ими профессией и включенных в конкретную образовательную организацию, гарантирующих предотвращение и исключение всех видов экспансии на уровне агрессии и насилия для них, и, если потребуется, активного противодействия субъекту разного вида и типа экспансии по отношению ко всем участникам образовательной среды.

Схематично структуру основных видов безопасности образовательной среды, которые выделяются на основе типологии экспансии и общественных отношений, складывающихся между её участниками в процессе её функционирования, можно обозначить следующим образом:


 

Рис. 1. Использованные сокращённые обозначения означают следующее:

БОС - безопасность образовательной среды и её субъектов;

ИБ - информационная безопасность образовательной среды;

БД - безопасность деятельности, функционирования образовательной среды;

ДБ - духовная безопасность участников образовательной среды;

ПБ - психологическая безопасность;

СЭкБ- социально-экологическая безопасность;

ББ - биологическая безопасность;

Отношения образования и воспитания, формируемые в нашей стране и ориентированные на достижение основных ценностей для личности, общества и государства, обусловливают соединение всех элементов безопасности образовательной среды в определённую систему. При этом данные ценности и выступают системообразующим фактором системы безопасности образовательной среды. При этом каждый элемент системы безопасности образовательной среды ориентирован на изменение своих функций с целью обеспечения функционирования системы в целом.

В структурном плане система безопасности образовательной среды включает в себя как субъектов деятельности, которые формируют соответствующие материальные возможности и отношения, посредством которых создается потенциальная и реальная возможность противодействия видам экспансии, так и духовную составляющую, обусловливающую мировоззренческие установки и мотивацию деятельности этих субъектов.

Понятие «система безопасности образовательной среды» позволяет наиболее полно и последовательно выявить роль государственной власти в этом процессе, а также совокупности общественных отношений и социально-психологических аспектов в деятельности субъектов безопасности образовательной среды.

В системе безопасности образовательной среды наиболее полно проявляются закономерные связи между её элементами, анализ которых позволяет уяснить, где имеются слабые связи и взаимодействия, а также обосновать возможные алгоритмы укрепления этих связей, в целом укрепить и усилить безопасности образовательной среды.

Система безопасности образовательной среды в России — это открытая, целостная, объединенная на основе ценностей образования и воспитания граждан страны совокупность всех участников образования и воспитания, а также компонентов образовательной среды в их надлежащем функционировании, выражающих интересы государства, а также соответствующих отношений, норм, культуры, которые совместно обеспечивают формирование социально-зрелой, высоконравственной личности, обладающей всеми необходимыми для их квалифицированной деятельности знаниями, умениями, навыками, компетенциями.

Систему безопасности образовательной среды можно назвать одной из значимых систем общественного организма.

В содержательном плане система безопасности образовательной среды включает в себя следующие элементы:

-    субъектов деятельности по обеспечению безопасности образовательной среды;

-    образовательные организации и социальные институты;

-    общественно-политические движения;

-    безопасное сознание;

-    безопасные нормы;

-    культуру безопасности общества;

-   общественные отношения, сложившиеся в стране, которые проявляют себя в укреплении безопасности образовательной среды;

-    деятельность всех субъектов безопасности образовательной среды;

-    действенное функционирование вещественных компонентов образовательной среды.

Схематично это можно изобразить следующим образом:


Рис. 2. Элементы системы безопасности образовательной среды

Таким образом, безопасная образовательная среда, представляющая собой рационально, динамично организованное и действенно функционирующее пространство образовательной организации, в котором протекает развитие, воспитание и деятельность субъектов образования, является важным условием не только обеспечения безопасности обучаемых и других участников образовательной среды, но и достижения значимых для страны и каждого обучаемого целей по формированию высококвалифицированных специалистов и социально­зрелых личностей.

По оценкам многих экспертов, качественно выстроенная и методически продуманная образовательная среда позволяет обеспечить не только доступность и результативность, но и снизить расходы на образование и обеспечить безопасность обучающихся.

В статье обоснована мысль, что образовательная среда является частью целого: среды бытия людей и является социальным образованием, созданным людьми. Она предназначена для подготовки обучаемых к практически-преобразовательной деятельности, позитивному раскрытию задатков, которыми наделён каждый человек.

Безопасность образовательной среды являет собой достаточно сложное системное образование и включает в себя, в соответствии с видами экспансии, разные виды безопасности.

 
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ. Ст.

2, часть 26.

[2]. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от

30.03.1999 №52. Ст.1. Основные понятия.

[3]. См.: там же.

[4] См.: Федеральный закон «О безопасности», от 28.12.2010г., №390-ФЗ.

[5] См.: Федеральный закон «О безопасности», от 28.12.2010г., №390-ФЗ.

[6] Экспансия (лат. expansio - расширение, распространение) - расширение сферы влияния государств, общественных групп, организаций, осуществляемое насильственными или какими-либо другими средствами. - Современный словарь иностранных слов. - М., 1992. - С. 704.

Литература

  1. Андронникова О.О. Безопасность образовательной среды в современных геополитических условиях [Электронный ресурс] // Философия образования. 2015. №3. С. 14-22. DOI: 10.15372/PHE20150302
  2. Андронникова О.О. Психологическая безопасность образовательной среды вуза [Электронный ресурс]. Н.: Институт консультирования в Новосибирске. URL: http://www.obrazovanie9.ru/articles/338-psy-bezopasnostj-vuza.html. (дата обращения: 25.12.2020).
  3. Андронникова О.О. Психологическая безопасность образовательной среды и ее роль в формировании и обучении личности. Актуальные проблемы специальной психологии образовании // Материалы VI и VII межрегиональных научно-практических конференций «Здоровьесберегающие технологи в семье и в школе» (г. Новосибирск 1—2 ноября 2006 г. и 26—27 ноября 2007 г.). Новосибирск: НГПУ, 2008. С. 19-27.
  4. Аверюшкин А.Н. Философские проблемы искусственного интеллекта в эпоху модернизации современного образования // Материалы XVII Всероссийской научной конференции «Нейрокомпьютеры и их применение» (г. Москва, 19 марта 2019 г.). Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 420-422.
  5. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. 2006. СПб.: Речь, 288 с.
  6. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. 2002. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 271 с.
  7. Баева И.А. Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Том 5. № 12. С. 7-19. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/5(12)/baeva_semikin_5_12_7_19.pdf (дата обращения: 25.12.2020).
  8. Бессонов И.Б., Дьяченко Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды высшей школы: сравнение педагогического и медицинского вузов [Электронный ресурс] // Научный диалог. 2014. №6(30). С. 6-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-vysshey-shkoly-sravnenie-pedagogicheskogo-i-meditsinskogo-vuzov/viewer (дата обращения: 25.12.2020).
  9. Бичева И.Б., Филатова О.М. Безопасность образовательной среды как категория современного профессионально-педагогического знания [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2017. №1. С. 48. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/326/327 (дата обращения: 25.12.2020).
  10. Михалкин Н.В. Философия образования и науки. Учебное пособие и практикум. 2019. М.: Издательство МГППУ, 336 с.
  11. 11. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. 2007. СПб.: Питер, 352 с.
  12. Рубцов В.В. Безопасная образовательная среда: проблемы соблюдения прав детей, перспективы развития // Ребенок в современном обществе: сб. статей / Под ред.: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина, Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова. 2007. М.: МГППУ, С. 5-7.
  13. Рубцов В.В., Поливановой Н.И. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся. 2007. М.-О.: ИГ– СОЦИН, 288 с.
  14. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. 2000. М.: Экопсицентр РОСС, 230 с.
  15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2001. М.: Смысл, 365 с.

Информация об авторах

Михалкин Николай Васильевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4419-2038, e-mail: fafnir85@yandex.ru

Аверюшкин Александр Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3150-0385, e-mail: paperitetics@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 857
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 924
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 50