Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы
2018. Том 29. № 1. С. 97–106
ISSN: 1993-8101
Инклюзивная культура и педагогика взаимопомощи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инвалидизм, сегрегация (эксклюзия), инклюзия (включенность), педагогика взаимопомощи, реабилитация, абилитация
Рубрика издания: Исследования в области образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Арпентьева М.Р. Инклюзивная культура и педагогика взаимопомощи // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 29. № 1. С. 97–106.
Фрагмент статьи
Взаимопомощь — помощь друг другу — опирается на нравственные принципы отношений между людьми: заботливость, внимание, желание помочь, оказать содействие, умение отказаться от собственных желаний в пользу удовлетворения чьих-то нужд (своих и другого человека). Это действенная сторона помогающего, альтруистического отношения.
Литература
- Анализ мировой практики успешного внедрения принципов инклюзивного подхода в обучении по методологическому и научно-методическому сопровождению инклюзивного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nao.kz/files/blogs/1450434859462.pdf (дата обращения: 10.05.2018).
- Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1 (19). С. 5–16.
- Андронникова О. О. Образовательная интеграция и инклюзия: теоретические основы и перспективы // Вестник педагогических инноваций. 2014. № 1 (33). С. 58–67.
- Арпентьева М. Р. Пожилые инвалиды: проблемы инклюзии и метатехнология понимания // Клиническая геронтология. 2014. Т. 20, № 11–12. С. 39–45.
- Астоянц М. С., Россихина И. Г. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 12. С. 51–58.
- Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 11 (55). С. 149–162.
- Богомолова Е. А. Инклюзивное образование в представлениях родителей // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в Калужском регионе. Вып. 1 / под ред. И. П. Краснощеченко. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. С. 44–54.
- Боровикова И. В. Нормоцентризм, социальная интеграция и социальная инклюзия инвалидов // Общество: философия, история, культура. 2016. № 2. С. 27–29.
- Бут Т. Политика включения и исключения в Англии: в чьих руках сосредоточен контроль? // Социальная инклюзия в образовании: хрестоматия / сост. Ш. Рамон, В. Шмидт. М.: МВШЭСН, 2003. 340 с.
- Ибришим Л., Панаитова С. Первые шаги на пути к инклюзии: метод. пособие для учителей. Комрат: Агентство международного развития США (USA ID), Консолидация гражданского общества в Молдове (MCSSP), 2011. 116 с.
- Голиков Н. А. Дети-инвалиды: инвалидизация, интеграция, инклюзия // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 16–19.
- Коробков А. Н. Психологический аспект в исследованиях по реабилитации // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. М.: Медицина, 1989.
- Малофеев Н. Н. Актуальные проблемы специального образования // Дефектология. 1994. № 6. С. 3–9.
- Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя // Дефектология. 2011. № 4. С. 3–10.
- Минигалиева М. Р. Практическая подготовка психосоциального работника. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 508 с.
- Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений // Ницше Ф. Философская проза, стихотворения. Мн.: Попурри, 2000. 628 с.
- Ореховская Н. А. Инклюзия — путь к толерантности и равным возможностям // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. № 4 (24). С. 38–41.
- Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Сер. «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 1 / отв. ред. М. Р. Арпентьева. Калуга: Эйдос, 2016. 340 с.
- Самородов В. И. Онтология болезни, или сквозь темные очки бытия // Философско-культурологический и социальный подход к проблеме исключительного ребенка: сб. науч. трудов. Вып. II. Мурманск: МГПИ, 2001. С. 5–2.
- Соловей Р. Инклюзивное образование: методологический гид для учреждений общего начального и среднего образования. Кишинев: Keystone Moldova, Институт педагогических наук, 2014. 157 с.
- Стангвик Г. Политика интегрированного обучения в Норвегии // Социальная инклюзия в образовании / сост. Ш. Рамон, В. Шмидт. М.: МВШЭСН, 2003. 240 с.
- Финзен А. Психоз и Стигма. М.: Алетейя, 2001. 216 с.
- Шевырева Е. Г., Карпенко А. О., Архипова А. Ю. На рубеже веков: инклюзия через всю жизнь // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов ХLVIII Международной научно-практической конференции/Под общ. ред. С. С. Чернова. —Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016.
- Шеманов А. Ю., Попова Н. Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74–2.
- Шипицина Л. М. Психологические проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья // Реализация государственной политики в интересах детей с ОВЗ. Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (Кисловодск, 21–23 апреля 2010 г.), Ставрополь. Ставрополь: СГУ, 2010. С. 69–71.
- Шипицина Л. М., Рейсвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 132 с.
- Элланский Ю. Г., Пешков С. П. Концепция социальной независимости инвалидов // Социологические исследования. 1995. № 12. С. 9–35.
- Юн Г. Дети с отклонениями. Кишинев: Штиинца, 1987. 175 с.
- Befring E. Forskningsmetoder i utdanningsvitenskap. Oslo: Cappelen Damm Akademisk, 2015, pp. 10–27 (in Norwegian).
- Befring E. Spesialpedagogikk: historisk framvekst, ansvarsoppgaver, forståelsesmåter og nye perspektiver. I: Befring E., Tangen R. (eds.). Spesialpedagogikk. Oslo: Cappelen Damm Akademisk, 2012, pp. 33–57 (in Norwegian).
- Daniels H. Exclusion from school and its consequences. Psychological Science and Education, 2011, (1), pp. 38–50.
- Hayes J., Cara A. Evaluarea la mijloc de termen a rezultatelor proiectului Dezvoltarea şi promovarea educaţiei inclusive. Chişinău: Lumos Foundation Moldova, 2013. 120 р. (In Romanian).
- Johnsen B. H. A curricular approach to inclusive education. Some thoughts concerning practice innovation and research. In: Johnsen B. H. (ed.). Theory and methodology in international comparative classroom studies. Oslo: Cappelen Damm Akademisk, 2014, pp. 133–181.
- Johnsen B. H. Internasjonale prinsipper henimot inkluderende praksiser i skolen. Cursiv, 2015, (17), pp. 29–52 (in Norwegian).
- Morant N. What is mental illness? Social representations of mental illness among British and French mental health professionals. Papers on Social Representations, 1995, 4 (1), pp. 41–52.
- Reindal S. M., Hausstätter R. S. (eds.). Spesialpedagogikk og etikk: kollektivt ansvar og individuelle rettigheter. Kristiansand: Høyskoleforlaget, 2010. 185 p. (In Norwegian).
- Reindal S. M. Spesialpedagogikk: etiske problemstillinger og teorier. I: Befring E., Tangen R. (eds.). Spesialpedagogikk. Oslo: Cappelen, 2012, pp. 92–106 (in Norwegian).
- Rimmerman A. Social inclusion of people with disabilities: National and international perspectives. New York: Cambridge University Press, 2012. 206 p.
- Silver H. Social exclusion and social solidarity: Three paradigms. International Labour Review, 1994, 133 (5–6), pp. 531–578.
- Solovei R. Educaţie incluzivă. Chişinău: Keystone, 2013. 173 р. (In Romanian).
- Stubbins J. The politics of disability. In: Yuker H. E. (ed.). Attitudes toward persons with disabilities. New York: Springer, 1988, pp. 22–32.
- Simonsen E., Johnsen B. H. (eds.), Utenfor regelen. Historisk perspektiv på spesialpedagogikk. Oslo: Unipub forlag, 2007. 278 p. (In Norwegian).
- Vujicic N. Life without limits. New York: Crown Publishing Group, 2010. 288 p.
- Winzer M. A. From integration to inclusion: a history of education in the 20th century. Washington: Gallaudet University, 2009. 305 р.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 581
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 164
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0