Основные приемы и принципы литературной театральности в украинском поэтическом дискурсе генерации 80-х гг. ХХ в.: теоретический аспект

449

Аннотация

The article deals with the main devices and principles of the artistic theatricality on the ma-terial of the creative works of the 1980s poetic generation. Various aspects of the theatricalised perception of the world have been analysed in Yuriy Andrukhovych, O. Zabuzhko und I. Malkovych‘s lyrics. The artistic models of the mask-topos have been investigated. Its connection with the Carnival motive has been defined. The correlation of the poetic theatre has been interpreted with the modernistic type of the artistic thinking.

Общая информация

Ключевые слова: theatricality, transitional epoch, game, Carnival, late modernism

Рубрика издания: Филология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Анисимова Н.П. Основные приемы и принципы литературной театральности в украинском поэтическом дискурсе генерации 80-х гг. ХХ в.: теоретический аспект // Социосфера. 2012. № 4. С. 56–60.

Фрагмент статьи

В переходную культурную эпоху 80-х гг. ХХ в. в украинской литературе актуали-зируется театрализованное мышление, способствующее моделированию «новой художественной реальности». Ее толкование осуществил Мураб Мамардашвили: театральная сцена – место для «присутствия реальности, которой нет» [...]. В театре мы всегда видим маски другого» [18, с. 138]. По мнению Антонена Арто, переломные периоды всегда испытывают потребность в переосмыслении эстетики театра, ибо действительность не в состоянии ответить на острые проблемы бытия человека в мире. Ученый заметил: «В течение катастрофического периода, который мы мучительно переживаем, снова чувствуем непреодолимую потребность в театре […]» [2, с. 95].

Литература

  1. Апинян Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и др. – СПб. : Санкт- Петерб. ун-т, 2003. – 400 с.
  2. Арто А. Жестокий театр // Арто А. Театр и его Двойник / пер. с фр., комм. С. А. Исаева. – М. : Мартис, 1993. – С. 91–109.
  3. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского. – 5-е изд., доп. – Киев : NEXT, 1994. – 508 с.
  4. Гейзінга Й. Homo / пер. з англ. – К. : Основи, 1994. – 250 с.
  5. Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг : cб. статей; отв. ред. О. Буренина. – М. : Языки славянской культуры, 2004. – С. 7– 72.
  6. Буряк Ю. Буряк Ю. Брук : поезії. – К. : Молодь, 1985. – 103 с.
  7. Джурова Джурова Т. С. Концепция театральности в творчестве Н. Н. Евреинова : автореф. дисс. … канд. искусствоведения. – СПб. : СПбГАТИ, 2007. URL: http://www.ut.ee/cno/divan1.html
  8. Евреинов Н. Н. Демон театральности. – М., СПб. : Летний сад, 2002. – 535 с.
  9. Забужко О. Друга спроба : вибране / передм. Л. Ушкалова. – К. : Факт, 2005. – 320 с.
  10. Забужко О. Дві культури. – К., 1990. – 48 с.
  11. Зборовська Н. Вісімдесятництво як колоніальна симптоматика // Зборовська Н. Код української літератури. Проект психоісторії новітньої української літератури. – К. : Академвидав, 2006. – С. 395–406.
  12. Зборовська Н. Завершення епохи, або українська літературна ситуація кінця 1980 – 1990-х рр. // Кур’єр Кривбасу. – 1996. – № 61 – 64. – С. 76–83.
  13. Калмикова М. А., Прохорова Т. Г. Театральность романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита. URL: ttp://www.ksu.ru/fil/kn2/index.php?sod=29
  14. Літературознавча енциклопедія : у 2 т. – Т. 2 / авт.-уклад Ю. І. Ковалів. – К. : ВЦ «Академія», 2007. – 624 с.
  15. Лотман Ю. Текст у тексті // Антологія світової літературно-критичної думки ХХ ст. – 2-е вид, доповн. / за ред. М. Зубрицької. – Л. : Літопис, 2002. – С. 581–595.
  16. Лотман Ю. Избранные статьи по семиотике и типологии культуры: в 3 т. – Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин : Александра, 1992. – 479 с.
  17. Малкович І. Із янголом на плечі : вірші. – К. : Поетична агенція «Княжів», 1997. – 149 с.
  18. Мамардашвили З. Как я понимаю философию. – 2-е изд., измен. и дополн. – М. : Изд-во «Прогресс», 1992. – 413 с.
  19. Ревакович М. Persona non grata. Нариси про Нью-Йоркську групу, модернізм та ідентичніст. – К. : Видво «Часопис «Критика», 2012. – 335 с.
  20. Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). – М. : Изд-во МГУ, 1986. – 260 с.
  21. Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов / пер. с нем. – К. : Гос. б-ка Украины для юношества, 1996. – 384 с.

Информация об авторах

Анисимова Н.П., Бердянский государственный педагогический университет, Бердянск, Украина

Метрики

Просмотров

Всего: 966
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 449
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0