Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» (Москва, МГППУ, 20–21 ноября 2015 г.)

641

Аннотация

В настоящем материале представлен краткий содержательный отчет о работе Пятой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» на тему «Понять другого: Межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире». При этом в содержательно-структурном плане конференция состояла из пленарного заседания, шести секционных заседаний, а также шести мастер-классов и ряда дискуссионных площадок, посвященных анализу наиболее актуальных проблем современной этнопсихологии.

Общая информация

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2015060414

Для цитаты: Хухлаев О.Е. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» (Москва, МГППУ, 20–21 ноября 2015 г.) // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 4. С. 183–187. DOI: 10.17759/sps.2015060414

Полный текст

Бурный рост миграционных процессов, конфликты на национальной почве — действительно реальный вызов современному человечеству. Как говорил Умберто Эко еще в 1997 г.: «...в следующем тысячелетии Европа превратится в многорасовый, или, если предпочитаете, в многоцветный континент». Современная социальная ситуация подтверждает правоту итальянского мыслителя. Поэтому на первый план выходит вопрос: «как нам понять других?». Понять так, чтобы сделать правильный и ответственный выбор, не только и не столько в политике, сколько в повседневной коммуникации.

Этим вопросам была посвящена Пятая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» на тему «Понять другого: Межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире». Конференция состоялась в МГППУ 20-21 ноября 2015 г. и была проведена при поддержке Евразийской ассоциации университетов. Основным организатором конференции выступала кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.

Среди участников были профессионалы из различных регионов РФ: от Улан-Удэ до Смоленска, от Грозного до Архангельска, а также гости из ближнего зарубежья: Мол­довы, Украины, Финляндии.

Конференция продолжалась два дня: пятницу и субботу. Пленарное заседание было посвящено теме «Ценности. Религия. Образование. Взаимопонимание в современном глобальном мире». О проблемах религиозного образования и формировании идентичности в школе рассказала доктор педагогических наук, доцент Т.В. Склярова. кандидат психологических наук, профессор М.Р. Би- тянова в своем выступлении подняла вопросы формирования личности на основе христианских ценностей в аспекте возможностей педагогического влияния.

На секции «Практическая этнопсихология: исследовательские модели» в докладе «Теории межкультурной коммуникации: в поисках выхода из кризиса» доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Г.У. Солдатова обозначила основные ограничения современных теорий межкультурной коммуникации, преодоление которых является важной задачей на пути разработки перспективной теории, соответствующей современному этапу развития науки.

Доктор психологических наук, профессор Т.В. Корнилова рассказала об исследовании, посвященном кросскуль- турному сравнению имплицитных теорий ума и личности (у российских и азербайджанских студентов). В частности, было обнаружено, что больше верят в то, что интеллект развивается в обучении, именно азербайджанские студенты. Хотя они и считают себя менее успешными, чем российские (по самооценке обучения). Российские студенты в большей степени считают, что личность может развиваться, но чаще придерживаются теории константного интеллекта.

Конкурентоспособность управленческих культур в век информационной экономики была рассмотрена в докладе доктора психологических наук, профессора В.Ю. Хотинец. По мнению ученого, в сложной эволюционирующей экономической системе управленческая культура представлена в единстве с организационной и национальной культурами. В своем новом состоянии в мире разно- стилья и алеаторики культур управленческая культура обнаруживает себя через синтагму (сопорядок устойчивости) составляющих многоуровневой организационной культуры и культурных ценностей, от которых исходят их подлинные значения и смыслы.

На секции «Межгрупповые отношения в практической этнопсихологии» доктор психологических наук, профессор Т.Г. Стефаненко представила результаты сравнительного исследования студентов США и РФ, связанного с виной и стыдом. Особое внимание было уделено рассмотрению подходов к психологическому изучению коллективных переживаний.

Роль несовместимости идентичностей во взаимосвязи дискриминации и аккультурации на примере русских подростков Северного Кавказ была показана в выступлении кандидата психологических наук З.Х. Лепшоковой и доктора психологических наук, профессора Н.М. Лебедевой. В результате авторы доказали, что воспринимаемая несовместимость идентичностей является не просто медиатором во взаимосвязи дискриминации и стратегий аккультурации, но и в определенной мере обусловливает выбор той или иной ак- культурационной стратегии.

Доклад кандидата психологических наук, доцента О.Е. Хухлаева (в соавторстве с кандидатом социологических наук, доцентом И.М. Кузнецовым) был посвящен психологическому взгляду на формирование гражданского патриотизма у современной молодежи.

На параллельной секции «Этнопсихология в образовательном пространстве» доктор педагогических наук, доцент М.И. Алдошина в своем докладе обосновала необходимость сочетания культурологической и компетентност- ной констант в университетском образовании. А кандидат психологических наук, доцент Г.С. Степанова обозначила роль диалогического мышления в поли- культурном образовании. В заключение кандидат исторических наук, доцент И.И. Гринько в выступлении на тему «Создавая этномузей», подготовленном в соавторстве с доктором исторических наук, профессором А.А. Шевцовой, рассказал о потенциале непрофильных музеев в этнокультурном образовании.

Стендовые доклады также отличались своим разнообразием. На секции «Прикладные этнопсихологические исследования: от идентичности до межкультурной компетентности» участники конференции, в частности, могли узнать о влиянии семьи на психологическое благополучие детей этнических меньшинств (младший научный сотрудник Т.А. Рябиченко, доктор психологических наук, профессор Н.М. Лебедева) и познакомиться с особенностями стратегий совладания с чувствами вины и стыда у представителей разных этнических групп (кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Смотрова).

Вечером участники конференции могли предпочесть для посещения один из трех мастер-классов: «Интеграция мигрантов в образовательной системе ФРГ», «Форсайт-технологии как конструктором поликультурных образовательных систем», «Психодраматическое исследование этнокультурного прототипа религиозного движения, культа и тайного общества». Выбор оказался для многих сложен, но довольными остались все.

Второй день конференции, суббота, оказался не менее насыщенным разнообразными мероприятиями. Продолжилась работа секций по следующим направлениям «Кросс-культурные исследования: прикладные аспекты», «Миграционные исследования для практической этнопсихологии» и «Культурное разнообразие современного мира: прикладные этнопсихологические исследования».

Один из докладов представляли студенты из Улан-Удэ (М.В. Алагуев, Б. Эрдэнэбат), которые рассказали о проблеме перевода и адаптации методики изучения ценностей личности Ш. Шварца на монгольский язык.

Доктор психологических наук, доцент А.Н. Татарко с коллегами из НИУ ВШЭ в докладе «Влияние этнической гетерогенности на социально-психологический капитал личности» на основании результатов масштабного исследования опроверг страхи, связанные с культурными различиями, по сути дела обозначив их мифическую и/или пропагандистскую природу. Так, по его данным, в российском контексте этническое многообразие не оказывает отрицательного влияния на социально-психологический капитал личности. В то же время этническое многообразие положительно влияет на этническую толерантность личности.

Доктор медицинских наук, профессор М.Г. Чухрова и доктор медицинских наук, профессор В.И. Хаснулин обозначили стратегию этнокультуральных исследований в восточном регионе России а также отметили значение национального языка в адаптации к климато-геофизическим условиям среды.

Содержательной также оказалась секция, посвященная проблемам миграции где доктор психологических наук, профессор В.В. Гриценко обозначила Основные подходы к изучению социально-психологической адаптации соотечественников в России», а доктор психологических наук, доцент А.А. Не­стерова и кандидат психологических наук, доцент Т.Ф. Суслова рассказали о масштабном исследовании мигрантов и принимающего населения в столичном регионе. На секции, обсуждающей культурное разнообразие современного мира, в фокусе внимания оказалась ситуация в Молдове (доктор психологических наук, доцент И.И. Кауненко, кандидат психологических наук Н.Г. Каунова) и Чечне (кандидат педагогических наук, доцент О.С. Павлова).

Стендовая секция была направлена на демонстрацию решений, связанных с практической этнопсихологией для образования. К.Ю Агилар Онья. и кандидат психологических наук, доцент О.В Маслова обозначали вопросы, связанные с межкультурной адаптацией Лати­но-Американских студентов в России, а кандидат психологических наук, доцент И.А. Новикова представила основные направления исследований толерантности студентов многонационального вуза (на примере РУДН). Психолого­педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов-мигрантов к социальным практикам принимающей стороны было продемонстрировано в докладе кандидата психологических наук, доцента О.Я Емельяновой, а кандидат психологических наук, доцент Е.П. Непочатых рассмотрела компетентность студентов в контексте практики межкультурного взаимодействия.

В рамках дискуссионных площадок был показан антропологический фильм «Перерождение», снятый в улусе Мыла Закаменского района Бурятии летом текущего года. После просмотра можно было обсудить увиденное с автором фильма кандидатом психологических наук, доцентом А.С. Обуховым.

Группа учителей из нескольких школ Калининского района Санкт- Петербурга, возглавляемая коллегой из Финляндии кандидатом педагогических наук, доцентом Э.Р. Хакимовым, вжи­вую продемонстрировала авторскую технологию создания «памяток для родителей-мигрантов» как метода повышения межкультурного взаимопонимания.

На мастер-классах участники получили возможность узнать особенности планирования тренинга формирования толерантности и межкультурной компетентности (кандидат психологических наук, доцент И.Я. Лейбман), познакомиться с основами конструирования программ профилактики латентного экстремизма в молодежной среде (кандидат психологических наук, доцент М.А. Одинцова), а также обучиться использованию общекультурных символов в групповой работе в поликультурной среде (доктор педагогических наук, доцент О.В. Хухлаева).

В приветствии к участникам конференции генеральный секретарь Евразийской ассоциации университетов, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова Н.В. Семин выразил уверенность в том, что обсуждение важнейших вопросов — интеркультурного взаимодействия на Евразийском образовательном пространстве, направления развития практической этнопсихологии, выработки конкретных предложений по повышению межкультурного взаимопонимания послужат решению проблем дальнейшего развития интеграционного сотрудничества. По ощущениям участников и словам, сказанным на закрытии конференции, эта цель была достигнута на 100 %.

Информация об авторах

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, эксперт, Еврейский Музей и Центр Толерантности, независимый исследователь, Акко, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1973
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 641
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0