Движения глаз при восприятии опасного вождения водителями разных возрастных и социальных групп

489

Аннотация

В статье приводятся результаты экспериментального исследования движений глаз при восприятии опасного вождения различными группами водителей. Применялись такие методы, как опросник Басса—Дарки, метод Eye-Tracking. Были исследованы следующие параметры: продолжительность фиксаций, их количество, амплитуда саккад и доля имплицитных и эксплицитных фиксаций при просмотре видеороликов с опасным и неопасным вождением. Имплицитные фиксации происходят достаточно быстро и более часты в момент начальной обработки стимула и соответствуют процессу имплицитного внимания. Их средняя продолжительность составляет от 120 до 250 мс. Эксплицитные фиксации соответствуют процессу эксплицитного внимания, их продолжительность составляет 300—450 мс; уровень агрессивности, диагностируемый с помощью опросника Басса—Дарки. В исследовании приняли участие 45 водителей со стажем вождения от 0,5 до 31 года (22 мужчины, 23 женщины в возрасте от 20 до 62 лет), из них 12 профессиональных и 33 непрофессиональных. Были обнаружены различия в параметрах движений глаз в группах профессиональных водителей и автолюбителей; мужчин и женщин при восприятии видеороликов, демонстрирующих опасное и неопасное вождение.

Общая информация

Ключевые слова: агрессивное вождение, опасное вождение, социальные представления, водители, айтрекинг (eyetracking)

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090408

Для цитаты: Поликарпова М.С. Движения глаз при восприятии опасного вождения водителями разных возрастных и социальных групп // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 87–97. DOI: 10.17759/sps.2018090408

Полный текст

 

Введение

Понятие «опасное вождение» распространено во многих странах мира. Но существуют различия в подходах к определению его содержания, и в зависимости от этого используются различные названия для подобного рода вождения. Оно по-разному понимается и трактуется, и существующие социальные представления о нем разнятся [13; 18].

Несмотря на то что проблема опасного вождения поднимается на законодательном уровне, в современной психологии большая часть исследований посвящена изучению психологических факторов, которые отрицательно сказываются на вождении [12; 14; 20], также уделяется внимание личностным особенностям и операциональным свойствам водителей либо подчеркивается экстремальный характер ситуации вождения [11], т. е. ее изучением занимается экстремальная психология [4]. Но практически отсутствуют исследования восприятия дорожных ситуаций, где демонстрируется опасное вождение как устойчивый пат­терн [18].

В связи с актуальностью данной проблематики было проведено исследование, посвященное изучению особенностей восприятия ситуаций опасного и неопасного вождения и его биологических детерминант.

Экспериментальное исследование

Целью исследования являлось изучение особенностей движений глаз при восприятии ситуаций опасного вождения у водителей, имеющих различный уровень агрессивности и относящихся к различным возрастным и социальным группам.

Программа и методики исследования. В исследовании была использована следующая схема: сначала водителям предлагалось пройти опросник Басса— Дарки [10], что должно было позволить определить их индивидуальный уровень агрессивности. Далее с помощью метода Eye-Tracking [1] предполагалось узнать, существуют ли различия в параметрах движений глаз при восприятии опасного и неопасного вождения в различных группах водителей.

Все исследование заключалось в последовательном прохождении двух методик — опросника агрессивности Басса— Дарки и метода Eye-Tracking.

В данном исследовании был использован Eye-Tracker Tobii EyeX. Испытуемые участвовали в процедуре калибровки для максимальной точности записи глазодвигательной активности. Использовалась 8-точечная калибровка (8-point calibration), после прохождения которой аппарат был готов для записи. Процедура Eye-Tracking заключалась в предъявлении равного количества и равных по длительности видеороликов с опасным и неопасным вождением. Съемка производилась для двух глаз (binocular).

Для отбора видеороликов, демонстрирующих ситуации с опасным и неопасным вождением, использовался метод экспертных оценок, в котором экспертами выступали профессиональные водители и инструкторы автошкол. Экспертам давалась инструкция: «Если вы считаете, что в предъявленном видеоролике присутствует опасное вождение, отметьте его номер знаком «+», если в видеоролике присутствует только неопасное вождение, то не отмечайте его номер» (в результате из 20 видеороликов, продемонстрированных экспертам, было отобрано 5 видеороликов с опасным и 5 видеороликов с неопасным вождением).

Для определения саккад и фиксаций был использован алгоритм, основанный на определении дисперсии и продолжительности фиксаций [23]. Порог продолжительности фиксаций составлял 60— 100 мс, а порог дисперсии — 15—60 рх [8]. Далее данные по параметрам глазодвигательной активности извлекались и обрабатывались с помощью пакета статистической обработки SPSS.

Выборка. В исследовании приняли участие 45 водителей со стажем вождения от 0,5 до 31 года; всего 22 мужчины, 23 женщины (в возрасте от 20 до 62 лет) из них 12 профессиональных водителей и 33 непрофессиональных (автолюбителей).

Основной гипотезой исследования явилось предположение, что существуют значимые различия параметров движений глаз при восприятии опасного и неопасного вождения между водителями с различным стажем вождения и различным уровнем агрессивности.

Результаты исследования

Для проведения экспериментального исследования были рассмотрены и проанализированы следующие параметры:

1)     продолжительность фиксаций при просмотре видеороликов с опасным и неопасным вождением;

2)     количество фиксаций при просмотре видеороликов с опасным и неопасным вождением;

3)     амплитуда саккад при просмотре видеороликов с опасным и неопасным вождением;

4)     доля имплицитных и эксплицитных фиксаций при просмотре видеороликов с опасным и неопасным вождением. Имплицитные фиксации происходят достаточно быстро и более часты в момент начальной обработки стимула и соответствуют процессу имплицитного внимания. Их средняя продолжительность составляет от 120 до 250 мс. Эксплицитные фиксации соответствуют процессу экс­плицитного внимания, их продолжительность составляет 300—450 мс [6; 7; 23];

5)     уровень агрессивности (а также виды агрессивности, диагностируемые с помощью опросника Басса—Дарки: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, индекс агрессивности и индекс враждебности).

В ходе проведенного корреляционного анализа между параметрами Eye-Tracking, стажем вождения и возрастом водителей в группе водителей-мужчин были обнаружены следующие результаты:

—   наличие отрицательной взаимосвязи между индексом враждебности и продолжительностью фиксаций при просмотре видеороликов с неопасным вождением (r=-0,45; p<0,05);

—   наличие положительной взаимосвязи между индексом агрессивности и амплитудой саккад при просмотре видеороликов с неопасным вождением (r=0,43; p<0,05);

—   наличие положительной взаимосвязи между баллом по шкале «вербальная агрессия» и амплитудой саккад при просмотре видеороликов с неопасным вождением (r=0,52; p<0,05).

Данные результаты могут свидетельствовать о том, что в группе мужчин чем выше балл по шкале «вербальная агрессия», а также чем выше значение индекса враждебности и индекса агрессивности, тем быстрее водители просматривают сложившуюся на дороге ситуацию в случае неопасного вождения. Также чем выше балл по шкале «косвенная агрессия», тем хуже водитель различает ситуации с опасным вождением и неопасным вождением.

В группе женщин результаты корреляционного анализа показали:

—   наличие отрицательной взаимосвязи между возрастом и количеством фиксаций при просмотре видеороликов с неопасным вождением (r=-0,48; p<0,05);

—   наличие отрицательной взаимосвязи между стажем и количеством фиксаций при просмотре видеороликов с неопасным вождением (r=-0,52; p<0,05);

—   наличие отрицательной взаимосвязи между стажем и долей эксплицитных фиксаций при просмотре видеороликов с опасным вождением (r=-0,43; p<0,05);

—   наличие отрицательной взаимосвязи между возрастом и долей эксплицитных фиксаций при просмотре видеороликов с опасным вождением (r=-0,47; p<0,05);

—   наличие положительной взаимосвязи между стажем вождения и амплитудой саккад при просмотре видеороликов с опасным вождением (r=0,44; p<0,05).

Данные результаты могут свидетельствовать о том, что в группе водителей-женщин чем более опытен или чем старше водитель, тем быстрее просматривается дорожная ситуация как в случае опасного, так и неопасного вождения.

В группе профессиональных водителей результаты корреляционного анализа показали:

—   отрицательную взаимосвязь между возрастом и долей эксплицитных фиксаций при просмотре видеороликов с неопасным вождением (r=-0,69; p<0,05);

—   отрицательную взаимосвязь между стажем вождения и долей эксплицитных фиксаций при просмотре видеороликов с неопасным вождением (r=-0,68; p<0,05);

—   положительную взаимосвязь между стажем вождения и вербальной агрессией (r=0,67; p<0,05).

Данные результаты продемонстрировали, что в группе профессиональных водителей чем старше и опытнее водитель, тем меньше времени он отводит на просматривание дорожной ситуации в случае неопасного вождения.

В группе водителей-автолюбителей результаты корреляционного анализа показали:

—   отрицательную взаимосвязь между стажем вождения и количеством фиксаций при просмотре видеороликов с неопасным вождением (r=-0,42; p<0,05);

—   отрицательную взаимосвязь между количеством фиксаций при просмотре видеороликов с неопасным вождением и баллом по шкале «косвенная агрессия» (r=0,36; p<0,05);

—   отрицательную взаимосвязь между стажем вождения и долей эксплицитных фиксаций при просмотре видеороликов с опасным вождением (r=-0,39; p<0,05);

—   положительную взаимосвязь между стажем вождения и амплитудой сак­кад при просмотре видеороликов с опасным вождением (r=0,39; p<0,05).

Данные результаты показывают, что в группе автолюбителей чем старше и опытнее водители, тем быстрее они просматривают дорожную ситуацию в случае как опасного, так и неопасного вождения. Также чем выше балл по шкале «косвенная агрессия», тем быстрее водитель просматривает сложившуюся на дороге ситуацию в случае неопасного вождения.

Таким образом, можно констатировать, что существует взаимосвязь биологических параметров при восприятии видеороликов с опасным и неопасным вождением с параметрами стажа и опыта вождения.

Проявили себя половые различия при восприятии видеороликов с опасным и неопасным вождением. Так, в группе мужчин наиболее часто проявляются взаимосвязи шкал опросника Бас- са—Дарки с параметрами Eye-Tracking. В группе женщин и непрофессиональных водителей — взаимосвязи параметров Eyetracking со стажем вождения.

Полученные результаты в целом свидетельствуют о том, что водители с высоким уровнем агрессивности быстрее просматривают сложившуюся на дороге ситуацию в случае неопасного вождения. Более опытные водители быстрее просматривают сложившуюся на дороге ситуацию в случае как опасного, так и неопасного вождения.

При сравнении параметров Eye­Tracking при восприятии видеороликов с опасным и неопасным вождением внутри групп профессиональных и непрофессиональных водителей было выявлено, что в группе как профессиональных (p<0,001; Z=-10,39), так и непрофессиональных (p<0,001; Z=-12,54) водителей (автолюбителей) продолжительность фиксаций значимо больше при просмотре видеороликов с опасным, чем с неопасным вождением (где Z — нормальная аппроксимация статистики U Манна—Уитни для больших выборок). При сравнении параметров Eye-Tracking при восприятии видеороликов с опасным, а также неопасным вождением между группами профессиональных и непрофессиональных водителей было выявлено, что продолжительность фиксаций значимо больше у профессиональных водителей, чем у водителей-автолюбителей в обоих случаях (р<0,001; Z=-9,7 и р<0,001; Z=-5,74) (рис. 1).

Таким образом, как профессиональные, так и непрофессиональные водители более продолжительно по времени просматривают видеоролики с опасным, чем с неопасным вождением. Можно сделать вывод, что профессиональные водители вне зависимости от типа вождения более внимательно просматривают видеоролики о вождении, чем непрофессиональные водители.

Рис. 1. Продолжительность фиксаций у профессиональных и непрофессиональных водителей при просмотре видеороликов

* Примечание: «*» — p<0,05; «**» — p<0,001.

При сравнении параметров Eye­Tracking при восприятии видеороликов с опасным и неопасным вождением внутри групп мужчин и женщин было выявлено, что в группе как мужчин (p<0,001; Z=-19,19), так и женщин (p<0,001; Z=-6,27) продолжительность фиксаций значимо больше при просмотре видеороликов с опасным, чем с неопасным вождением. При сравнении параметров Eye-Tracking между группами мужчин и женщин было выявлено, что при просмотре видеороликов с опасным вождением у женщин продолжительность фиксаций значимо больше, чем у мужчин (р<0,001; Z=-8,04). При про­
смотре видеороликов с неопасным вождением различий выявлено не было (р>0,05; Z=-1,04) (рис. 2).

Следовательно, как мужчины, так и женщины более внимательно просматривают видеоролики с опасным, чем с неопасным вождением, а женщины более внимательно просматривают видеоролики с опасным вождением, чем мужчины.

Обсуждение результатов

Представления об опасном вождении в группах профессиональных и непрофессиональных водителей (автолюбителей), а также в группах женщин и мужчин оказались однородными. Следовательно, то, каким является водитель — профессионалом или автолюбителем, не сказывается на различении им опасного и неопасного вождения. Подобные результаты могут быть объяснены тем, что, по-видимому, всем водителям вне зависимости от их профессиональной принадлежности и стажа вождения необходимо четко различать, что есть опасное, а что неопасное вождение, чтобы избегать опасностей и аварийных ситуаций на дороге.

В группе мужчин оказалось, что чем выше балл по шкале «вербальная агрессия», а также чем выше значение индексов враждебности и агрессивности, тем быстрее водители просматривают сложившуюся на дороге ситуацию в случае неопасного вождения. Возможно, такие результаты могут свидетельствовать о том, что более агрессивные водители менее внимательно относятся к управлению транспортным средством, хотя в данном исследовании это проявилось только в случаях восприятия видеороликов с неопасным вождением.

В группе женщин проявилась взаимосвязь опыта и возраста со скоростью просмотра дорожной ситуации в случае как опасного, так и неопасного вождения. Такая же взаимосвязь проявилась и в группе профессиональных водителей, но только в случае неопасного вождения. Данный эффект может быть связан с тем, что более опытные водители сталкивались в своей практике с большим количеством разных ситуаций, для них процесс вождения стал автоматизированным и перешел в навык.

Рис. 2. Продолжительность фиксаций у мужчин и женщин при просмотре видеороликов

Также в группе женщин проявилась взаимосвязь: чем хуже водитель различает опасное и неопасное вождение, тем менее внимательно он просматривает дорожную ситуацию в случае опасного вождения. Это может быть объяснено тем, что такие водители менее внимательно относятся к управлению транспортным средством и оценке дорожной ситуации. С другой стороны, чем лучше профессиональные водители различают опасное и неопасное вождение, тем быстрее они просматривают дорожную ситуацию в случае неопасного вождения. Полученные результаты нуждаются в дальнейшем изучении и эмпирической проверке.

Как профессиональные, так и водители-автолюбители, а также мужчины и женщины более внимательно просматривают видеоролики с опасным вождением, чем с неопасным. Такой результат можно объяснить тем, что, согласно исследованиям о взаимосвязи визуальной системы с сознанием человека, когда он смотрит на объект, то думает о нем и продолжительность просмотра соответствует длительности когнитивного процесса [17]. Если водитель наблюдает опасное вождение, оно может быть для него нестандартной, неординарной ситуацией, поэтому мозгу требуется больше времени для принятия решения, как реагировать. В ситуации неопасного вождения не существует затруднений или угрозы для водителя, поэтому взор меньше задерживается на объектах дорожно-транспортной среды.

Профессиональные водители вне зависимости от типа вождения более внимательно просматривают видеоролики о вождении, чем автолюбители. Возможно, этот результат связан с тем, что они несут большую ответственность за процесс вождения, чем автолюбители, ведь от них зависит жизнь других людей и они выполняют свою работу.

Выводы

1.    Как профессиональные водители, так и автолюбители более внимательно просматривают видеоролики с опасным вождением, чем с неопасным. Профессиональные водители вне зависимости от типа вождения более внимательно просматривают видеоролики, чем непрофессиональные.

2.    Как мужчины, так и женщины более внимательно просматривают видеоролики с опасным вождением, чем с неопасным. Женщины более внимательно просматривают видеоролики с опасным вождением, чем мужчины.

3.    Более агрессивные водители быстрее просматривают сложившуюся на дороге ситуацию в случае неопасного вождения.

4.    Более опытные водители быстрее просматривают сложившуюся на дороге ситуацию в случае как опасного, так и неопасного вождения.

Дальнейшее направление работы может быть связано с проведением трекинга глаз при восприятии опасного вождения при предъявлении его с помощью симулятора вождения либо в реальных условиях. Возможно включение в исследование групп начинающих водителей (обучающихся в автошколах) для сравнения полученных результатов с результатами водителей с большим стажем и опытом вождения либо проведение отдельного исследования, посвященного восприятию опасных дорожных ситуаций, с другими участниками дорожного движения, например пешеходами или велосипедистами.


[*] Поликарпова Мария Сергеевна — магистр психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, dimirc2013@yandex.ru

[†] Polikarpova Maria S. — Master of Psychology, Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia, dimirc2013@yandex.ru

Литература

 

  1. Барабанщиков В.А., Жегалло А.В. Айтрекинг. Методы регистрации движений глаз в психологических исследованиях и практике. М.: Когито-Центр, 2014. 128 с.
  2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.
  3. Бриль М.С. Социальные представления об агрессии в поликультурной среде: дисс. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2013. 191 с.
  4. Булыгина В.Г., Дубинский А.А., Шпорт С.В., Калинкин Д.С. Психология высокорискового вождения (обзор зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 72—92. doi: 10.17759/ psylaw.2016060206
  5. В «опасном вождении» предложили прописать злой умысел [Электронный ресурс] // Газета «Известия», выпуск от 31 марта 2016 г. URL: http://izvestia.ru/ news/608145 (дата обращения: 10.10.2016).
  6. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания: в 2 т. Т. 2. М.: Академия, 2006. 432 c.
  7. Величковский Б.М. От уровней обработки к стратификации познания // Вопросы психологии. 2008. Т. 45. № 4. С. 58—75.
  8. Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок. Теория и практика. М.: Когито-Центр, 2015. 170 с.
  9. Демидов А.А., Жегалло А.В. Оборудование SMI для регистрации движений глаз: тест-драйв // Экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 1. С. 149—159.
  10. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса—Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И.Б. СПб, 2002. С. 80—84.
  11. Клебельсберг Д. Транспортная психология. М.: Транспорт, 1989. 367 с.
  12. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. 278 с.
  13. Кожевникова С.А. Вьюжанина О.В. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учебно-методическое пособие для студентов высших учеб. заведений. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. 120 с.
  14. Лобанова Ю.И. Стиль вождения: определяющие факторы, характеристики, направления оптимизации // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. № 1. С. 76—84. doi: 10.15643/libartrus-2015.1.10
  15. Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2001. 24 с.
  16. Московичи С. Методологические и теоретические проблемы психологии // Психологический журнал. 1995. № 2. Т. 16. С. 3—14.
  17. Мур И.Ю. Психолингвистические аспекты восприятия письменной речи: начальные стадии восприятия языка при чтении // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2007. № 2. C. 49—60.
  18. Поликарпова М.С. Соотношение понятий «агрессивное» и «опасное» вождение в современной отечественной и зарубежной психологии // Современная зарубежная психология. 2017. № 1. Т. 6. С. 44—52. doi: 10.17759/jmfp.2017060106
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации», пункт 2.7. 2016. C. 1.
  20. Berdoulata E., Vavassorib D., Sastrea M.T. Driving anger, emotional and instrumental aggressiveness, and impulsiveness in the prediction of aggressive and transgressive driving // Accident Analysis & Prevention, 2013. Vol. 50. P. 758—767.
  21. Jenenkova O. Rates of information awareness on aggressive driving as the indicators of the existing problems in the sector of special education problems of psychology in the 21st century // Problems of Psychology in the 21 st Century. 2012. Vol. 4. P. 16—28.
  22. Moscovici S. The Phenomenon of Social Representations // Social Representations / R. Farr, S. Moscovici (eds). Cambridge — Paris, 1984. P. 6—35.
  23. Salvucci D.D., Goldberg J.H. Identifying fixations and saccades in eye-tracking protocols // Proceedings of the Eye Tracking Research and Application Symposium. New York: ACM Press, 2000. P. 71—78. doi: 10.1145/355017.355028.
  24. Velichkovsky B.M., Pomplun M., Rieser H. Attention and communication: Eye-movement-based research paradigm // Advances in Psychology. 1996. Vol. 116. P. 125— 154. doi: 10.1016/S0166-4115(96)80074-4

 

Информация об авторах

Поликарпова Мария Сергеевна, магистр психологии, выпускник магистерской программы «Социальная психология», кафедра теоретических основ социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: dimirc2013@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1268
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 489
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1