Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет

251

Аннотация

Представлен обзор исследований, проведенных в области изучения привязанности у детей, в которых продемонстрирована взаимосвязь между качеством привязанности ребенка и характеристиками материнской чувствительности к его потребностям. Также рассмотрены теоретические подходы к оценке привязанности, которые представляют разную концептуализацию развития стратегий привязанности у детей, имевших опыт значительной нечувствительности со стороны матери в период младенчества. В связи с отсутствием работ, в которых изучались стабильность и изменение стратегий привязанности от младенческого к дошкольному возрасту у российских детей, целью исследования стало изучение развития системы привязанности у детей от одного года до четырех лет, а также описание факторов, влияющих на изменение характеристик привязанности. В исследовании приняли участие 27 пар «мать — ребенок». Дети были рождены в срок и не имели нарушений, связанных с генетическими и медицинскими факторами. Оценка привязанности проводилась при помощи метода «Незнакомая ситуация» в младенческом (средний возраст детей 13,3±1,6 месяцев) и дошкольном (средний возраст детей 32,1±9,6 месяцев) возрасте. Паттерны привязанности детей определялись с использованием критериев М.Эйнсворт и П.Криттенден экспертом, прошедшим обучение. В ходе исследования было выявлено, что у 22,2% детей к дошкольному возрасту паттерн привязанности изменился. Изменение паттерна привязанности оказалось связано с наличием признаков депрессии в младенческом возрасте и посещением детьми детского сада. Такие характеристики, как наличие сиблингов, другого заботящегося лица (няни, бабушки), посещение развивающих занятий или игровых групп, а также возраст дошкольников, оказались не связанными с изменением паттерна привязанности у детей в возрасте от года до четырех лет.

Общая информация

Ключевые слова: привязанность, ранний возраст, дошкольный возраст, оценка привязанности

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 08-06-00629а.

Для цитаты: Плешкова Н.Л. Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Том 8. № 4. С. 396–408.

Литература

Bowlby J. Attachment and loss. Vol. 1. Attachment. 2nd ed. New York: Basic Books, 1982/1969. 402 р.

Информация об авторах

Плешкова Наталья Леонидовна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: fanciulla@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 377
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 251
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 3