Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации

192

Аннотация

Внедрение во все сферы жизни цифровых устройств определило существенную перестройку нашей повседневности и, соответственно, картины мира современного человека. Реальный мир все более активно дополняется цифровой средой, образуя уникальную в историческом контексте жизнь в смешанной онлайн/офлайн реальности. В психологии пока отсутствуют работы, посвященные анализу картины мира подростков, наиболее активно социализирующихся в реальном и виртуальном пространствах, их сравнения с представлениями старших поколений, что внесло бы вклад в понимание выбора стратегий поведения разных поколений и их адаптации к цифровым трансформациям. Цель работы — сравнительный анализ представлений о реальном и виртуальном пространствах как составляющих картины мира подростков и родителей с разным уровнем пользовательской активности, цифровой компетентности и с разными системами ценностных ориентаций. Выборку составили 282 подростка 14–17 лет и 337 родителей подростков этого возраста. Картины реального и виртуального миров у подростков сближаются, в то время как у родителей эти миры разнесены в их общей системе представлений. Подростки и родители по-разному видят виртуальный мир, при этом они солидарны в восприятии реального мира. Чем больше времени и подростки, и родители проводят в сети, тем более позитивным им видится виртуальный мир, что также характерно для родителей с высоким уровнем цифровой компетентности. Подростки с разными ценностными ориентациями различаются представлениями только о реальном мире, родители же — и о реальном, и о виртуальном. Таким образом, по сравнению с поколением родителей, подростки, помимо в целом позитивной картины мира и высокой значимости реального мира, имели также более позитивные взгляды на виртуальное пространство и активно адаптировались к смешанной реальности, что могло выступить хорошим психологическим ресурсом для адаптации к серьезным переменам и потрясениям в условиях пандемии и переходу на дистанционное обучение.

Общая информация

Ключевые слова: картина мира, представления о мире, подростки, родители, реальный мир, виртуальный мир

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.301

Для цитаты: Солдатова Г.У., Чигарькова С.В., Илюхина С.Н. Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 3. С. 226–248. DOI: 10.21638/spbu16.2022.301

Литература

Алехин А.Н., Королева Н.Н.  Смысловые структуры образа мира как внутренние факторы саморазрушающего поведения современных подростков // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 99–109.

Альперович В.Д. Представления личности о других людях в связи с ее «образом мира» и «картиной мира» // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 334–346. https://doi.org/10.15507/2078-9823.51.020.202003.334-346

Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7, № 1. С. 1–11. https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070101

Василюк Ф.Е.  Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Гордеева Т.О., Лункина М.В., Сычев О.А.  Источники оптимистического мышления и благополучия подростков // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 13–32.

Гришаева Л.И., Попова М.К.  Картина мира как проблема гуманитарных наук // Картина мира и способы ее репрезентации: научные доклады конференции «Национальные картины мира: язык, литература, культура, образование» / ред. Л.И.Гришаева, М.К.Попова. Воронеж: ВГУ, 2003. С. 13–38.

Гусельцева М.С.  Методологические аспекты изучения картины мира современных детей и подростков в ситуации транзитивности // Мир психологии. 2017. № 2. С. 147–157.

Кравцова Е.М.  Модель мира и стрессоустойчивость старшеклассников // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. М.: Перо, 2019. С. 556–560.

Леонтьев А.Н.  Образ мира // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. С. 251–261.

Леонтьев Д.А., Моспан А.Н. Картина мира, мировоззрение и определение неопределенного // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 12–19.

Марцинковская Т.Д., Голубева Н.А., Юрченко Н.И.  Картина мира, образ мира, представления о мире: константы и трансформации понятия и содержания // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 20–33.

Мид М.  Культура и мир детства. М.: Наука, 1983.

Обухов А.С. Исторические обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. 2003. № 4. С. 51–68.

Пыжова О.В.  Образ мира versus картина мира: ступени культурфилософской концептуализации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 12 (62): в 4 ч. Ч. 1. Тамбов: Грамота, 2015. С. 165–168.

Рашитова Л.С.  Образ Я в картине мира дезадаптированных подростков: дис. … канд. психол. наук. СПбГУ, СПб., 2020.

Рягузова Е.В. Трансформация картины мира и способов категоризации Другого у современного ребенка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3 (27). С. 228–237. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-3-228-237

Серкин В. П.  Изменения образа мира, образа жизни и представлений о себе при переживании экстремальной ситуации: новые эмпирические данные и рекомендации // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2015. № 5. С. 322–334.

Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. 2021. № 3 (18). С. 431–450. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И.  Цифровой разрыв и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. 2016. № 5 (37). С. 44–54.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И.  Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 47–56.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности. Культурно-историческая психология. 2020. № 4 (16). С. 87–97. https://doi.org/10.17759/chp.2020160409

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.

Brubaker R. Digital hyperconnectivity and the self // Theory and Society. 2020. Vol. 49. P. 771–801. https://doi.org/10.1007/s11186-020-09405-1

Buheji M., Sisk C.V. You and the new normal: Jobs, pandemics, relationship, climate change, success, poverty, leadership and belief in the emerging new world. Milton Keynes: AuthorHouse, 2020.

Cascio J. Facing the Age of Chaos. 2020. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaosb00687b1f51d (дата обращения: 08.07.2022).

European Social Survey, ESS. ESS4-2008 documentation report, 2008. URL: https://www.europeansocialsurvey.org/docs/round4/survey/ESS4_data_documentation_report_e05_5.pdf (дата обращения: 14.03.2022).

Floridi L.  The onlife manifesto: Being human in a hyperconnected era. Berlin: Springer Nature, 2015.

Lee L.H. et al.  All one needs to know about metaverse: A complete survey on technological singularity, virtual ecosystem, and research agenda // Journal of latex class files. 2021. Vol. 14, no. 8, https://doi. org/10.13140/RG.2.2.11200.05124/8

Livingstone S., Haddon L.  EU Kids Online III: a thematic network to stimulate and coordinate investigation into the use of new media by children: final annual report. 2014.

Otrel-Cass K. (ed.). Hyperconnectivity and digital reality: Towards the eutopia of being human. Cham, Switherland: Springer, 2019. https://doi.org/10.1007/978-3-030-24143-8

Skarbez R., Smith M., Whitton M.C. Revisiting Milgram and Kishino’s reality-virtuality continuum // Frontiers in Virtual Reality. 2021. Vol. 2. https://doi.org/10.3389/frvir.2021.647997

Smahel D., Machackova H., Mascheroni G., Dedkova L., Staksrud E., Ólafsson K., Livingstone S., Hasebrink U. EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries / EU Kids Online. London, 2020. https://doi.org/10.21953/lse.47fdeqj01ofo

Информация об авторах

Солдатова Галина Уртанбековна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), заведующая кафедрой социальной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «МИП»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6690-7882, e-mail: soldatova.galina@gmail.com

Чигарькова Светлана Вячеславна, кандидат психологических наук, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7473-9025, e-mail: chigars@gmail.com

Илюхина Светлана Николаевна, психолог, Фонд развития Интернет, Академия социального управления, мл. науч. сотр, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9947-450X, e-mail: svetla.iluhina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 233
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 192
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3