Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста

133

Аннотация

Рассматриваются повседневные стрессоры подростков-девушек. Задачи исследования: разработка и апробация опросника повседневных стрессоров для подростков; определение стрессовой напряженности различных сфер жизни; выявление соотношения стрессовой напряженности и удовлетворенности жизнью. Методы: авторский опросник повседневных стрессоров для подростков, шкала воспринимаемого стресса (В.А.Абабков и др.), шкала удовлетворенности жизнью (Е.Динер и др.). Описана процедура создания и апробации опросника. В списке из 93 событий подростков просили отметить те, которые произошли c ними за последние две недели и указать силу переживания по 10-балльной шкале. Выборка: 122 девушки, возраст: 13–17 лет. Факторизация выделила семь блоков событий, отнесенных к сферам: «Одиночество, страхи»; «Финансы»; «Школа, учеба»; «Отвержение»; «Общение со старшими»; «Дела, планирование»; «Конкуренция, самоотношение». Коэффициент пригодности α Кронбаха для всего опросника 0,956. Проверка содержательной и конвергентной валидности проводилась с использованием сравнительного, корреляционного, факторного, регрессионного анализа. Обнаружены прямые взаимосвязи количества стрессовых событий и силы переживания с такими параметрами, как «Перенапряжение», «Противодействие стрессу», «Воспринимаемый стресс», содержащимися в методике ШВС-10, что подтвердило конвергентную валидность опросника. Типологический анализ выявил более высокий уровень стрессовой нагрузки у девушек с низкой удовлетворенностью жизнью. При корреляционном анализе обнаружены отрицательные связи удовлетворенности жизнью с количеством стрессоров (p≤0,05), силой переживания (p≤0,01) и показателями методики ШВС-10 (p≤0,01). Регрессионный анализ показал, что удовлетворенность жизнью является предиктором, снижающим уровень воспринимаемого стресса (p≤0,000), перенапряжения (p≤0,000), противодействия стрессу (p≤0,000), количества стрессоров в сферах «Одиночество, страхи» (p≤0,000); «Финансы» (p≤0,006); «Школа, учеба» (p≤0,026); «Отвержение» (p≤0,003), «Общение со старшими» (p≤0,001).

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, повседневные стрессоры, восприятие стрессоров, перенапряжение

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.403

Для цитаты: Головей Л.А., Галашева О.С. Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 4. С. 431–448. DOI: 10.21638/spbu16.2022.403

Литература

Абабков В. А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О. В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К. А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 6–15. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.202

Информация об авторах

Головей Лариса Арсеньевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: lgolovey@yandex.ru

Галашева Ольга Сергеевна, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: oly.g.996@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 228
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 133
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1