Самосозидание человека — новый этап развития психологии субъекта*

68

Аннотация

Проанализированы три взаимосвязанных направления исследований психологии субъекта, в которых представлены процессуальные, метаперсональные и духовно-практические основания развития субъектности человека. В рамках первого направления подчеркивается, что в последнее время в исследованиях субъекта и личности наблюдается переосмысление психологами категории «процессуальность», а в научном познании чаще используется процессуальный подход к анализу психических явлений, чем структурный. В процессуальном подходе, культурным и философским основанием которого является не онтология бытия, а онтология становления, внимание психологов фокусируется на понимании процессов и вариаций внутреннего мира человека, а также на их временной трансформации. Самым важным считается анализ становления, динамики и новизны личностных образований. Второе, метаперсональное, направление исследований субъекта заключается в том, что развивается теоретическое и концептуальное представление о метаперсональной самоинтерпретации субъекта. Она определяется как идентичность, выходящая за пределы индивидуального «Я» и охватывающая более широкие аспекты бытия, такие как человечество, жизнь, психика или космос. При метаперсональной самоинтерпретации субъект ощущает свою неразрывную связь со всем человечеством и осознает себя как часть природного и социального мира. Третье направление исследований субъекта — духовно-практическое. В психологии субъекта воплощение в одном феномене деятельностных, саморефлексивных и трансцендентных компонентов представлено в категории «духовно- практическое знание». Общим социогуманитарным контекстом его разработки послужили размышления М.Фуко и П.Адо, а конкретно-психологическим — публикации А.В.Брушлинского. Основой научных взглядов названных ученых стали два принципиальных соображения: 1) для понимания мира, познания истины субъект не может оставаться таким, какой он есть: достигнув высшего уровня активности, целостности, автономности, человек должен еще преобразоваться, превзойти самого себя; 2) познание неразрывно связано с деятельностью, а декларативное знание (знаю «что») — с процедурным (знаю «как»). Из этих оснований в психологии развивается не субъектный, а субъектно-деятельностный подход.

Общая информация

* Статья написана на основе доклада на Ананьевских чтениях. СПбГУ, 2018.

Ключевые слова: субъект, исследования , изменение, самосозидание, самопреобразование человека

Рубрика издания: Теория и методология психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.201

Для цитаты: Знаков В.В. Самосозидание человека — новый этап развития психологии субъекта // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Том 9. № 2. С. 112–122. DOI: 10.21638/spbu16.2019.201

Литература

Анцыферова Л.И.Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.

Информация об авторах

Знаков Виктор Владимирович, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт психологии РАН, Москва, Россия, e-mail: znakov50@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 156
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 68
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0