Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя

74

Аннотация

Высокий уровень конфликтогенности образовательной среды, увеличение объективных и субъективных причин возникновения конфликтов обусловливают необходимость формирования и развития конфликтной компетентности у руководителей образовательных учреждений. Актуальность исследований в данном направлении обусловлена определенным противоречием между запросами практики по предупреждению и разрешению конфликтов и реальным отсутствием описания и теоретического обоснования закономерностей структурно-уровневой организации конфликтной компетентности. Отправным пунктом выступает позиция научной школы В.Д.Шадрикова, согласно которой реализация метасистемного подхода в русле теории системогенеза позволяет объяснить особенности развития и функционирования сложноорганизованных систем, а также их структурно-уровневую организацию. Данный подход является развитием и трансформацией системного подхода и описывает качественно иные свойства сложноорганизованных психологических систем, к которым относится конфликтная компетентность. Цель исследования — выявление сущностных свойств и особенностей проявления структурно-уровневой организации конфликтной компетентности руководителя. В процессе исследования использовалась методика «Комплексный опросник метакогнитивного потенциала» (А.А.Карпов). Для установления базовых качеств конфликтной компетентности руководителя применялись следующие методики: «Диагностика ведущего типа реагирования (М.М.Кашапов, Т.Г.Киселева); «Конфликтная компетентность» (М.В.Башкин, В.А.Горшкова, А.М.Воскресенский). Исследование осуществлялось на выборке 240 директоров образовательных организаций. Впервые обнаружены сущностные свойства и особенности функционального содержания подсистем конфликтной компетентности, выявлены взаимосвязи состава структурно-функциональных компонентов конфликтной компетентности на субсистемном уровне ее организации, охарактеризованы закономерные отношения выраженности ведущего типа реагирования в конфликтной ситуации и подсистем метакогнитивного потенциала, а также определены особенности общесистемного уровня структурной организации конфликтной компетентности. Учет полученных результатов способствует разработке мер поддержки руководителей образовательных учреждений в целях психопрофилактики их профессиональных деструкций.

Общая информация

Ключевые слова: конфликтная компетентность, уровневая организация, системный подход, управленческая деятельность, модель, потенциал

Рубрика издания: Эмпирические и экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.209

Получена: 16.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Кашапов М.М., Лукина А.С., Махновец С.Н. Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Том 13. № 2. С. 261–278. DOI: 10.21638/spbu16.2023.209

Литература

Бабинцева Л. Н. Изучение стиля поведения в конфликте у педагогов ДОО // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 1. С. 236–239.

Информация об авторах

Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии и педагогики, руководитель лаборатории профессионального и личностного развития Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, исполнительный директор Ярославского регионального отделения РПО, Ярославль, Россия

Лукина Анастасия Сергеевна, кандидат психологических наук, Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова (ФГБОУ ВО «ЯрГУ им. П.Г. Демидова»), Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-9149-2028, e-mail: lukina_as@mail.ru

Махновец Сергей Николаевич, доктор психологических наук, Тверской государственный университет, Тверь, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-2714-1324, e-mail: makhnovets.sn@tversu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 145
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 74
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 0