Область научных интересов:
1. Развитие школьника как субъекта учения.
Ключевые слова: спонтанное и специально организованное
школьное обучение, психическое развитие, психодиагностика, субъект, позиция
субъекта учения, нестандартная задача, способ учебной работы.
Стратегические цели исследования: определить и описать
психолого-педагогические условия развития школьника как субъекта учения;
разработать диагностический аппарат для выявления возрастных и индивидуальных
различий школьников по критериям позиции субъекта учения.
2. Развитие школьника как носителя родного языка
Ключевые слова: язык, речь, онтогенез речи, языковая
компетенция, речевой опыт, языковая интуиция (чувство языка), метаязыковая
деятельность, нестандартная лингвистическая задача.
Стратегические цели исследования: определить и описать
систему внешних и внутренних условий развития языковой компетенции как
психологической системы; разработать диагностический аппарат для измерения
уровня развития языковой компетенции школьников и качественного анализа ее
возрастных и индивидуальных вариаций
Экспериментальные базы: ряд общеобразовательных школ гг.
Москвы, Новомосковска, Тулы, Черноголовки, Нальчика (1966-2000);
лингвистическая гимназия г. Москвы (1996-2007).
Руководство грантами РГНФ:
1996-1998 гг. Критерии и методы диагностики развития
школьника как субъекта учения № 96-03-04033. (а).
2002 г. Основные направления практико-ориентированных
исследований в педагогической психологии № 02-06-00281(а).
2005 г. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы,
методы исследования № 04-06-16027(д).
2005 г. Научно-практическая конференция развития
исследований психологии обучения в научной школе Н.А.Менчинской (к 100-летию со
дня рождения)) № 05-06-14060 (г).
2004-2006 гг. Индивидуальная вариативность и возрастная
динамика формирования у школьников способов учебной работы №
04-06-00234(а).
2006 г. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки №
07-06-16025(д).
2008 г. Способ учебной работы - условие и продукт
познавательной деятельности школьников № 08-06-16056 (д).
2008 - 2010 гг. Позиция субъекта учения как системное
психологическое образование: внешние и внутренние связи №08-06-00583(а)