Образование и профессиональная деятельность:
Окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина в 1963 г. по специальности «дефектология» (1963).
В течение нескольких лет работала с детьми в система здравоохранения (ДЦП, ЗПР, интеллектуальная недостаточность и пр.). Окончила аспирантуру в НИИ дефектологии АПН СССР. Защитила кандидатскую диссертацию (1976). Работала в НИИД АПН СССР, где занималась изучением вопросов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. С 1996 г. целиком перешла на преподавательскую работу (МПГУ, МОСУ, МГППУ, МГОПУ им. Шолохова и др.). Начала заниматься преподавательской деятельностью на кафедре специальной психологии и педагогики (дошкольной) МПГУ. С 2000 г – профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, зав. лабораторией психологии аномального развития.
Под руководством О.П. Гаврилушкиной подготовлены и защищены 10 кандидатских диссертаций.
Область научных интересов
Психология нормального и аномального развития в раннем и дошкольном детстве. Диагностика развития дошкольников. Специфика развития деятельности, мышления и речи при дизонтогенезах. Знаково-сомволическое развитие при дизонтогенезах. Проблема инклюзивного, интегрированного и специального образования детей с ОВЗ.
Вопросы психокоррекции аномального развития. Создание программно-методических материалов для различных типов специальных (коррекционных) учреждений. Участвовала в авторских коллективах по разработке программ воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (2001, 2007), слабослышащих со сложной структурой нарушения (2003), тяжелыми нарушениями речи (2009).
Авторские разработки
Учебный курс «Психология аномального развития» (читается на всех отделениях факультета «Психология образования», ФППК, 2-м высшем).
Консультирует
По вопросам организации, содержания и методов психолого-педагогической коррекции, конструирования индивидуальных коррекционных программ и др. Руководит экспериментальными площадками (ЦПМСС МАЛЫШ ЦАО г. Москвы, ГОУ «Начальная школа-детский сад №1708 ЮЗОУО г. Москвы).
Публикации
Опубликовано более 90 научных работ.
Основные труды:
-
Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: Книга для воспитателя // О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - 1985.
-
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников // Л. П. Носкова, О.П. Гаврилушкина, Л.А. Головчиц, Н.Д. Соколова. - НИИ дефектологии АПН СССР, 1986.
-
Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М.: Просвещение , 1991, 95с.
-
Роль графического знака в коррекции познавательной деятельности дошкольников, отстающих в развитии //«Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии». - Саранск, 1998. — с.22–27.
-
Развитие знаковосимволической деятельности у дошкольников со сниженным интеллектом в процессе обучения // Научные труды МПГУ. Серия «Психолого-педагогические науки». — М.: Прометей, 1999.
-
Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. (в соавт. с Л.А. Головчиц, М.А. Егоровой).
-
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. - СПб.: Союз, 2003. - (Серия: Коррекционная педагогика).
-
Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада //Ребенок в детском саду. 2003. № 2.
-
Игры-занятия с природным и рукотворным материалом // Л.Б. Баряева. - СПб: Союз, 2005.
-
Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников, отстающих в развитии // Сб. докладов Межреспубликанской научно-практической конференции «Ранняя социализация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития». — Минск. с. 24 –32.
-
Использование знаково-символических средств до школьниками с интеллектуальной недостаточностью. Психокоррекционный аспект. - Культурно-историческая психология (№1/2006)
-
Игровая деятельность дошкольников при интеллектуальных расстройствах. - Психологическая наука и образование (№5/2007)