Дидактический набор «Spektra» как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

597

Общая информация

Ключевые слова: задержка речевого развития, задержка психического развития, дисграфия, профилактика дисграфии

Рубрика издания: Педагогический опыт

Для цитаты: Витчинкина Т.А. Дидактический набор «Spektra» как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Аутизм и нарушения развития. 2008. Том 6. № 4. С. 9–14.

Фрагмент статьи

Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыка письма и письменной речи  остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий. Однако до настоящего времени изучение дисграфии в ходе профессиональной подготовки логопедов, как правило, ограничивается  традиционным  педагогическим подходом, связывающим нарушение письма либо с неполноценным лингвистическим развитием детей, либо с оптико–пространственными нарушениями. Между тем, практика работы логопедов с современным поколением  младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения  существенных изменений  в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия. Многочисленные исследования психологов  и нейропсихологов свидетельствуют  о том, что соматический и психический статусы ребенка неправомерно оценивать  исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать модификации онтогенетического процесса при организации как диагностической, так и коррекционной работы (А.В. Семенович, 2001;  Л.С. Цветкова,  1997, 1998, 2001; Л.А. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон, 1997).

Полный текст

Дидактический набор «Spektra» как средство профилактики дисграфии   у  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

 

     ВИТЧИНКИНА Т.А.

 

      Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыка письма и письменной речи  остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий. Однако до настоящего времени изучение дисграфии в ходе профессиональной подготовки логопедов, как правило, ограничивается  традиционным  педагогическим подходом, связывающим нарушение письма либо с неполноценным лингвистическим развитием детей, либо с оптико–пространственными нарушениями. Между тем, практика работы логопедов с современным поколением  младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о необходимости внесения  существенных изменений  в организацию и содержание логопедической работы. Это продиктовано, в первую очередь, изменениями в развитии детей, произошедшими в последние десятилетия. Многочисленные исследования психологов  и нейропсихологов свидетельствуют  о том, что соматический и психический статусы ребенка неправомерно оценивать  исходя из норм вчерашнего дня. Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать модификации онтогенетического процесса при организации как диагностической, так и коррекционной работы (А.В. Семенович, 2001;  Л.С. Цветкова,  1997, 1998, 2001; Л.А. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон, 1997).

    Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способностей к действию  в умственном плане, к анализу и обобщению. Категория школьников с задержкой психического развития  является одной из самых   многочисленных  среди современных учащихся. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы нарушений развития. Однако, в соответствии с традиционным пониманием этого термина, большинство детей с ЗПР располагаются в диапазоне «норма - пограничные состояния». Несмотря на свою неоднородность, задержки психического развития у детей имеют общие черты, которые и  позволяют выделить их определенную аномальную категорию. Так, к специфическим  проявлениям ЗПР у школьников специалисты относят, прежде всего, трудности в обучении и школьную дезадаптацию, обусловленные психофизиологическими особенностями данной категории детей (дефицит или неравномерность развития различных сторон эмоционально-волевой и интеллектуальной  сферы; недостаточность организованности и целенаправленности деятельности др.). Физиологическое, социальное и психическое развитие  детей с ЗПР не соответствует условно-возрастной норме, тем не менее, начало школьного обучения, как правило, совпадает с традиционным младшим школьным возрастом.

      В  структуре нарушения письма у школьников с ЗПР помимо языковой недостаточности (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико–и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя  речи) встречаются также неполноценность динамического праксиса, слухо-моторной и оптико-моторной  координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим может отмечаться дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень развития мыслительных операций анализа и синтеза; низкий уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции деятельности. И это далеко не полный перечень возможных расстройств. Помимо полиморфного характера структуры и механизма нарушения, к особенностям дисграфии у детей с ЗПР следует отнести и то, что она возникает и протекает на фоне характерной для школьников с ЗПР низкой работоспособности, в том числе и при письме. Как правило, саморегуляция при письме у данной категории детей также  выраженно страдает. Нарушение саморегуляции при письме у детей с ЗПР в большей мере проявляется в звене самоконтроля, так как ведущим у младших школьников является репродуктивное письмо, и его программирование  - процесс во многом не самостоятельный.

       Чем позже обнаруживаются нарушения письменной речи, тем большей степени тяжести они достигают  и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется. От этого существенно зависит и эффективность коррекционной работы. Поэтому дети с ЗПР старшего дошкольного возраста нуждаются в профилактических мерах  по предупреждению расстройства письменной речи.  Профилактика – более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие данного расстройства. Под профилактикой мы понимаем систему упражнений, способствующих развитию устной речи детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

С этой целью мы  предлагаем ввести в образовательный процесс детей дошкольного возраста  занятия с использованием  LEGO–оборудования. И соответственно выделить отдельное направление в дошкольной педагогике - LEGO–педагогику. LEGO-педагогика – одна из достаточно распространенных сейчас педагогических систем. Под LEGO–педагогикой понимается система педагогических взглядов, методических рекомендаций, основанных на использовании специализированных наборов LEGO. Она широко использует трехмерные модели реального мира и предметно–игровую среду обучения и развития.

      С каждым годом все больше учреждений начинают использовать LEGO–оборудование  для коррекционно–развивающего процесса. Приведем некоторые статистические данные, полученные нами на ежегодной конференции «Развивающая среда в образовательных учреждениях округа», проводимой Управлением  образования Западного административного округа г. Москвы. Сегодня учебным оборудованием LEGO обеспечено 161образовательное учреждение ЗАО г. Москвы. Для занятий с конструктивно-развивающими играми в дошкольных и школьных учреждениях создаются Центры развивающих игр, которые получили название Леготека. Так например, в  2005-2006 учебном году в ЗАО г. Москвы функционировал 101 Центр развивающих игр, в 2006-2007 – 126; в 2007-2008 году –  143. Как видно, с каждым годом число центров развивающих игр увеличивается, что свидетельствует об актуальности и эффективности LEGO-оборудования.

      В последнее время в психолого-педагогическом процессе наряду с традиционными методиками все шире используются и LEGO-технологии. Одной из них  является дидактический набор «Spectra».  А именно LEGO-Palleti, т.е. «Палитра». Палитра – это универсальное пособие для работы с последующей самопроверкой. Карточка с заданием накладывается на деревянную основу. Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет фишку в углубления рядом с этим ответом. При проверке карточку (палетту) ребенок переворачивает, снова кладет на палитру и затем проверяет; совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий. При первом знакомстве мы рекомендуем поработать с основой без палетты: пересчитать фишки, выложить их в ряд под диктовку педагога, сложить в палитру так, чтобы у двух рядом лежащих фишек  отличался только один параметр – либо цвет, либо форма. Освоив названия фишек, дети легко поймут принцип работы с карточками, который не раз пригодится им во время обучения в начальной школе.

      Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов LEGO  позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании детей.

      Вся жизнь ребенка – это игра. Он не мыслит себя вне игрового пространства, созданного его воображением. Поэтому обучение ребенка, тем более ребенка–дошкольника, вообще не может проходить вне игры.  И наоборот: любая детская игра, тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная, станет развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она будет развивать и совершенствовать.

       Каким современным наглядным пособием может воспользоваться педагог, в частности логопед, при организации работы (фронтальной, групповой или индивидуальной) по обучению  чтению и письму? Как интенсифицировать процесс обучения  и повысить мотивацию ребенка к чтению, говорению и письму? Понятно, что LEGO-оборудование в настоящее время является наиболее интересным для современных дошкольников. Это и подтолкнуло специалистов Центра развития речи д/с № 1844 к  разработке серии  логопедических палетт для формирования предпосылок письменной речи.

Целью данного игрового пособия является:

-       воспитание слуховой дифференциации звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно-акустическим признакам звуков (типа С-Ш, Л-Р и т.д.), дифференциации твердых и мягких звуков, звонких и глухих, свистящих и шипящих;

-       развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения: с какого звука начинается слово (в общем: с гласного или согласного звука и конкретно);

-       развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза путем узнавания знакомых детям предметов и букв в усложненных условиях (недорисованные, наложенные друг на друга, схематично нарисованные предметы и т.д.);

-       развитие звукового анализа и синтеза путем умения детей делить слова на слоги и на звуки;

-       формирование грамматических систем словоизменения и словообразования путем правильного употребления в речи родительного падежа (колеса, ручки, носика и т.д.), притяжательных прилагательных (рыбий, лошадиный, лисий и т.д.)  и пространственных предлогов (типа НАД, ОКОЛО, ЗА и т.д.);

-       развитие самоконтроля и самостоятельности.

После выполнения ребенком задания мы предлагаем еще несколько

вопросов по палетте. Например, такие как: какой звук первый, какой последний. Трудность для звукового анализа представляет подавляющее большинство  слов русского языка. И определение последовательности звуков в слове с особым трудом усваивается детьми, согласно исследованиям А.Р. Лурия [3],– дети долго не могут научиться выдерживать и сохранять ее  при записи слов. 

      Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятии делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен  положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника. С помощью развлекательных моментов  поддерживается  стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое  и усваивать знания и умения.

      Игровое пособие может сослужить хорошую службу не только логопедам, но и психологам, учителям, дефектологам, воспитателям детских садов и групп продленного дня.

      Зачастую педагогу приходится совмещать функции воспитателя, психолога, дефектолога и логопеда. В свою очередь, каждый из этих специалистов смотрит на педагогический процесс со своей особенной точки зрения.

            Виды работ с данным игровым пособием очень разнообразны. Например, педагог может предложить одному ребенку выполнить задание на формирование навыков самоконтроля и самостоятельности или поделить группу пополам, чтобы в каждой команде было по 2-3 человека, и предложить детям таким образом выполнить задание. Если занятие проходит с большой группой детей, можно изобразить напольную палитру, где каждый ребенок будет выполнять роль одной фишки.  Такой вид задания формирует умение работать в коллективе,  укрепляет навыки коммуникации и развивает положительные качества личности. Или же возможна коллективная работа вместе с педагогом, что также формирует умение выполнять задание по инструкции.  В общем, какой бы вид деятельности с палитрой вы не выбрали, все равно детям будет интересно и они с радостью будут идти к вам на занятие, не боясь неудач, поскольку в игре не будет проигравших, ведь  каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.

Первоначально дидактическая игра «Палитра» разрабатывалась для нормально развивающихся детей, но в ЦРР д/с № 1844 создаются  модификации палетт, которые используются при обучении детей с задержкой психического развития на  логопедических и коррекционно-развивающих занятиях.

Для закрепления полученных детьми предметных представлений на занятиях по развитию речи эффективно использовать модифицированные варианты дидактической игры «Палитра».

Модификации дидактической игры «Палитра»

Игра «Гласная или согласная?»

Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в слове.

Инструкция:

Расставь фишки  в соответствии с первым звуком в слове.

Дополнительные вопросы:

Найди самое длинное слово. Посчитай количество звуков в слове. С какого звука оно начинается?

Игра «Где спряталась Ш?»

Цель: развитие умения определять примерное место звука в слове (в начале, в конце, в середине слова).

Инструкция:

Расставь фишки  в соответствии с местом звука в слове.

Дополнительные вопросы:

Найди слово, в котором только одна гласная. В каком слове больше всех согласных звуков?

Игра «Помоги Буратино!»

Цель: развитие умения выделять слог в  слове.

Инструкция:

Помоги Буратино расположить слова  в соответствии с нужным слогом.

Дополнительные вопросы:

Каких сказочных героев ты знаешь, в именах которых присутствует звук [Р]? В сочетании с какими гласными он стоит?

      Обучение с привлечением игровых пособий позволяет повысить у детей интерес к занятиям, превратить рутинные процедуры в забаву и развлечение, создать предпосылки для полноценного и полномасштабного мыслительного процесса. Играя, ребенок забывает о том, что он учится. Такая работа дает возможность даже самому слабому ребенку принимать участие в коллективной  деятельности и не чувствовать себя отстающим.

 

 

 

 

 

Играем в палитру - развиваем фонематическое восприятие…

 

 

и вырабатываем умение работать в коллективе

 

 

 

Литература

1.    Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации. - М.: ИНТ.

2.    Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления  и коррекция у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. - СПб.: ДЕТСТВО–ПРАЕСС, 2004.

3.    Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950.

4.    Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов – дефектологов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

5.    Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М., 1999

6.    Поддъяков Н.Н. Конструирование // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - М., 1981.

 

 

Литература

  1. Игры для развития и коррекции. Методические рекомендации. - М.: ИНТ.
  2. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления  и коррекция у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. - СПб.: ДЕТСТВО–ПРАЕСС, 2004.
  3. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950.
  4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов – дефектологов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М., 1999
  6. Поддъяков Н.Н. Конструирование // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - М., 1981.

Информация об авторах

Витчинкина Татьяна Анатольевна, учитель-логопед, ГБОУ Центр развития ребенка-детский сад №1844 г.Москва, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1905
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 597
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3