Определение талантов и способностей детей методом игрового взаимодействия

1884

Общая информация

Ключевые слова: одаренный ребенок, дошкольное воспитание, игровая деятельность

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Прохорова Г.А. Определение талантов и способностей детей методом игрового взаимодействия // Аутизм и нарушения развития. 2010. Том 8. № 4. С. 44–54.

Полный текст

 

 

Реформа образования нацелена на всестороннее раскрытие и дальнейшее развитие способностей ребенка, создание оптимальных условий для проявления инициативы, творчества, умения выбрать профессиональный путь.

В школьные годы показателем одаренности является инициатива ученика, желание углубленно изучать предмет, стремление к решению тех задач, которые имеют не один, а множество правильных ответов, ребенка не пугает ситуация неопределенности. Талант может ярко проявиться в спортивных достижениях, музыке, на уроках черчения, труда...

Яркая одаренность или талант человека могут быть как в различных областях деятельности, так и концентрироваться в какой-либо одной.

М.Е. Богоявленская, автор разработки «Рабочая концепция одаренности» (М., 2003) пишет: «Высокие способности — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности, его человечности».

Одаренный ребенок увлечен своим любимым занятием, как правило, это не требует от него каких-то особых усилий, все происходит как бы «само собой».

Но человек живет в обществе, поэтому умение общаться с другими людьми, проявлять волевую регуляцию и в менее интересных для одаренного ребенка областях деятельности, необходимы. А это систематический, порой изнурительный труд.

Важно уже в дошкольном детстве определить способности ребенка, чтобы в дальнейшем не только поддерживать, но и совершенствовать их.

Как определить одаренность дошкольника? Как найти то занятие, в котором наиболее полно раскроется его талант?

В условиях детского сада определение способностей детей эффективно проходит в игровом взаимодействии, т.к. игровая ситуация является естественной для дошкольника.

Использование дидактических упражнений подразумевает руководящую роль взрослого, ребенок в этой ситуации становится отвечающим, не всегда имеет возможность проявить инициативу.

В игровой ситуации инициатива ребенка поощряется, а развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество.

В «Рабочей концепции одаренности» указывается, что «...уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования».

Приемом, побуждающим ребенка к действию, становится так называемая «глухая» инструкция. Ребенку предлагается материал для работы и задается вопрос: «Что с этим можно (или нужно) сделать?» Варианты ответов, предлагаемых ребенком, свидетельствуют об уровне познавательной активности и проявляемом интересе.

«Выход за пределы заданных требований» обеспечивает создание подлинного творческого продукта. Проявлением таланта, способностей являются увлеченность, использование оригинальных способов решения задачи, получение очевидных ярких достижений.

Предлагаемый практический материал составлен на основе научных разработок:

—   «Рабочая концепция одаренности». — М., 2003. Под редакцией доктора психологических наук, профессора Д.Б. Богоявленской;

— Статья «Одаренные дети: особенности психического развития» доктора педагогических и психологических наук А.И. Савен­кова;

— Работы писателя, изобретателя Г.С. Альтшуллера, разработчика Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ);

— Работы доктора Э. де Боно, доказавшего, что творчество — одна из необходимых характеристик самоорганизующихся информационных систем.

Перечислю некоторые критерии, по которым можно выявить способности и талант ребенка уже в дошкольном возрасте:

Проявление интеллектуальных способностей

—   высокая восприимчивость к новизне ситуации,

—   устойчивое внимание к заданию,

—   «беглость» мышления,

—   наличие вопросов,

—   нахождение противоречий,

—   творческое адекватное решение задачи,

—   интерес к логическим заданиям в целом и к заданиям повышенной сложности,

—   стремление устанавливать причинно­следственные связи, находить ответ, даже ошибочный,

—   собственная поисковая активность ребенка.

Проявление изобразительных способностей

—   наблюдательность, впечатлительность,

—   поиск новых форм, средств изображения,

—    содержательность формы,

—    законченность образа,

—    выразительность рисунка,

—    использование плавных, «синтетических» линий, разных способов раскрашивания,

—    метафоричность изображения,

—    стремление использовать разнообразные изобразительные материалы.

Проявление музыкальных, танцевальных способностей

—    настроенность на музыку, импровизация движений,

—    эмоциональное отражение в мимических движениях,

—    гармоничные плавные движения,

—    стремление в движении создать образ,

—    характерность и законченность образа,

—    стремление использовать дополнительные предметы в танце,

—    создание оригинального образа.

Игровое взаимодействие может осуществляться и в организованной деятельности детей, например, при использование сюжета для выполнения различных упражнений.

На протяжении всего игрового сеанса психолог наблюдает за деятельностью детей, оценивает уровень выполнения по вышеприведенным критериям. Для более полного анализа эффективно использовать видео­съемку.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ИГРОВОЙ ДИАГНОСТИКИ

Цель:

определение способностей дошкольников методом игрового взаимодействия.

Примечание:

для динамичного проведения упражнений желательно, чтобы у ведущего был помощник. Также для поддержания темпа проведения диагностики листы с заданиями для детей должны быть подписаны.

В процессе взаимодействия с детьми психолог не комментирует работы, делает только поощрительные высказывания. Желательно придерживаться «глухой» инструкции, дать детям возможность самим определить задание. Помощь оказывается по мере необходимости и только индивидуальная.

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

(для старшего дошкольного возраста)

Задачи: определение уровня

—  способностей в изобразительной деятельности, в танцевальных движениях;

—  интеллектуальных способностей методом «глухой инструкции»;

—  социальной компетенции.

Материал:

демонстрационный — репродукция с изображением зимнего леса, лист ватмана с недорисованным изображением; музыкальное сопровождение — шумы, танцевальная музыка, шум леса;

конверты для заданий; игрушки — медвежонок; олененок;

раздаточный — листы «загадочный лес», «найди животных», «загадки», «белочка за деревом»; карандаши — простой, цветные карандаши (комплекты по количеству детей).

Место проведения: зал или групповая комната, столы (на 1—2 места), стулья.

Ход игрового занятия:

Звучит «таинственная» музыка. Входят дети. На демонстрационном полотне картина «загадочный лес» (лист с незаконченным изображением леса закрывает иллюстрацию с изображением зимнего леса). Психолог привлекает внимание детей и предлагает «расколдовать» этот лес (рис. 1). 


Звук выключается. Дети садятся за парты и, рисуя, «расколдовывают» лес. Психолог в процессе рисования задает детям вопросы о том, каких животных можно встретить в лесу. (Задавая вопросы, психолог отмечает, кто из детей умеет так распределить внимание, чтобы во время ответов не прекращать деятельность или сразу возвращаться к ней после ответа).


В процессе беседы о жителях леса детям раздаются картинки со «спрятавшимися» животными (рис. 2).


Вопрос психолога:

— Как вы думаете, что надо сделать на этом рисунке? (Найти спрятавшихся животных).

Если дети затрудняются с ответом, психолог помогает:

— Здесь деревья видны, но кто-то за ними спрятался. Попробуем найти?

Если возникает затруднение, то вновь оказывается помощь:

— Посмотрите, вверху изображены животные, найдите их среди деревьев и назовите. Если вы нашли животное, его можно обвести в кружок.

Когда большая часть дошкольников выполнили упражнение (остальные могут оставить картинки, чтобы потом дорисовать их), детям предлагается встать из-за столов и имитационными движениями показать животных.

В это время на столы раскладываются листы с логическими заданиями. Предыдущие рисунки можно собрать.

После двигательной паузы дети возвращаются за столы и отгадывают «загадки» (рис. 3), которые психолог предлагает от имени «найденных» животных.

После отгадывания предлагается встать в круг и потанцевать. Игровой прием: психолог показывает медвежонка, который хотел бы посмотреть, как в детском саду танцуют.

Включается танцевальная музыка.

Во время танца детей убираются логические загадки и на столы раскладывают картинки для дорисовывания снежинок (рис. 4). Дети дорисовывают снежинки и придумывают свою снежную форму. Также дошкольников побуждают придумать снежинке ласковое имя (Звездочка, Беляночка, Веселушка, Снегурочка и т.п.).


В заключение проводится, по возможности, под музыкальное сопровождение, игра «У Оленя дом большой». В начале театрализованной игры психолог с олененком выступают в роли ведущего. На роль животного выбирают ребенка. Образ животного подбирается в любой последовательности. Животных столько, сколько раз проводится игра.

У Оленя дом большой, он глядит в свое окошко.

Зайчик (белка, ежик, мишка, лиса) по лесу бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук, тук, дверь открой.

Там в лесу охотник злой».

— Зайка, зайка (белка; ежик; мишка...) забегай, лапу нам давай!»

Дети подходят к мольберту, на котором стоит иллюстрация зимнего леса, психолог говорит, что с помощью ребят лес теперь расколдован. Проводится заключительная беседа о правилах поведения в лесу и бережном отношении к его жителям.

Включается звук шумящего леса, дети прощаются и выходят.

ТЕМА: «В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛИ ИГРУШКИ»

(для младшего дошкольного возраста)

Задачи:

—  определение уровня сформированно- сти графических навыков,

—   определение умения создавать образ в движении под музыкальное сопровождение,

—  определение уровня сформированно- сти наглядно-образного мышления.

Материал:

демонстрационный: игрушки — мышка, медвежата, курочка, уточка, поросенок, коровка, гномик; музыкальная запись песни «Лилипутик», музыкальный инструмент;

раздаточный: рисунки для дорисовывания и отгадывания изображений, цветные карандаши.

Ход занятия:

Дети могут расположиться полукругом, сидя на стульчиках или на ковре, или стоять. Психолог сообщает детям, что к ним в гости пришли игрушки, каждая из игрушек может рассказать свою историю. Детям предлагается повторять стихи, сопровождая их имитационными движениями (движения предложены автором).

«Водят мыши хоровод»

(текст взят из книги М. Бондаренко «Водят мыши хоровод». АСТ, 2007)

Текст

Движения

Водят мыши хоровод,

Перед грудью предплечья рук двигаются вокруг друг друга

На лежанке дремлет кот.

Показ «спящей позы»: голова склоняется на сложенные у плеча кисти рук

Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите,

Грозим указательным пальцем

Как проснется Васька кот -

Показ «угрожающей хватательной позы»: руки согнуты в локтях, ладони подняты с раскрытыми и немного согнутыми пальцами

Разобьет ваш хоровод.

Резко опустить руки вниз

 

«Два медведя»

(текст и движения из книги Крупенчук О.И. «Ладушки: Пальчиковые игры
для малышей». — СПб., Издательский Дом «Литера», 2005)

Текст

Движения

Сидели два медведя на тоненьком суку,

Руки согнуты в локтях (сжаты в кулаки), прижаты к туловищу. Ребёнок покачивается из стороны в сторону

Один читал газету,

Разводим руки в стороны, как при чтении газеты

Другой молол муку.

Стучим одним кулаком по другому

Раз ку-ку, два ку-ку, — Оба шлёпнулись в муку.

Кулаки «падают» на колени

Нос в муке,

Показываем пальцем на нос

Хвост в муке,

Показываем рукой за спину

Ухо в кислом молоке.

Берёмся пальцами за ухо

 

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КУРОЧКА»

Используется русская народная потеш­ка, в различных изданиях текст может немного отличаться. Количество куплетов и персонажей животных выбирается, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Пропевание потешки сопровождается имитационными движениями. Малышам движения подбирает взрослый и показывает в соответствии с текстом.

Особое внимание взрослый обращает на умение детей переключать движение, начиная со второго куплета, когда добавляется новый персонаж.

Бабушка, бабушка, купим курочку..

Курочка по зернышку: кудах-тах-тах.

Бабушка, бабушка, купим уточку.

Уточка: те-те-те.

А курочка по зернышку...

Бабушка, бабушка купим поросенка.

Поросенок: хрюки-хрюки. Уточка.

А курочка по зернышку..

Бабушка, бабушка, купим коровенку.

Коровенка: муки-муки. Поросенок.

Уточка. А курочка по зернышку.

РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Детей приглашают сесть за столы, на которых лежат листы с недорисованными изображениями, картинки-загадки и предлагают выполнить задания. Предпочтительно, чтобы дети сначала попробовали догадаться о содержании задания, помощь оказывается в случае затруднения.

Используется развивающее пособие «Учимся рисовать», автор: Жукова О.С. Издательство «Оникс-СПб.», 2006.

 


Листы с заданиями могут раздаваться последовательно, а могут и все сразу находиться на столе. В этом случае обращается внимание на то, какой выбор сделал ребе-нок, насколько последовательно выполняет задания. Психолог не комментирует работу детей, оказывает помощь в случае затруднения, дает положительные отзывы. Особенно при выполнении заданий-загадок:



 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

Дети выполняют танцевальные движения по показу психолога под песню В. Малежика «Лилипутик».

Пение зверей

С использованием музыкального инструмента детям предлагается на высокий или низкий звук выбрать игрушку-животное. Потом демонстрируется звук, а дети определяют: какое животное «пело».

Проведение общей подвижной игры

«Совушка-сова»

Совушка-сова — большая голова.

На сосне сидит,

Во все стороны глядит...

Да вдруг — как полетит!

Итог выполнения заданий не подводится, дети прощаются с игрушками.

Анализ проведенных игровых сеансов показывает, какая деятельность наиболее привлекательна для ребенка, результаты выполнения заданий — уровень сформированности навыков, необходимых для данной деятельности. По результатам составляются рекомендации для педагогов, родителей, планируется дальнейшая работа с дошкольниками по развитию не только успешной деятельности ребенка, но и гармонизации всех психических функций. Речевые высказывания ребенка могут быть оценены по тому, насколько высказывание является адекватным, развернутым и свободным.

Для ребенка-дошкольника важным, на мой взгляд, является сформированность именно продуктивной деятельности, чтобы в результате действий был создан какой- либо законченный образ или найдено интеллектуальное решение.                     

 

 

Информация об авторах

Прохорова Г.А., педагог-психолог Психолого-медико-социального центра СУО

Метрики

Просмотров

Всего: 1319
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1884
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2