В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Как? Зачем? Почему?

2514

Аннотация

Достичь хорошего результата при обучении детей в школе можно, лишь подкрепляя работу на уроках четко организованным выполнением домашней работы. Для детей с расстройствами аутистического спектра и их родителей приготовление уроков часто является трудным делом. Даются советы педагогам и родителям по формированию мотивации к учебной деятельности и по организации условий и процесса выполнения домашних заданий. Приводятся конкретные рекомендации родителям по теме «Как решать задачи?».

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, учебный стереотип, мотивация к учебной деятельности, домашние задания

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Богорад П.Л., Загуменная О.В. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Как? Зачем? Почему? // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 3. С. 8–14.

Полный текст

Достичь хорошего результата при обучении детей в школе можно, лишь подкрепляя работу на уроках четко организованным выполнением домашней работы. Для детей с расстройствами аутистического спектра и их родителей приготовление уроков часто является трудным делом. Даются советы педагогам и родителям по формированию мотивации к учебной деятельности и по организации условий и процесса выполнения домашних заданий. Приводятся конкретные рекомендации родителям по теме «Как решать задачи?».
 

Домашнее задание — это одна из форм учебной деятельности, помогающая запомнить и закрепить изложенный на уроке материал, либо задание, направленное на подготовку к усвоению нового материала, а также проверка, которая позволяет учителю проанализировать качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях.

Без сомнения можно утверждать, что повышение эффективности обучения может быть достигнуто только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Не зря существует поговорка: «Повторение — мать учения». Именно при выполнении домашней работы ученик повторяет материал, изученный в классе, при этом очень важно, чтобы у него формировался навык самостоятельной работы.

Можно выделить следующие функции домашнего задания:

-     закрепление и углубление теоретических знаний;

-     дальнейшее формирование навыков и умений, отработка навыков, повышение опыта выполнения тех или иных заданий;

-     применение знаний, умений и навыков в другой ситуации;

-     подготовка к усвоению нового учебного материала.

Методика организации выполнения домашней работы — одно из слабых звеньев в школьной деятельности. Часто время, когда учитель дает задание на дом, вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем оно должно подготовить учащихся к самостоятельному и сознательному выполнению задания. До 80% учителей дают домашнюю работу в конце урока, хотя возможны и другие варианты: в начале урока, в середине, в ходе урока. В связи с этим можно выделить следующие основные правила:

-     необходимо на уроке отводить специальное время для объяснения домашнего задания;

-     давать задания следует тогда, когда каждый ученик сосредоточен и сконцентрирован на учителе;

-     домашнее задание должно быть понято всеми без исключения, при этом оно может отличаться для разных учащихся не только по объему, но и по способу выполнения;

-     учащиеся должны знать не только то, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.;

-     домашнее задание должно быть понятно родителям учащихся.

Мы с коллегами работаем учителями начальных классов в Центре психолого- медико-социального сопровождения детей и подростков более 10 лет. Наш центр специализируется на работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Исходя из опыта нашей работы, необходимо отметить, что редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков дома. Особенно это волнует родителей, чей ребенок только пошел в школу, когда учебный стереотип еще недостаточно сформирован, и мотивация к учебной деятельности находится пока на низком уровне. В данных условиях организовать выполнение домашнего задания бывает очень трудно. Часто при нежелании ребенка выполнять что-либо дома после школы родитель вынужден настаивать, а порою, сам того не желая, заставлять заниматься (ведь завтра будет урок, и домашнее задание должно быть сделано). Подобный негативный опыт вызывает у ребенка отрицательные эмоции и в дальнейшем приводит к еще большим трудностям.

Как же постараться этого не допустить? Очень важно уже с первых дней ребенка в школе сформировать у него положительное отношение к домашним заданиям. И помочь в этом должен, прежде всего, учитель. Именно он обладает теми знаниями и опытом, которые помогут родителям в организации работы дома.

Рекомендации для формирования у ребенка положительного настроя и собственно стереотипа к выполнению домашних заданий

- С самого начала дайте ребенку понять, что его уроки так же важны, как и самые серьезные дела взрослых; что это — его работа, как у мамы с папой, которую нужно выполнить; что в школе эту работу будет оценивать учитель.

Не показывайте ребенку, что его «работа» может быть отодвинута на второй план по сравнению с другими более важными делами. Не произносите, например, слов: «Сегодня мы не сможем сделать домашнее задание, потому что у нас есть более важные дела...». Ведь прежде всего, ваше серьезное отношение будет передаваться ребенку и формировать у него правильный настрой.

- Выполнение домашнего задания предусматривает значительную долю самостоятельной работы учащихся. Учитывая особенности детей с РАС, можно говорить о том, что проявление этой самостоятельности бывает затруднено. В связи с этим главная задача родителей — не дать ребенку почувствовать себя беспомощным перед тем или иным заданием, вовремя оказать ему необходимую помощь. Покажите, что Вы всегда рядом и всегда готовы помочь в случае затруднений. Не оставляйте ребенка одного, если точно не знаете, что данную работу он может выполнить сам. Ведь только в состоянии покоя и уверенности у юного ученика будет возникать меньше отрицательных эмоций от столь трудной для него учебной деятельности.

- Откажитесь от выполнения домашних заданий в качестве наказания за проступки. С целью успокоения расшалившегося ребенка никогда не произносите слов: «Если ты не перестанешь баловаться, мы будем делать уроки». Также не используйте домашнее задание как тяжкую повинность: «Пока ты не сделаешь уроки, мультики я тебе не включу». Напротив, постарайтесь преподнести его как нечто интересное. Для этого в ходе выполнения задания используйте какие- нибудь маленькие сюрпризы, похвалу, которые обязательно вдохновят ребенка на собственные «подвиги». Только не переусердствуйте, чтобы не получилось так, что ребенок будет что-то делать только за вознаграждение. (Хотя в определенных случаях такой способ, если он является единственно возможным на каком-то этапе работы, тоже допустим).

- Более подробно хотим остановиться на похвале. Старайтесь хвалить ребенка за любые затраченные усилия, отмечайте любые, даже незначительные успехи: «Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!». Выполняя вместе с ребенком домашнее задание, постарайтесь не делать слишком большого акцента на допускаемых ошибках. Прежде всего отметьте положительные моменты, обратите внимание на то, что сделано правильно. Предложите ребенку поиграть: пусть он станет учителем, сам проверит свою работу и найдет как можно больше ошибок. Вместе исправьте ошибки, еще раз объясните ребенку, как нужно делать задание. После он может «научить» Вас выполнять это задание правильно. Точно так же в игре Вы можете сами допустить ошибку, показав ребенку, что взрослые тоже ошибаются. У ребенка не должно возникнуть отношения к трудностям и ошибкам, как к чему-то непреодолимому. Помогите ему почувствовать, что сначала с Вашей помощью, а потом и сам он может с ними справиться.

Наряду с формированием положительного отношения к домашним заданиям важно обеспечить определенные условия для работы: привычное рабочее место, постоянный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у младшего школьника быстрее выработается необходимая установка, быстрее возникнет рабочий настрой, желание приступить к работе. Данные рекомендации особенно подходят для школьников с РАС, которым часто свойственно следование определенным стереотипам. Поэтому главная задача родителей — сформировать у ребенка правильный учебный стереотип.

Чтобы понять, с каких заданий лучше начинать — легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, начинайте с более трудных заданий. Если «раскачивается» медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

Наиболее трудными считаются уроки обучения грамоте, математики, затем чтения и окружающего мира. Хотя эта последовательность может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, если ученик хорошо владеет арифметическими действиями, но плохо читает, то урок чтения будет являться для него более сложным.

Лучше готовить домашние уроки так:

1-й урок — урок средней сложности,

2-3-й уроки — уроки максимальной сложности,

4-й урок — наиболее легкий.

В ходе выполнения домашних заданий необходимо делать перерыв, во время которого с ребенком полезно провести физкультурную паузу. Длительность таких разминок должна составлять в среднем 5-7 минут. Организовывать их нужно обязательно в игровой форме, можно под музыку.

Упражнения должны быть простыми и легко выполнимыми (потягивания, приседания, повороты туловища, движения для мышц ног, рук, прыжки с последующей ходьбой, упражнения на восстановление дыхания). Выполняются упражнения в небольшом объеме, легко и свободно, до первых признаков утомления.

В ходе таких разминок можно использовать мяч (простые игры с мячом очень нравятся детям).

Правильно проведенная динамическая пауза активизирует ребенка, помогает ему переключиться от одного задания к другому, лучше сконцентрироваться. Наряду с обычной зарядкой можно использовать пальцевую гимнастику, дыхательные, глазодвигательные упражнения, логоритмические задания, упражнения из нейродинамической гимнастики, самомассаж и т.д.

Помимо этих рекомендаций необходимо организовать взаимодействие родителей и учителя, который должен оказывать родителям методическую поддержку. Ведь очень часто при выполнении домашней работы родитель в силу отсутствия педагогического образования просто не знает некоторых приёмов:

- как объяснить ребёнку то или иное задание;

- какие подобрать слова, чтобы он лучше понял, что нужно делать,

- как эта работа оформляется в классе.

А ведь в процессе обучения детей с РАС важно, чтобы материал в школе и дома преподносился в определенном, стандартном виде и, желательно, одними и теми же словами. Именно поэтому нам представляется особенно важным «обучение» родителей тому, что и как нужно сказать ребенку при выполнении того или иного задания. Мы нашли для себя решение этой задачи в разработке письменных рекомендаций для родителей по определенным темам и видам работы.

Рекомендации для родителей по теме: «Как решать задачи?»

Для решения задач Вам понадобятся синяя ручка, красный и зеленый карандаши.

Прочитай задачу.

В ведре было 2 рыбы. Петя поймал еще 1 рыбу.

 




 


Сколько всего рыб стало у Пети?

Прочитай еще раз условие задачи: что ты знаешь? (Я знаю, что в ведре было две рыбы. Петя поймал еще одну рыбу).

Возьми цветные карандаши (красный и зеленый) и нарисуй схему:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько рыб было в ведре? ( Две рыбы).

Сколько красных кружочков надо нарисовать? (Два).

Что сделал Петя? (Петя поймал ещё одну рыбу).

Что надо сделать? (Надо нарисовать еще один кружочек).

Нарисуй еще один кружочек зеленым карандашом.

А теперь прочитай вопрос задачи: что нужно узнать? (Нужно узнать, сколько всего рыб стало у Пети).

Давай сделаем краткую запись.

Найди в задаче главные слова: БЫЛО и ПОЙМАЛ.

Сколько было рыб? Пиши цифру.

Сколько Петя поймал? Пиши цифру.

Что надо узнать? (Сколько всего рыб стало у Пети?) Всего — значит вместе. Рисуем фигурную скобочку.

Задача.

Ты сделал краткую запись. На какой вопрос нам нужно ответить? (Сколько всего рыб стало у Пети?)

Чтобы ответить на вопрос, задачу нужно решить. Что ты будешь писать? (Решение)

Ребенок пишет слово «Решение».

Решение — это пример. Давай посмотрим на краткую запись. Сколько было рыб? (Две). Пиши цифру 2.

Сколько Петя поймал? (Еще одну рыбу). Пропусти одну клеточку и напиши цифру 1. (Если ребенок понял, какой нужен знак, и хочет сразу его написать, пусть сделает это).

Что нужно узнать? (Сколько всего рыб стало у Пети?) Всего — это значит сложить. Какой знак напишешь: плюс или минус? (Плюс). Пиши знак и решай пример.

Решение.

 

 

 

 

 

 

 

Что ты узнал? (Я узнал, что у Пети стало 3 рыбы). Прочитай вопрос. Мы можем на него ответить? (Да). Что нужно записать? (Ответ). Пиши слово «Ответ». Чтобы написать ответ, нужно прочитать вопрос. Прочитай вопрос. Начинаем отвечать со слова «всего» полным предложением: Всего у Пети стало 3 рыбы.

Ответ: всего у Пети стало 3 рыбы.

Подобные рекомендации мы стараемся готовить не только к урокам математики. Не менее важным является особая подготовка к урокам чтения и окружающего мира. В связи с особенностями детей с РАС: трудностями понимания речи, скрытых смыслов, сложностями обобщения знаний и переноса умений и навыков, подготовка к «устным» предметам должна быть более глубокая и детальная. Домашние задания по таким предметам как «Чтение» и «Окружающий мир», должны, в первую очередь, нести практическую направленность. В ходе их выполнения в реальной бытовой, но при этом хорошо организованной и структурированной ситуации (согласно методическим рекомендациям) детям предоставляется возможность получить опыт или актуализировать его вместе со своими близкими взрослыми по тем темам, которые вскоре будут изучаться на уроке.

В следующем номере мы планируем предложить конкретные рекомендации по выполнению домашних заданий по учебным предметам. 

Продолжение читайте в следующем номере журнала.

 

Литература

  1. Гребень З.И. Домашние задания — это интересно // Русский язык и литература. 2006. № 7. С. 19–23.
  2. Древелов Х., Хесс Д., Век Х. Домашние задания. М.: Просвещение, 1989. 234 с.
  3. Иваниенко О.А. Развитие личности в процессе выполнения домашнего задания // Издательский дом «Первое сентября». Фестиваль педагогических идей «Откры- тый урок» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/ articles/502880/ — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  4. Хмельницкая Н.Е. Система домашних заданий // Издательский дом «Первое сентя- бря». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/511854/ — Загл. с экрана. — Яз. Рус.

Информация об авторах

Богорад Полина Львовна, учитель-дефектолог Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-4563-0308, e-mail: polina.bogorad@gmail.com

Загуменная Ольга Викторовна, учитель начальных классов, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2012-9613, e-mail: zagumennayaov@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2054
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 2514
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1