Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) * 2458
Семенович М.Л., руководитель , Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, cpmsdip@yandex.ru Манелис Н.Г., кандидат психологических наук, педагог-психолог, ФРЦ МГППУ, Москва, Россия, n.manelis@gmail.com Хаустов А.В., кандидат педагогических наук, директор, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей и подростков ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, arch2@mail.ru Козорез А.И., старший методист, руководитель Лаборатории технологий сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями, ГБУ ГППЦ ДОгМ, Москва, Россия, kozoreza@gmail.com Морозова Е.В., Педагог-психолог , Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, emoroz01@yandex.ru
Для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ детям с нарушениями в развитии или с расстройствами аутистического спектра следует проводить диагностику и оценку функциональных навыков детей. Описываемая Методика оценки базовых речевых и учебных навыков (Assessment of Basic Language and Learning Skills, Revisited) позволяет упростить и сделать диагностику более эффективной, провести всестороннее обследование ребенка по разным областям развития, выявить сформированные и дефицитарные навыки. Во второй, заключительной, части описания методики приведены рекомендации по заполнению таблицы результатов первичного и повторного тестирований, выбору целей коррекционной работы с ребенком на основе показателей отдельных шкал теста, приведен пример таблицы, заполненной после первичного и повторного тестирования. При составлении индивидуальной программы развития рекомендуется учитывать готовность ребенка к освоению того или иного навыка. Также важны регулярная практика выбранных навыков в различных ситуациях и профилактики регресса навыков.
Векслер Д. Шкала интеллекта Векслера для детей. Руководство. Челябинск. 2003.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М. 2004.
Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. СПб.: Питер. 2008. 80 с.
Корсакова Н.К. Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М. 1997.
Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение. 1991.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ. 1973.
Манелис Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М. 2000.
Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. Учебно-методическое пособие. Серия: Библиотека практического психолога. М. 1996.
Плаксунова Э.В. Стимуляция и развитие движений у детей с расстройствами аутистического спектра. М. 2011. 222 с.
Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. М. 1987.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. 4-е изд. М. 2009.
Равен Дж.К., Стайл И., Равен М. Цветные прогрессивные матрицы. Изд. 3-е стереотип. М.: Когито-центр. 2004.
Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж. Цветные прогрессивные матрицы. Руководство к тесту Равена: Раздел 2. Перевод с англ. изд. 1998 г. М. 2009.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. Практическое руководство. М., 2007.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. М. 2000.
Хаустов А.В., Красносельская Е.Л., Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. 2014. № 1. С. 32—50.
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М. 1998.
Cooper J.O., Heron, T.E., Heward W.L. Applied Behavior Analysis. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc. 1987.
Partington J.W. The Assessment of Basic Language and Learning Skills- Revised (The ABLLS-R). The ABLLS-R Protocol. — Behavior Analysts, Inc. 2006. 94 p.
Partington J.W. The Assessment of Basic Language and Learning Skills- Revised (The ABLLS-R). Scoring Instructions and IEP Development Guide (The ABLLS-R Guide). — Behavior Analysts, Inc. 2006. 148 p.
Schopler E., Reichler R., Bashford A., Lansing M., Marcus L. Psychoeducational Profile–Revised (PEP-R). — Austin, TX: PRO-ED, 1990.
Skinner B.F. Verbal Behavior. 1957.
Sparrow S., Balla D., Cicchetti D. Vineland Adaptive Behavior Scales. — Circle pines, M.N.: American Guidance Service. 1984.
Sundberg M.L., Partington J.W. Teaching language to children with autism or other developmental disabilities. 1998.