Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ ВИНИТИ EBSCO DOAJ
CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Некоторые вопросы профессиональной ориентации подростков и взрослых с расстройствами аутистического спектра 1124

Морозов С.А., кандидат биологических наук, врач, Председатель Общества помощи аутичным детям "Добро", Москва, Россия, morozov-ca@mail.ru
Морозова Т.И., Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям "Добро"», руководитель. педагог-дефектолог, Москва, Россия, tim.sam70@yandex.ru
Белявский Б.В., кандидат педагогических наук, Центр общего, дошкольного и коррекционного образования Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования», заместитель руководителя , Москва, Россия, specobr2010@yandex.ru

Аннотация

За последние три-четыре года становление в России системы комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра претерпевает ускорение, что проявляется, прежде всего, в решении вопросов ранней диагностики и коррекции, а также начального этапа образования. В то же время, наиболее проблемная часть жизни человека с аутизмом относится к послешкольному этапу, к периоду примерно от 18—21 года, и общая оценка эффективности сопровождения на предыдущих этапах в значительной степени определяется качеством жизни взрослого человека с расстройством аутистического спектра. Существенной стороной такой оценки является профессиональная деятельность — важнейший фактор социально-экономического благополучия индивида и семьи, общества и государства. Более чем тридцатилетний опыт двух авторов статьи в области коррекции аутизма убеждает в том, что успешность, например, школьного обучения закладывается правильно организованным сопровождением в дошкольном возрасте. Точно так же важным фактором успеха в профессиональной деятельности взрослого человека с аутизмом становится профессиональная ориентация, которой, несмотря на ее очевидную значимость для всей последующей жизни, посвящено очень мало исследований, их фактически нет. В настоящей работе обобщен собственный и иной опыт в области профориентации подростков и взрослых с расстройствами аутистиче¬ского спектра и сформулированы некоторые рекомендации, полезные для практической работы.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андреева С.В., Бахарева С.Н., Виноградова Е.А., Казанцева Л.А., Коптев С.Ю., Сухарева О.Ю., Царёв А.М. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. А.М. Царёва. Псков. МОУ «Центр лечебной педагогики» г. Пскова. 2004.
  2. Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семей и учителей. Пер. с англ. В 3-х кн. Екатеринбург. Рама Паблишинг. 2014.
  3. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Пер. с англ. М. Центр лечебной педагогики. 1999.
  4. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. Ранний возраст. М. Просвещение. 1991.
  5. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М. Изд-во Московского университета. 1990.
  6. Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА (письмо от 24.05.2002 г. №29/2141б) // Вестник образования России. 2002. № 13/02. С. 36—79.
  7. Морозов С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма (обзор и комментарии). М. Изд-во РОБО «Общество помощи аутичным детям “Добро”». 2010.
  8. Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. М. «Самиз­дат». ISBN: 978-5-904818-05-0. 2014.
  9. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра. М. 2015.
  10. Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский Б.В. К вопросу об умственной отсталости при расстрой­ствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. № 1 (50). С. 9—15.
  11. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М. 2007.
  12. Морозова С.С. Основные аспекты использования АВА при аутизме. М. Владос. 2014.
  13. Морозова Т.И. Условия и принципы формирования учебного стереотипа у детей с расстрой­ствами аутистического спектра // Организация психолого-педагогической помощи детям с рас­стройствами аутистического спектра. Материалы Всероссийской научно-практической конфе­ренции (город, дата, год). М. 2007. С. 115—118.
  14. Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической коррекции детей с ран­ним детским аутизмом. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 1985.
  15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М. Теревинф. 2005.
  16. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. 2007.
  17. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогичекому воздействию. Пер. с англ. СПб. Ин­ститут специальной педагогики и психологии. 1999.
  18. Резапкина Г.В. Учебно-методический комплект «Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ». — М., 2014.
  19. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  20. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М., 1999.
  21. Baldwin S., Costley D., Warren A. Employment Activities and Experiences of Adults with High-Functioning Autism and Asperger’s Disorder. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2014. Vol. 44. No. 10. 2440—2449.
  22. Ballaban-Gil K., Rapin L., Tuchman T., Shinnar S. Longitudinal examination of the behavioral, language and social changes in a population of adolescent and young adults with autistic disorder. Pediatric Neurology. 1996. 15. 217—223.
  23. Baron-Cohen S. The autistic child’s theory of mind: a case of specific developmental delay. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1989. 30. 285—298.
  24. Billstedt E., Gillberg C., Gillberg Cr. Autism after Adolescence: Population-based 13- to 22-year Follow-up Study of 120 individuals with Autism Diagnosed in Childhood. Journal of Autism and Develop­mental Disoprders. 2005. Vol. 35. № 3. 351—361.
  25. Duncan J. Dizorganization of behavior after frontal lobe damage. Cognitive neuropathology. 1986. 3. 271—290.
  26. Eaves L.C., Ho H.H. Young adult outcomes of autism spectrum disorders. Journal of Autism and Devel­opmental Disoprders. 2008. Vol. 38. № 4. 739—747.
  27. Gelbar N.W., Smith I., Reichow B. Systematic Review of Articles Describing Experience and Supports of Individuals with Autism Enrolled in College and University Program. Journal of Autism and Devel­opmental Disoprders. 2014. Vol. 44. № 10. 2593—2601.
  28. Gillberg C., Fernell E. Autism plus versus autism pure. Journal of Autism and Developmental Diso­prders. 2014. Vol. 44. № 12. 3274—3276.
  29. Handbook of Autism and Developmental Disorders. Third Edition. Vol. 1,2. Eds. F.R. Volkmar, A. Klin, R. Paul, D.C. Cohen. Hoboken. New Jersey. 2005.
  30. Howlin P., Goode S., Hutton J., Rutter M. Adult outcome for children with autism. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. 45. 212—229.
  31. Klin A., Johnes W., Schultz R., Volkmar F.R. The Enactive Mind — From Actions to Cognition: Lessons from Autism. — In: Handbook of Autism and Developmental Disorders. Third Edition. Volume 1: Di­agnosis, Development, Neurobiology, and Behavior. Hoboken. New Jersey. 2005. 682—703.
  32. Lawson J., Baron-Cohen S., Weelwright S. Empathising and Systemising in Adults with and without Asperger Syndrome. Journal of Autism and Developmental Disoprders. 2004. Vol. 34. № 2. 301—310.
  33. Mesibov G.B. Current perspectives and Issues in autism and adolescence //Autism in adolescents and adults / Eds. E. Schopler, G.B. Mesibov. 1983. 37—53.
  34. Rogers S.J., Dawson G. Early Start Denver Model for Young Children with Autism. Promoting Lan­guage, Learning, and Engagement. NY— London. 2010.
  35. Sodian B., Frith U. The theory of mind deficit in autism: evidence from deception. // Understanding other Minds/ Eds/ S. Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg, D.J. Cohen. 1993. 158—180.
  36. Schriebman L., Dawson G., Stahmer A.C., Landa R., Rogers S.J., McGee G.G., Kasari C., Ingersol B., Kai­ser A.P., Bruinsma Y., McNerney E., Wetherby A., Halladay A. Naturalistic Developmental Behavioral Interventions: Empirically Validated Treatments for Autism Spectrum Disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2015. Vol. 45. № 8. 2411—2428.
  37. Smith M.J., Fleming M.F., Wright M.A., Losh M., Humm L.B., Olsen D., Bell M.D. Brief Report: Vocational Outcomes for Young Adults with Autism Spectrum Disorders at Six Months After Virtual Reality Job Interview Training. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2015. Vol. 45. № 10. 3364—3369.
  38. Taylor J.L., Seltzer M.M. Employment and Post-Secondary Educational Activities for Young Adults with Autism Spectrum Disorders During the Transition to Adulthood. Journal of Autism and Devel­opmental Disoprders. 2011. Vol. 41. № 5. pp. 566—574.
  39. Taylor J.L., Seltzer M.M. Developing a Vocational Index for Adults with Autism Spectrum Disorders. Journal of Autism and Developmental Disoprders. 2012. Vol. 42. № 12. pp. 2669—2679.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика