Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6876Ключевые слова 16201 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ ВИНИТИ EBSCO DOAJ
CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Применение метода Facilitated Communication при обучении детей с РАС письменной коммуникации с использованием компьютера * 162

Карпенкова И.В., кандидат социологических наук, Член Совета Центра, координатор направления коммуникации с использованием компьютера, член правления Национальной Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта, психолог, инструктор по лечебной верховой езде, редактор журнала «Иппотерапия», действительный член Межрегиональной тьюторской Ассоциации, координатор методического направления "Тьюторское сопровождение детей с особенностями развития". Куратор практики студентов. , АНО "Наш Солнечный Мир"., Москва, Россия, innet_karp@mail.ru

Аннотация

Метод Facilitated Communication (облегченной коммуникации) направлен на формирование навыка произвольной коммуникации и часто применяется как один из способов общения и взаимодействия при развитии письма у невербальных детей. Авторский опыт 10-летнего применения Facilitated Communication с использованием компьютера на занятиях с неговорящими детьми, имеющими расстройства аутистического спектра и другие нарушения, дает основания делать выводы о пользе метода для развития самостоятельного письма. Приводятся примеры работы с детьми и молодежью в Автономной некоммерческой организации «Наш Солнечный Мир» с использованием метода Facilitated Communication. Даются практические рекомендации по работе с детьми, которым зачастую легче освоить печатание на компьютере, чем более трудоемкое письмо на бумаге. Статья адресована педагогам, а также родителям неговорящих детей.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, альтернативная коммуникация, облегченная коммуникация, Facilitated Communication, письмо с поддержкой, фасилитатор, произвольность

Рубрика: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип: научная статья

* Благодарности Автор благодарит Елизавету Заварзину-Мэмми за полезные замечания в ходе подготовки статьи. В статье использованы наблюдения и наработки специалистов АНО «Наш Солнечный Мир» Ольги Николаевой и Александра Ушакова. Автор также выражает благодарность Евгении Шаталовой, матери девушки с РАС Софьи Шаталовой, за помощь в подборе неговорящих детей и подростков для занятий с использованием метода FC.

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd.2017150102

Ссылка для цитирования

Литература

 

  1. Богдашина О.Б. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера. М.: Наш Солнечный Мир, 2016. 34 с.
  2. Веденина М.Ю. Опыт использования метода облегченной коммуникации со взрослым аутичным пациентом / М.Ю. Веденина, И.А. Костин // Дефектология. 2003. № 6. С. 21—27.
  3. Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей: в 3 кн. Кн. 3; пер. с англ. Б. Зуева, А.Чечиной. Екатеринбург: Рама Паблишинг. 2014. С. 149.
  4. Заварзина-Мэмми Е.Г. Приключения другого мальчика. М.: АСТ: CORPUS. 2014. 345 с.
  5. Заварзина-Мэмми Е.Г. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи методу альтернативной коммуникации //Аутизм и другие нарушения развития. 2004. № 3. С. 11—17.
  6. Карпенкова И.В. Использование компьютера в развитии детей с особенностями развития и общении с ними / Методическое пособие. М.: Карпенкова И.В., Наш Солнечный Мир. 2013. 84 с.
  7. Карпенкова И.В. Письменная коммуникация с детьми, имеющими РАС и другие нарушения развития, с использованием компьютера. М.: Наш Солнечный Мир. 2015. 30 с.
  8. Коллинз П. Даже не ошибка / Отцовское путешествие в таинственную историю аутизма. М.: Теревинф. 2013. 236 с.
  9. Течнер С.-фон, Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. М.: Теревинф, 2014. 430 с.
  10. Шор С. За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера / Пер. с англ. А. Смолян. М.: Наш Солнечный Мир, 2014. 224 с.
  11. Шпицберг И.Л. Коррекция особенностей развития сенсорных систем у детей с синдромом раннего детского аутизма // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2005. № 9.
  12. Уильямс Д. Никто нигде. М.: Теревинф. 2013. 240 с.
  13. Crossley R. Facilitated Communication Traning, Teachers College Press. NY. 1994. 150 p.
  14. Biklen D. (1990) Communication unbound: Autism and praxis. Harvard Educational Review, 60, 291—314.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика