Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ ВИНИТИ EBSCO DOAJ
CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/autdd

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Доступная среда и инклюзивный парк для досуга людей с ОВЗ 441

Афонина М.А., педагог и актер, Интегрированный театр-студии «КРУГ II», Москва, Россия, afonina.m.a@gmail.com
Петрова Л.В., профессор кафедры архитектуры, ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия, ms.petrovalora@yandex.ru
Осипова Е.А., клинический психолог, методист, ведущий специалист, Интегрированный театр-студия «КРУГ II», Москва, Россия, retro.leto@gmail.com
Полный текст

Доступная среда и инклюзивный парк

для досуга людей с ОВЗ

 

Афонина М.А. ,

Государственный университет по землеустройству,

Москва, Россия,

afonina.m.a@gmail.com

 

Петрова Л.В.,

Государственный университет по землеустройству,

Москва, Россия,

ms.petrovalora@yandex.ru

 

Осипова Е.А.,

Интегрированный театр-студия «КРУГ II»

Москва, Россия,

retro.leto@gmail.com

 

В настоящее время много внимания уделяется адаптации среды к потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья. Комплексный подход к решению проблем интеграции детей и взрослых с ограничениями, наряду со многими факторами, предполагает также и организацию доступных форм досуга. Вопросы организации среды и расширения возможностей проведения досуга решают и ландшафтные архитекторы. До сих пор задачи организации доступной среды частично удавалось реализовать в отношении людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. В статье раскрывается понятие «инклюзивный парк», описаны задачи, которые ставили перед собой создатели при его организации для людей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий, в том числе для людей с ментальной инвалидностью и с расстройствами аутистического спектра.

 

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, инклюзивная среда, ландшафтный дизайн, сенсорная интеграция, адаптация, парковая среда.

 

Для цитаты:

Афонина М.А., Петрова Л.В., Осипова Е.А. Доступная среда и инклюзивный парк для досуга людей с ОВЗ // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. - . doi: 10.17759/autdd.2017150410

 

Афонина Мария Андреевна, актер и педагог Интегрированного театра-студии «КРУГ II», член Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности», магистр первого года обучения ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия. E-mail: afonina.m.a@gmail.com

 

Петрова Лариса Владимировна, кандидат архитектуры, профессор Академии естествознания, член Международного Союза Дизайнеров, профессор кафедры архитектуры ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия. E-mail: ms.petrovalora@yandex.ru

 

Осипова Елена Андреевна, клинический психолог, методист, ведущий специалист Интегрированного театра-студии «КРУГ II», член Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности», E-mail: retro.leto@gmail.com

 

Введение

Рекреационные зоны и места отдыха, такие как парки и скверы, демонстрируют актуальные способности социума ориентироваться на потребности разных членов общества. В среде, где необходимо создание комфортных условий для всех посетителей, поскольку каждый приходит, чтобы провести время в обстановке, способствующей отдыху, становится очевидным, что не все потребности людей с ограниченными возможностями здоровья учитываются. Если говорить о технической стороне вопроса, то индикатором доступности посещения зон отдыха будет наличие пандусов и логичной навигации. Если же вести речь о фактической стороне, то для людей с психофизическими нарушениями такого оборудования недостаточно. Для того чтобы насытить среду интересными и полезными для них компонентами, необходимо проанализировать основные и крайне разнообразные потребности людей с психофизическими нарушениями. Ведь именно понимание потребностей людей с такими категориями ОВЗ как: расстройства аутистического спектра, задержка развития, интеллектуальное снижение, психические расстройства, ДЦП, сочетанные нарушения, позволяет обеспечить парки и зоны отдыха именно тем оснащением и условиями, что будут способствовать их полноценному участию в социальной жизни и интеграции в общество.

 

Начиная с 2009 года, в России разрабатывается тема адаптации городской среды для людей с различными формами ОВЗ. Так, в 2011 году принята государственная программа «Доступная среда», продленная до 2020 года. [10]

 В рамках данной программы основным задачами являются:

- обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству;

- обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

В ходе программы «Доступная среда» бульвары застелили тактильной плиткой для слабовидящих и незрячих, у отдельных лестниц разработали съезды для людей на колясках и поручни для упора, а также в некоторых общественных местах установили информационные стенды с дублированной шрифтом Брайля информацией. В обществе сформировалось мнение, что основные проблемы учтены, и теперь осталось только распространить опыт, но, к сожалению, это не так: до сих пор нет четкого понимания, какая именно нужна «доступная среда», например, людям с ментальными нарушениями. И в отношении людей с психофизическими и интеллектуальными нарушениями не произошло ожидаемых изменений, поскольку самой трудной задачей является установление критериев оценки доступности среды для таких категорий людей с ОВЗ.

Все дизайн-решения, использованные при конструировании объектов доступной среды, распространились и на парки. Приемы адаптации среды, применяемые в парковом строительстве, практически идентичны тем, которые можно наблюдать на улицах. Ведь основой при проектировании парков зачастую является либо наименьшее по затратам благоустройство, либо инновационные планировочные решения для привлечения большего числа посетителей. Фактор доступности при этом не всегда учитывается. Про нее или вообще забывают, как в случае с некоторыми новыми парками Москвы, или в последний момент применяют стандартные приемы по нормам МГ (СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения) [11]. В новом парке Москвы перемещение людей на коляске практически невозможно: парк имеет крутой рельеф и множество лестниц.

Получается, что далеко не любой парк может называться инклюзивным. Поэтому необходимо четко обозначить, сперва на стадии проектирования, а затем на стадии эксплуатации, «сектор возможностей» для людей с ОВЗ, предоставляемых тем или иным парком. Из этого необходимо сформировать  понятие «инклюзивный парк», то есть парк, в котором все группы населения могут комфортно проводить свой досуг.

 

Инклюзивный парк

 

Понятие «инклюзивный парк» стало встречаться в различных источниках только в последние пять лет. Поэтому оно не успело до конца сформироваться, и у него еще нет четких границ и конкретного определения. За рубежом повсеместно используются близкие к нему термины «inclusive playgrounds» - инклюзивная детская площадка или «inclusive play park» - инклюзивная игровая площадка. Такие площадки - это целый комплекс с адаптированными под перемещение на коляске горками, качелями, тоннелями и песочницами, приспособлениями для детей с нарушениями слуха и зрения. В некоторых из них встречаются сенсорные дорожки или тактильные поверхности, которые могут быть также интересны детям с ментальными нарушениями. Одним из примеров может служить открытая в июле 2015 года инклюзивная детская игровая зона в Калифорнии на территории Центра отдыха Сеполведа (Sepulveda Recreation) [15].

В России пока такие площадки в большей степени служат адаптации стандартных форм детского игрового оборудования под потребности детей с проблемами передвижения. Так фонд «Обнаженные сердца» является одним из основных популяризаторов данного вида детских городков. При проектировании детских площадок используются: городки и домики с пандусами, качель-гнездо, развивающие стенки и лабиринты, специальные качели и карусели для детей с разными возможностями. На их счету уже 100 подобных площадок по всей России [9].

28 сентября 2016 на территории выставочного комплекса ВДНХ рядом с рестораном «Макдоналдс» при поддержке благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда» была открыта более полная по своему функциональному наполнению «инклюзивная площадка». В ней учитываются потребности в сенсорном насыщении, которые присутствуют у всех детей с ОВЗ. Помимо обычных горок, турников и лесенок в ней присутствуют: массажная горка и двойная горка, многоместные качели, сайкл-тренажер, ручные экскаваторы, стол с песочницейй, планшеты с оптическими иллюзиями, встроенные в поверхность детского городка металлофоны [5].

 

Сенсорный сад

 

Параллельно с инклюзивными детскими площадками в сфере ландшафтного дизайна в России примерно с 2013 года появилось такое направление как «сенсорные сады». Данный вид садов предполагает создание среды, в которой все элементы направлены на воздействие на один или несколько сенсорных каналов.

Это могут быть модули, заполненные камнем, песком или опилками, приподнятые клумбы, тактильные покрытия и подвесные конструкции. Все это может использоваться как для игры, так и для отдыха.

На протяжении уже нескольких лет, в летний период фонд садовой терапии «Сад в городе» открывает в столичных парках модульные сенсорные сады [8].

Сенсорные сады классифицируют по количеству каналов восприятия, на которые они воздействуют в первую очередь:

- моносенсорный - предполагает активацию одного органа восприятия, например, сад ароматных цветов (обоняние),

- дуо-сенсорный - сад, разделенный на две зоны, каждая для отдельного восприятия одним органом чувств, например, зона ароматных трав и тактильная зона с дорожками из мха и коры (обоняние, осязание)

- полисенсорный - для каждого сенсорного канала предполагается отдельная зона (рассчитан на воздействие на все 5 органов чувств).

Такие сады и приемы ландшафтного планирования очень часто используются психологами в программах реабилитации детей с ОВЗ, в частности, с РАС. Примером может служить «Сенсорный сад», открытый в 2014 году на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения в Смоленске. Сад поделен на несколько тематических зон: города, деревни, моря, леса, пустыни, ботанический сад и аромазоны. Основной акцент в этом саду сделан на знакомство с природными материалами. На его территории расположены дорожки, посыпанные песком, камнями, глиной, опилками и шишками, есть небольшой декоративный пруд и зоны, имитирующие городскую и сельскую среду [12].

Восполнение недостатков сенсорного опыта - одна из наиболее важных задач в развитии человека с особенностями психофизического развития. Процесс анализа всего сенсорного опыта, а также его участие в формировании более точного действия, обеспечивающего необходимый уровень адаптации, называется «сенсорной интеграцией». В норме сенсорная интеграция происходит спонтанно. Но в отношении человека с ментальными нарушениями с уверенностью можно сказать, что процесс сенсорной интеграции будет затруднен, поскольку его нервная система не обладает достаточным уровнем развития и зрелости. Для того чтобы обеспечить ребенку с ОВЗ необходимый для его развития сенсорный опыт, нужно насытить все окружающее его пространство разнообразными стимулами, которые будут провоцировать ребенка на взаимодействие, а, следовательно, формировать его сенсорный опыт.

 

Сенсорные зоны

Следует отметить, что, несмотря на разнообразие трудностей формирования сенсорного опыта у разных категорий детей с ОВЗ, общими являются трудности восприятия и обработки сенсорной информации, это гиперчувствительность, часто встречающаяся у людей с РАС, и пониженная чувствительность, встречающаяся при сложных сочетанных нарушениях интеллекта и сенсорных систем.

При расстройствах аутистического спектра самой частой проблемой является неравномерное формирование сенсорного опыта, часто периферийные стимулы являются более значимыми, чем прямые, это создает не только трудности восприятия целого опыта, но и влияет на формирование связи сенсорного и эмоционального контекста, закрепляя патологическую связь между травмирующим сенсорным опытом и его эмоциональным переживанием.

Именно поэтому, создавая в общем для всех пространстве отдельные сенсорные зоны, мы поддерживаем стратегию помощи детям с ОВЗ в восполнении сенсорного опыта, а также существенно влияем на отладку процесса интеграции, поскольку сенсорный опыт в равной степени интересен и важен для детей с ОВЗ и их нейротипичных сверстников. В таких «зонах получения сенсорного опыта» будет формироваться равная среда для всех категорий посетителей.

Практически все дети имеют трудности равномерного формирования сенсорного опыта. Это связано, в первую очередь, с особенностями среды, в которой протекает развитие ребенка. Городская среда не имеет достаточных стимулов для разнообразного и равномерного развития, а чаще имеет гипертрофированные стимулы, привлекающие излишнее внимание, вызывающие сенсорную перегрузку одного сенсорного канала и недогрузку другого. Нарушение процесса сенсорной интеграции может стать основой для других трудностей адаптации, препятствием в развитии познавательной сферы и высших психических функций, таких как память, мышление и внимание. Поэтому распределение сенсорной нагрузки в дифференцированных «сенсорных зонах» в парках и зонах отдыха будет способствовать улучшению качества жизни всех членов общества, а не только людей с ОВЗ.

 

Многофункциональный парк в Москве

с интеграцией сенсорных зон для с РАС

 

Опыт адаптации детских площадок и «сенсорных садов» - это база для создания целостного паркового пространства, в котором будет осуществляться полноценная интеграция людей с ОВЗ в повседневную жизнь общества.

Поэтому необходимо вывести некоторую единую систему, в которой все детские площадки, парки, скверы и бульвары будут включать не только пандусы и тактильную плитку, но и зоны, предназначенные для людей со всеми видами психофизических нарушений, для их самостоятельной игры и исследования окружающей среды.

В 2017 году, на защите выпускных квалификационных работ бакалавров – специалистов по ландшафтной архитектуре в Государственном университете по землеустройству был представлен проект, учитывающий все описанные аспекты (автор – студентка 4-го курса М.А. Афонина, руководитель - кандидат архитектуры, профессор Л.В. Петрова) «Многофункциональный парк с интеграцией сенсорных зон для детей-аутистов в Москве». Перед студенткой стояла задача организовать пространство так, чтобы в нем могли комфортно себя чувствовать жители близлежащих районов, для которых парк - это зона повседневного досуга, и при этом создавались бы условия для детей с ОВЗ, которые живут в ближайших домах или приезжают из других районов Москвы.

Итогом работы стал проект полноценного парка площадью в 9 га, в котором центральной является зона со сценой и выставочными и торговыми павильонами для работ людей с ОВЗ, сенсорные зоны, созданные с учетом потребностей всех категорий детей с ОВЗ, а также их сверстников без особенностей развития. Предусмотрены места уединения и сенсорной разгрузки, и при этом в парке спроектированы несколько теннисных и баскетбольных кортов, детские площадки, скейт-площадки. Для комфортного досуга любителей животных спланированы места для выгула собак. Так же, как и в обычных парках, в проектируемом многофункциональном парке есть фонтаны, беседки и теневые навесы. Проект представляет развитую систему, в рамках которой любой посетитель может найти себе развлечение и комфортный отдых.

Теоретический проект «Многофункциональный парк с интеграцией сенсорных зон для детей-аутистов в Москве» - модель, учитывающая разнообразные аспекты и потребности различных категорий граждан, от которой можно отталкиваться при проектировании объектов с аналогичными задачами.

Такой комплексный подход дает новое направление общего социального развития. И позволяет перейти от решения проблем к плодотворному сосуществованию людей с ОВЗ и общества в целом.

 

Литература

1.    Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес (пер. с англ. Юлии Даре). 5-е изд. М.: Теревинф, 2017. 272 с.

2.    Банди А. Сенсорная интеграция: теория и практика /Анита Банди, Шелли Лейн. Элизабет Мюррей (пер. с англ. и науч. ред. Д.В. Ермолаева). М.: Теревинф, 2017. 768 с.

3.    Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. [Электронный ресурс]: http://www.zhit-vmeste.ru/

4.    Играем вместе: инклюзивные детские площадки в Москве // Электронный журнал о благотворительности «Филантроп» [Электронный ресурс]: http://philanthropy.ru/analysis/2017/09/06/54169/ Заглавие с экрана (дата обращения: 10.12.2017).

5.    Инклюзивная детская игровая площадка открылась на ВДНХ в Москве // информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]: http://tass.ru/moskva/3660416 Заглавие с экрана (дата обращения: 12.12.2017).

6.    Каспер, Н.В., Архитектурно-пространственная среда учреждений ранней помощи детям  / Н.В. Каспер // Актуальные вопросы науки и техники / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Самара, 2015. С. 95 - 99.

7.    Каспер, Н.В. Сенсорный сад как архитектурно-ландшафтная среда абилитации детей раннего возраста// Научно-педагогическое и культурное наследие российской межевой школы: сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции ученых и специалистов, преподавателей и сотрудников вузов, аспирантов и студентов с международными участниками. М., ГУЗ, 2016.

8.    Никитина Е. Н. // Благотворительный фонд садовой терапии и создания развивающей экосреды для детей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями «Сад в городе» [Электронный ресурс]: http://www.sadvgorode.ru/ Заглавие с экрана (дата обращения: 13.12.2017).

9.    Парки и площадки: Фонд помощи детям Обнаженные сердца [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.nakedheart.org. Заглавие с экрана (дата обращения: 10.12.2017).

10.  Постановление правительства Российской Федерации Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Режим доступа: // http://static.government.ru. - Введ. 2016-01-01. М.: 2016.8 с

11.  СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. М.: Минстрой России, 2017. 41 с.

12.  Томашова О.В.  Мир в прикосновении. В Смоленске открылся первый в регионе сенсорный сад / О.В. Томашова ЗАО «Аргументы и Факты» [Электронный ресурс] http://www.smol.aif.ru// 2013. № 2. (Дата обращения: 12.12.2017).

13.  Ярская В.Н. Инклюзия – новый код социального равенства /В.Н. Ярская // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. – Саратов: Научная книга, 2008.

14.  Most Impressive Accessible and Inclusive Playgrounds // Special education degree [Электронный ресурс]

https://www.special-education-degree.net (Дата обращения: 9.12.2017).

15.  Playground Overview //  Landscape Structures [Электронный ресурс]

https://www.playlsi.com (Дата обращения: 9.12.2017).

 

 

 

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес (пер. с англ. Юлии Даре). 5-е изд. М.: Теревинф, 2017. 272 с.
  2. Банди А. Сенсорная интеграция: теория и практика /Анита Банди, Шелли Лейн. Элизабет Мюррей (пер. с англ. и науч. ред. Д.В. Ермолаева). М.: Теревинф, 2017. 768 с.
  3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011—2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zhit-vmeste.ru/ (дата обращения: 22.01.2018).
  4. Играем вместе: инклюзивные детские площадки в Москве // Электронный журнал о благотворительности «Филантроп» [Электронный ресурс]. URL: http://philanthropy.ru/analysis/2017/09/06/54169/ (дата обращения: 22.01.2018).
  5. Инклюзивная детская игровая площадка открылась на ВДНХ в Москве // Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]: http://tass.ru/moskva/3660416 (дата обращения: 12.12.2017).
  6. Каспер Н.В. Архитектурно-пространственная среда учреждений ранней помощи детям / Н.В. Каспер // Актуальные вопросы науки и техники / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Самара, 2015. С. 95—99.
  7. Каспер Н.В. Сенсорный сад как архитектурно-ландшафтная среда абилитации детей раннего возраста // Научно-педагогическое и культурное наследие российской межевой школы: сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции ученых и специалистов, преподавателей и сотрудников вузов, аспирантов и студентов с международными участниками. М., ГУЗ, 2016.
  8. Никитина Е.Н. Благотворительный фонд садовой терапии и создания развивающей экосреды для детей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями «Сад в городе» [Электронный ресурс]: http://www.sadvgorode.ru/ (дата обращения: 13.12.2017).
  9. Парки и площадки: Фонд помощи детям «Обнаженные сердца» [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.nakedheart.org (дата обращения: 10.12.2017).
  10. Постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы». URL: http://base.garant.ru/71265834/ М., 2016. 8 с. (дата обращения: 10.12.2017).
  11. СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. М.: Минстрой России, 2017. 41 с. URL: http://docs.cntd.ru/document/456033921 (дата обращения: 10.12.2017)
  12. Томашова О.В. Мир в прикосновении. В Смоленске открылся первый в регионе сенсорный сад / О.В. Томашова: ЗАО «Аргументы и Факты» [Электронный ресурс]. URL: http://www.smol.aif.ru/society/education/1201155 (дата обращения: 12.12.2017).
  13. Ярская В.Н. Инклюзия — новый код социального равенства / В.Н. Ярская // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. Саратов: Научная книга, 2008.
  14. Most Impressive Accessible and Inclusive Playgrounds // Special education degree [Электронный ресурс] https://www.special-education-degree.net (дата обращения: 9.12.2017).
  15. Playground Overview // Landscape Structures [Электронный ресурс]. URL: https://www.playlsi.com/en/commercial-playground-equipment/playgrounds/sepulveda-recreation-center/ (дата обращения: 9.12.2017).
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика