Применение визуального расписания для детей с РАС в Центре длительной реабилитации детей «Добрый сад».

1655

Аннотация

В Центре длительной реабилитации детей «Добрый сад» города Нижний Новгород проведена работа по введению визуального расписания на коррекционных занятиях с гетерогенной группой из 8 детей с диагнозом F.84. В части 2 статьи приведены конкретные примеры работы по общему визуальному расписанию и эффективности проводимых педагогами занятий. Окончание. Начало см. в № 2 (59), 2018 г.

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, социализация, визуальное расписание, структурированная среда

Рубрика издания: Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2018160305

Для цитаты: Гусева Н.Ю. Применение визуального расписания для детей с РАС в Центре длительной реабилитации детей «Добрый сад». // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 3. С. 34–39. DOI: 10.17759/autdd.2018160305

Полный текст

Введение общего визуального
расписания для группы детей

После успешного освоения детьми визуального расписания в разных видах деятельности был осуществлен переход ко второму этапу работы — внедрению общего группового расписания всего дня. Следует отметить, что данный вид расписания наиболее сложен для освоения детьми по следующим причинам:

—   во-первых, он рассчитан на продолжительный период времени — пять часов;

—  во-вторых, ребенок должен уметь ориентироваться на большой доске и быстро находить свою полоску среди восьми полосок других детей группы;

—  в-третьих, в таком расписании, где задействовано много педагогов и детей, могут происходить изменения и «накладки», что требует специальной психологической подготовки детей для профилактики эмоциональных срывов.

В расписании дня группы в начале строки каждого ребенка помещается его фото, что помогает детям узнавать свои строчки (см. рис. 1).

Рис. 1. Пример визуального расписания для двоих детей из группы детского сада

Приведенные образцы расписания являются стандартными, при этом в них могут быть внесены индивидуальные изменения: если ребенок нуждается в напоминаниях о посещении туалета, то можно заготовить специальную карточку «туалет» и разместить ее несколько раз в расписании, например, перед занятиями и перед прогулкой. Такой прием позволит ребенку быстрее сформировать навыки самостоятельного посещения туалета, так как избавит его от постоянного контроля и зависимости от подсказок взрослых. Если ребенок стабильно освоил данный режимный момент, карточку можно убрать из расписания.

Пример:

Специальное расписание было разработано для девочки С. 6-ти лет с высоким уровнем тревожности, которой предстояло пройти ЭЭГ. Для снятия тревожности перед неопределенностью все предстоящие процедуры были представлены на карточках, кроме того, был использован наиболее мо­тивационный для ребенка стимул — планшет, который в повседневной жизни помогает ей успокоиться, и он тоже был вставлен в расписание (см. рис. 2). Таким образом, процедура исследования была представлена для ребенка как чередование знакомой и незнакомой деятельности. Благодаря тому, что девочка уже пользовалась несколькими видами визуальных расписаний в повседневной жизни, она смогла быстро сориентироваться в предложенном расписании без специальной подготовки, что значительно облегчило процедуру обследования.

Рис. 2. Визуальное расписание С. для ЭЭГ обследования

Следует отметить, что в расписания занятий в детском саду реабилитационной направленности часто вносятся изменения, когда дети проходят курсы медицинской реабилитации. Во время прохождения курсов медицинской реабилитации визуальное расписание особенно полезно для их подготовки к изменениям режима дня и для снятия тревожности, в случае если некоторые процедуры болезненны и неприятны. Таким образом, в эти периоды расписание ребенка, например, между завтраком и обедом меняется (см. рис. 3). Изменить его помогут съемные карточки.

Рис. 3. Расписание реабилитационных мероприятий.

Несмотря на то, что второй этап — освоение группового расписания — являлся для специалистов «Доброго сада» конечной целью, было выделено еще одно направление для дальнейшей работы: применение визуального расписания в домашних условиях. Следует отметить, что данная работа возможна только при условии продуктивного сотрудничества с родителями.

Пример

Расписание целого дня для применения в домашних условиях было разработано для одного из воспитанников детского сада — 5-летнего мальчика Л. Целью составителей индивидуального визуального расписания было сделать более эффективной работу по преодолению следующих его проблем: трудное пробуждение; несформированные навыки соблюдения утренней гигиены; сложности в ограничении просмотра мультфильмов и при переходе от игровой деятельности к учебной; трудности при засыпании. Таким образом, представленное расписание (см. рис. 4) чередует мотивационные и проблемные виды деятельности, регламентируя их и подготавливая ребенка к переходу от одного вида деятельности к другому.

Рис. 4. Визуальное расписание мальчика Л. на целый день.

Усвоение правил пользования визуальным расписанием ребенком с аутисти­ческими чертами существенно повышает качество его жизни, открывая новые перспективы: возможность самостоятельной деятельности, свободу от постоянного контроля и пошаговых инструкций взрослых, повышая способность к саморегуляции, возможность освоения любых видов деятельности с помощью наглядно представленной цепочки действий. Следует также отметить, что освоение визуального расписания и ежедневное использование разных его видов структурирует мышление и внутреннюю речь ребенка, приводит к пониманию последовательности жизненных событий.

Ребенок, научившийся пользоваться визуальным расписанием в дошкольном возрасте, более подготовлен к дальнейшему обучению в школе.

Дети, усвоившие правила пользования визуальным расписанием, более подготовлены к освоению обучающих компьютерных программ, которые получают все большее распространение в современном образовательном пространстве. Постоянное применение визуального расписания позволяет ускорить формирование навыка глобального чтения, так как все карточки подписаны. Известно, что у многих детей с РАС быстро развивается навык глобального чтения, и даже известны случаи, когда дети учились читать без специального обучения, фиксируя в своей памяти случайно попавшие в поле их внимания надписи. Таким образом, являясь дополнительным подспорьем для обучения чтению, визуальное расписание помогает ускорить освоение различных учебных навыков. Умение читать, в свою очередь, позволяет ребенку перейти к новому виду расписания — списку дел, которым пользуются многие дети и взрослые, не имеющие диагноза РАС. Переход к такому расписанию избавит ребенка от привлечения дополнительного нежелательного внимания со стороны окружающих, так как человек со списком запланированных дел в ежедневнике воспринимается более естественно, чем человек с дощечкой и карточками на липучках.

 

Следует подчеркнуть, что постоянные подсказки не приведут ребенка к самостоятельности, так как во время выполнения действий с подсказкой он внутренне остается пассивен, а следуя визуальному расписанию, он более самостоятелен и произволен в своих действиях.

Результаты

Для оценки эффективности освоения визуального расписания и его влияния на различные аспекты психического и социального развития детей через 6 месяцев специалисты центра «Добрый сад» провели сравнительный анализ показателей диагностики навыков детей по методике VB-MAPP.

Было выявлено, что в результате проведенной работы все дети значительно продвинулись в навыках визуального восприятия, в том числе, в глобальном чтении. Дети получили дополнительный ресурс для овладения системой альтернативной коммуникации, так как все время, затраченное на освоение расписания, они тренировали навык различения в работе с карточками.

У всех детей заметно повысилась мотивация к продуктивной деятельности, так как она стала для них более понятной.

Также была отмечена положительная динамика и по сферам, оценивающим социальное развитие детей. У шести детей повысились показатели по шкале «Навык поведения в группе». У пяти детей отмечалось повышение показателей по шкале «Социальное поведение и социальная игра».

Кроме того, визуальное расписание помогло педагогам быстрее и эффективнее устанавливать групповые правила, что, в свою очередь, дало возможность минимизировать нежелательное поведение детей, вызванное непониманием правил поведения.

Применение визуального расписания продемонстрировало множество преимуществ не только для детей, но и для педагогов, работающих с детьми: за счет значительного повышения уровня струк­турированности деятельности и среды появилось больше возможностей для организации работы и оценки ее эффективности.

Более того, если в начале работы приходилось «подтягивать» навыки детей, в особенности визуального восприятия, чтобы они могли осознанно пользоваться расписанием, то через несколько месяцев уже освоенное визуальное расписание помогало наращивать и закреплять новые навыки. К концу года педагоги уже не тратили никаких усилий для поддержания работы с расписанием: данная система сама работала, обеспечивая учебный процесс стабильностью и осознанностью.

Выводы

Итоги проведенной педагогами центра «Добрый сад» работы показали, что время и усилия, затраченные на поэтапное внедрение визуального расписания, принесли положительные результаты во многих направлениях развития детей: значительно повысилось понимание правил нахождения в группе, что особенно актуально для детей с ограничениями в понимании речи. Начали формироваться навыки сотрудничества, в том числе, в незапланированных ситуациях. Как следствие, заметно снизились проявления нежелательного поведения, повысилась эффективность индивидуальных и групповых занятий.

Литература

  1. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. Книга для педагогов- дефектологов. М.: ВЛАДОС, 2000. 
  2.  Купер Д., Херон Т., Хьюард У. Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. М.: Практика, 2016. 864 с.
  3. Мелешкевич О., Эрц Ю. Введение в прикладной анализ поведения (ABA): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Изд. дом «Барах-М», 2015.
  4. Морозова С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. М.: ВЛАДОС, 2007.
  5. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М.: ВЛАДОС, 2002.
  6. Расписания для детей с аутизмом / Пер. с англ. О. Чикурова, С. Морозовой. М.: «СигналЪ», 2003.
  7. Сандберг М.Л. Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP. Ришон ле-Цион: Изд-во «Медиал», 2008. 278 с.
  8. Шарова Ю.А. Подготовка и использование расписаний в обучении детей младшего школьного возраста // Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 13. № 3. С. 11—20.

Информация об авторах

Гусева Надежда Юрьевна, кандидат психологических наук, руководитель ресурсного центра сопровождения образования людей с РАС, ГБУДО НО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2629-6319, e-mail: gn-nglu@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1979
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1655
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 12