Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияния среды как предикторы умственного развития детей 7–8 лет 1324

Марютина Т.М., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой, кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университете РГГУ, Москва, Россия, T.M.Mariutina@rambler.ru

Аннотация

На материале 67 пар близнецов 7–8 лет установлено, что показатели умственного развития детей можно прогнозировать на основе их личностных особенностей и межличностных отношений, оцениваемых по методике Р. Жиля. Генетико-статистический анализ выявил влияние систематической среды во всех вариантах межличностных отношений и присутствие генетических влияний в особенностях отношений с партнером по паре и сиблингами. Установлено, что целый ряд изучаемых показателей когнитивного развития имеет общую генетическую основу. Особенности реакции на фрустрацию и отгороженности ребенка почти на 80 % определяются действием общих генетических факторов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

* Данные были предоставлены автору кандидатом психологических наук Е. С. Беловой;
** Адаптация Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо.

... В межиндивидуальной вариативности практически всех измеряемых психологических признаков на долю средовой составляющей приходится в среднем около 50 %. При этом в психогенетике развития установлена решающая роль индивидуальной среды в формировании интеллектуальных и личностных особенностей человека по мере его взросления (Егорова, Зырянова, Паршикова, Пьянкова, Черткова, 2004; РавичЩербо, Марютина, Григоренко, 2006; Bishop, Cherney, Corley, Plomin, DeFries, Hewitt, 2003; Plomin, Daniels, 1987; Scarr, 1992; Scarr, McCartney, 1983).

В ряде работ было экспериментально показано, что для характеристики умственных достижений ребенка младшего школьного возраста прогностическую ценность представляют не только собственные показатели детей, но и психологические особенности родителей, старших братьев и сестер (Думитрашку, Марютина, Равич-Щербо, Трубников, 1996; Трефилова, 1998; Iarocci, Yager, Elfers, 2007; Plomin, Daniels, 1987; Plomin, Asbury, Dunn, 2001). Это те характеристики, которые и в психогенетике, и в возрастной психологии квалифицируются как условия семейной среды. В то же время практически неизученной в этом плане остается роль межличностных отношений ребенка.

В связи с этим настоящее исследование ставило две задачи:

  • проанализировать особенности детских межличностных отношений ребенка в возрасте 7–8 лет и установить, можно ли на их основе прогнозировать интеллектуальное развитие, одаренность и школьную готовность детей, начинающих обучение;
  • оценить вклад генотипа и семейной среды в изменчивость набора изучаемых показателей психического развития детей и соотнести эти данные с выделенными предикторами.

Методы исследования

В данной работе представлены результаты исследования 67 пар близнецов. При решении первой задачи анализировались данные 40 пар близнецов. Средний возраст детей к моменту обследования составлял 7лет 2 мес. Из общей выборки детей были образованы две группы, в каждую вошли по одному представителю от пары. Подобный прием целесообразен, так как близнецы обнаруживают сходство по многим психологическим признакам, обусловленное и общими генетическими факторами, и общей средой. Разделяя при обработке пары, мы исключаем влияние указанных факторов на статистические результаты и получаем возможность проверить их воспроизводимость при сравнении обеих групп. Итак, анализировались данные двух групп детей по 40 человек в каждой. ...

Литература
  1. Алфимова М. В., Трубников В. И. Генетико-математический подход к построению критериев прогноза психологических свойств // Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 1. С. 14–23.
  2. Артемова Т. А., Ковалева А. В. Физиологические и психологические предикторы умственной работоспособности детей шестилетнего возраста // Первая Российская конференция по экологической психологии. М., 1996. С. 14–16.
  3. Гильяшева И. Н., Игнатьева Н. Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. М.: Фоллиум, 1994.
  4. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Статистика, 1986.
  5. Думитрашку Т. А., Марютина Т. М., Равич-Щербо И. В., Трубников В. И. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье // Мир психологии. 1996. № 4. С. 137–148.
  6. Егорова М. С. Генетика поведения: психологический аспект. М.: Социо Логос, 1995. 155 с.
  7. Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. Генотип. Среда. Развитие. М.: О.Г.И., 2004.
  8. Лидерс А. Г., Колесников В. Г. Тест школьной  зрелости. Обнинск, 1992.
  9. Малых С. Б. Психогенетика: теория, методология, эксперимент. М.: Эпидавр, 2004.
  10. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю., Белова Е. С. Особенности семейной социализации и умственное развитие младших школьников // Материалы Первой Российской конференции по экологической психологии. М., 1996. С. 111–112.
  11. Осницкий А. К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «фильматеста» Рене Жиля // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 55–63.
  12. Равич-Щербо И. В. Психология и психогенетика нужны друг другу // Иностранная психология. 2001. № 14. С. 1–5.
  13. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Трубников В. И., Белова Е. С., Кириакиди Э. Ф. Психологические предикторы индивидуального развития // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 42–54.
  14. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Психогенетика. М.: Аспект, 2006.
  15. Трефилова Т. Н. Особенности речевого развития у детей из многодетных семей // Автореф. … канд. дисс. М., 1998.
  16. Benson J. B. Cherny S. S., Haith N. M., Fulker D. W. Rapid assessment of infant predictors of adult IQ: midtwin – midparent analysis // Devel. Psychol. 1993. V. 29. № 3. PP. 434–447.
  17. Bishop E. G., Cherney S. S., Corley R., Plomin R., DeFries J., Hewitt J. K. Developmental genetic analysis of general cognitive ability from 1 to 12 years in a sample of adoptees, biological siblings, and twins // Intelligence. 2003. V. 31. P. 31–49.
  18. Bornstein M. H., Sigman M. D. Continuity in mental Development from Infancy // Child Devel. 1986. V. 57. P. 251–274.
  19. Brody N. Personality of search of individuality. Acad. Press. 1988.
  20. DiLalla L. F., Tompson L. A., Plomin R., Phillips K., Fagan Y. F., Haith M. M., Cyphers L. H., Fulker D. W. Infant Predictors of prescholl and adult IQ: a study of infant twins and their parents // Develop. Psychol. 1990. V. 26. P. 759–769.
  21. Emde R. N., Harmon R. Y. (eds.). Continuities and Discontinuities in Development. Plenum Press. 1984.
  22. Iarocci G., Yager J., Elfers T. What gene-environment interactions can tell us about social competence in typical and atypical populations // Brain and Cognition. V. 65. Issue 1. 2007. P. 112–127.
  23. Majnemer A., Rosenblatt B., Riley P. Predicting Outcome in High-Risk Newborns with a Neonatal Behavioral Assessment // Am. J. Occup. Тherapy. 1994. V. 48. №. 8. PP. 723–732.
  24. McGuire S. Nonshared environment research: What is it and where is it going? // Marriage & Family Review. 2002. V. 33. № 1. P. 31–56.
  25. Plomin R., Daniels D. Why are children in the same family so different from one another? / Behavioral and Brain Sciences,1987. V. 10. P. 1–60.
  26. Plomin R., Asbury K. Asbury, Dunn J. Why are children in the same family so different? Nonshared environment a decade later // Canadian Journal of Psychiatry. 2001. V. 46. Issue 3. P. 225–233.
  27. Scarr S. Developmental Theories for the 1990s: Development and Individual Differences / Child Development. 1992. V. 63. P. 1–19.
  28. Scarr S., McCartney K. How people make their own environments: A theory of genotype environment effects / Child Development. 1983. V 54. P. 424–435.
Статьи по теме

Ениколопов С.Н., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю.

Моральные дилеммы и особенности личности

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090210

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика