> SUBCAM как инструмент психологического исследования - Экспериментальная психология - 2009. Том. 2, № 1
Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 68Рубрики 50Авторы 6473Ключевые слова 15008 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

SUBCAM как инструмент психологического исследования 230

Лалу С., доктор психологических наук, профессор, Институт социальной психологии, Лондонская Школа экономических и политических наук, Лондон, Великобритания, Лондон, Великобритания, s.lahlou@lse.ac.uk
Носуленко В.Н., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, главный научный сотрудник Центра экспериментальной психологии МГППУ, Москва, Россия, valery.nosulenko@gmail.com
Самойленко Е.С., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, старший научный сотрудник Центра экспериментальной психологии МГППУ, Москва, Россия, elena.samoylenko@gmail.com

Аннотация

Обсуждается опыт применения в психологическом исследовании метода видеозаписи, осуществляемой при помощи так называемой «субъективной видеокамеры» (SubCam). Носителем такой видеокамеры является непосредственный участник исследования. Техника SubCam позволяет исследователю погрузиться в феноменологию деятельности так, как это видит и слышит сам субъект. Рассмотрены условия применения метода, необходимые для получения надежного эмпирического материала: (1) обеспечение высокого уровня доверия участников исследования и (2) методическая триангуляция как процедура сравнения данных о некотором событии, получаемых с помощью нескольких методических приемов. В последнем случае особая роль отводится так называемой процедуре «кооперативного дебрифинга», позволяющей интерпретировать содержание наблюдаемых событий, их воспринимаемое качество.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Видеорегистрация является мощным средством получения эмпирических данных в психологическом исследовании. Разнообразные средства обработки видеоданных позволяют вывести на уровень современных технологий традиционные методы наблюдения и обеспечивают возможность количественного анализа получаемого материала. Этим достигается экологическая валидность наблюдения в ситуациях естественной деятельности человека, когда невозможно управлять параметрами среды и заранее определить, какие из наблюдаемых характеристик человека являются «независимыми», и, следовательно, должны измеряться. Процедуры анализа видеоданных в совокупности с процедурами анализа вербальных данных лежат в основе многих приемов оценки воспринимаемого качества, разработанных для изучения восприятия, деятельности и общения в условиях естественной среды (Лалу, Носуленко, Самойленко, 2007; Носуленко, 2007; Nosulenko, 2008; Nosulenko, Samoylenko, 2001).

Здесь будет рассмотрен многолетний опыт видеорегистрации, осуществляемой при помощи так называемой «субъективной камеры» (SubCam). Устройство SubCam представляет собой миниатюрную видеокамеру, которой управляет сам наблюдаемый индивид. Главный интерес использования этой техники заключается в возможности погрузиться в феноменологию деятельности, опираясь на данные о том, какие ее аспекты являются объектом особого внимания субъекта. Этот инструмент регистрирует объективные следы деятельности и снабжает исследователя информацией, позволяющей понять направленность внимания субъекта, детально реконструировать последовательность его движений, жестов, речи (а при помощи самого субъекта – решаемые им цели и задачи). Такая реконструкция помогает установить связь между составляющими деятельности человека и объектами среды, на которые эта деятельность направлена, а также определить характеристики его взаимодействия с другими людьми (Lahlou, 2006). Получаемый при помощи SubCam материал позволяет раскрыть особенности совместной деятельности, сохранив при этом собственную «точку зрения» каждого участника взаимодействия. Процедура использования SubCam дает возможность иметь наиболее близкое к точке зрения субъекта представление о его избирательном отношении к контексту, о «воспринимаемом качестве» ситуации (Носуленко, 2007; Nosulenko, Samoylenko, 2001).

За десять лет использования процедуры видеозаписи с помощью SubCam были получены многие сотни часов видеозаписей с участием более чем сотни человек в качестве наблюдаемых. Этот опыт позволил уточнить некоторые технические и методологические аспекты сбора и анализа данных при помощи SubCam.

Техника SubCam

Исходная идея заключается в том, чтобы регистрировать в контексте каждой конкретной ситуации зрительную и слуховую информацию, которая непосредственно воспринимается субъектом в определенный момент выполняемой деятельности, а также ее моторные составляющие. В соответствии с этим устройство с необходимостью является переносным и достаточно легким, чтобы не влиять на поведение наблюдаемого индивида. ...

Литература
  1. Лалу С., Носуленко В. Н. «Экспериментальная реальность»: системная парадигма изучения и конструирования расширенных сред // Идея системности в современной психологии. М.: ИПРАН, 2005. С. 433–468.
  2. Лалу С., Носуленко В. Н., Самойленко Е. С. Средства общения в контексте индивидуальной и совместной деятельности // Общение и познание. М.: ИП РАН, 2007. С. 407–434.
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
  4. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  5. Носуленко В. Н. Психофизика восприятия естественной среды. Проблема воспринимаемого качества. М.: ИП РАН, 2007.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940.
  7. Apostolidis T. Représentations sociales et triangulation: enjeux théoricoJméthodologiques // J.-C. Abric (Ed.) Méthodes d’étude des représentations sociales. Ramonville SaintJAgne: Editions Erés, 2003. P. 13–36.
  8. Christensen U. Conventions and articulation work in a mobile workplace // ACM SIGGROUP Bulletin. 2001.Vol. 22. № 3. P. 16–21.
  9. Coolican H. Research methods and statistics in psychology. London: Hodder Arnold, 2007.
  10. Creswell J. W. Research design: qualitative, quantitative, and mixed method approaches. Thousand Oaks, Calif.; London: Sage Publications. 2002.
  11. Lahlou S. Observing Cognitive Work in Offices // N. Streitz, J. Siegel, V. Hartkopf, S. Konomi (eds) Cooperative Buildings. Integrating Information, Organizations and Architecture. Heidelberg: Springer, Lecture Notes in Computer Science, 1670, 1999. P. 150–163.
  12. Lahlou S. L’activité du point de vue de l’acteur et la question de l’interJsubjectivité: huit années d’expériJ ences avec des caméras miniaturisées fixées au front des acteurs (subcam) // Communications, 2006. № 80. P. 209–234.
  13. Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Un cadre méthodologique pour le design des environnements augmentés // Informations sur les Sciences Sociales, 2002. Vol. 41. № 4. P. 471–530.
  14. Massey A. Methodological Triangulation, Or How To Get Lost Without Being Found Out // A. Massey, G.Walford (Eds.) Explorations in methodology, Studies in Educational Ethnography. Stanford: JAI Press. Vol. 2. P. 183–197.
  15. Nosulenko V. Mesurer les activités numérisées par leur qualité percue // Informations sur les Sciences Sociales. 2008. Vol. 47. № 3. P. 391–417.
  16. Nosulenko V., Samoylenko E. Approche systémique de l’analyse des verbalisations dans le cadre de l’étude des processus perceptifs et cognitifs // Informations sur les Sciences Sociales. 1997. Vol. 36. № 2. P. 223–261.
  17. Nosulenko V., Samoylenko E. Evaluation de la qualité percue des produits et services: approche interdisciplinaire // International Journal of Design and Innovation Research, 2001. Vol. 2. № 2. P. 35–60.
  18. Olsen W. Triangulation in Social Research: Qualitative and Quantitative Methods Can Really Be Mixed // Developments in Sociology. Ormskirk: Causeway Press.
  19. Zouinar M., Relieu M., Salembier P., Calvet G. Observation et capture de données sur l’interaction multimodale en mobilité // Actes des premiéres journées francophones Mobilité et Ubiquité 2004. Nice, Sophia-Antipolis: ACM.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика