Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля 2059

Величковский Б.Б., кандидат психологических наук, доцент, кафедра методологии психологии, факультет психологии, Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия, velitchk@mail.ru

Аннотация

Снижение эффективности когнитивного контроля является одним из наиболее характерных признаков когнитивного старения. Одним из способов предупреждения и коррекции нарушений когнитивного контроля в пожилом возрасте как наиболее характерного признака когнитивного старения является когнитивная тренировка. Прогресс в изучении элементарных контрольных функций позволяет дать теоретическое обоснование разработке эффективных программ когнитивной тренировки. В статье рассматриваются примеры применения методов тренировки элементарных когнитивных функций и анализируется их потенциал как средства коррекции возрастных когнитивных нарушений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Переработка содержащейся в среде информации в целях адаптации к требованиям ситуации подвержена драматическим качественным и количественным изменениям в ходе индивидуального развития человека. Когнитивные функции бурно развиваются после рождения, достигая пика своего развития между 20 и 30 годами. По окончании этого периода наступает постепенное, но неуклонное снижение функционального потенциала когнитивной подсистемы психики (Craik, Bialystock, 2006). Это снижение происходит с различной скоростью для разных когнитивных функций и первоначально легко компенсируется рациональным использованием имеющихся в культуре и выработанных индивидуально внешних и внутренних средств поддержки познавательной деятельности (Salthouse, 2009). В большинстве случаев возрастные изменения в когнитивной сфере, становясь предметом сознательной рефлексии, не оказывают заметного негативного влияния на жизнедеятельность взрослого человека.

C течением времени интенсивность нарушений возрастает, особенно после 60 лет. В этот период нарушения эпизодической и проспективной памяти, рабочей памяти, селективного внимания, общее снижение скорости переработки информации и другие характерные симптомы непатологического когнитивного старения проявляются достаточно сильно и не могут быть компенсированы с помощью традиционных поддерживаю-
щих средств. Результатом является выраженное снижение эффективности взаимодействий с материальной и социальной средой, что приводит к общему снижению качества жизни. Вследствие такой траектории когнитивного развития, а также постоянного роста продолжительности жизни населения в развитых странах исследования когнитивного старения в норме и патологии приобрели в последние годы особую значимость.

Возрастные дефициты когнитивной сферы особенно ярко проявляются в нарушениях функций так нназываемого  когнитивного (исполнительного или экзекутивного)  контроля (Salthouse et al., 2003). К области когнитивного контроля относят инициализацию, упорядочение, координацию и мониторинг специализированных когнитивных процессов,
обеспечивающих решение отдельных когнитивных задач. Таким образом, когнитивный контроль в первую очередь связан с управлением целенаправленным поведением, что обусловливает его особую значимость в системе когнитивных функций человека. В настоящее время имеется достаточное количество свидетельств, позволяющих ассоциировать реализацию функций когнитивного контроля с деятельностью лобных долей головного мозга, и в частности префронтальной коры. Так, например, типичные нарушения когнитивного контроля очень напоминают симптоматику так называемого «лобного синдрома» (или «дезэкзекутивного синдрома» – в современной терминологии) с его характерными нарушениями произвольного поведения (Miyake et al., 2000).

Функции когнитивного контроля являются относительно поздним фило- и онтогенетическим приобретением, реализующим управление поведением на основе абстрактных правил в направлении «сверху – вниз». Как свидетельствуют дифференциально-психологические исследования, показатели когнитивного контроля тесно связаны с показателями так называемого текучего интеллекта, который,  в отличие от кристаллизованного интеллекта, характеризующегося суммой накопленных за годы формального обучения структурированных знаний, является надежным предиктором успешности решения разнообразных жизненных задач.

Особый статус процессов когнитивного контроля как процессов, вовлеченных в реализацию практически всех неэлементарных видов когнитивной деятельности человека, обусловливает их необычайную значимость для успешности функционирования человека в целом. Вместе с тем именно функции когнитивного контроля (наряду с функциями эпизодической памяти) характеризуются выраженными возрастными нарушениями, в отличие, например, от процессов манипулирования схематическими знаниями, сохраняющими свою эффективность вплоть до глубокой старости (Craik, Bialystoсk, 2006). Негативный эффект возраста обнаруживается при выполнении целого ряда комплексных «лобных» тестов, традиционно используемых в нейропсихологии для оценки сохранности функций планирования и программирования поведения. Так, с возрастом значительно снижается эффективность выполнения Висконсинского теста сортировки карточек, задачи Струпа, тестов на вербальную беглость, многочисленных тестов типа «Ханойские башни» и других классических нейропсихологических заданий (Daniels et al., 2004).

К сожалению, конструктная валидность данных тестов не является достаточно высокой, так как содержание измеряемых ими процессов часто не очевидно. Возможно, именно поэтому для комплексных заданий упомянутого типа не всегда получают однозначные свидетельства существования негативного эффекта возраста. В целом, однако, можно полагать, что многочисленные возникающие с возрастом когнитивные нарушения, по крайней мере, частично обусловлены снижением эффективности работы системы когнитивного контроля (Salthouse et al., 2003). Теоретическая интерпретация таких результатов крайне проста: так как процессы когнитивного контроля вовлечены во все виды сложной когнитивной деятельности, снижение эффективности контрольных процессов приводит к неизбежному ухудшению когнитивного функционирования в целом.

Литература
  1. Вартанов А. В., Козловский С. А., Скворцова В. Б. и др. Память человека и анатомические особенности гиппокампа // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009 (в печати).
  2. Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. Т. 1–2. М.: Академия, 2006.
  3. Acevedo A., Loewenstein D. A.  Nonpharmacological cognitive interventions in aging and dementia // Journal of Geriatric Psychiatry and Neurology. 2007. № 20(4). Р. 239 —249.
  4. Ardila A., Ramos E. Normal and abnorm2007. al aging in bilinguals //  Dementia and Neuropsychologia. 2008. № 2(4). Р. 242–247.
  5. Bissig D., Lustig C. Who benefits from memory training? // Psychological Science. 2007.  № 18(8). Р. 720–726. 
  6. Braver T. S., Barch Deanna M. A theory of cognitive control, aging cognition and neuromodulation // Neuroscience and Biobehavioral Review. 2002. №  26. Р.  809–817.
  7. Buschkuehl M., Jaeggi S., Hutchinson S., Perrig-Chiello P.,  Daepp C., Mueller M., Breil F., Hoppeler H., Perrig W. J.  Impact of working memory training on memory performance in old-old adults // Psychology and aging. 2008. № 23(4). Р. 743–753.
  8. Buchler N. G., Hoyer W. J., Cerella J.  Rules and more rules: The effects of multiple tasks, extensive training, and aging on task-switching performance // Memory & Cognition. 2008. № 36(4). Р. 735–748.
  9. Chen T., Li  D. The roles of working memory updating and processing speed in mediating age-related differences in fluid intelligence // Neuropsychology, development, and cognition. Section B, Aging, neuropsychology and cognition. 2007. № 14(6). Р. 631–646.
  10. Craik F. I. M., Bialystock E. Cognition through the lifespan: mechanisms of change // Trends in Cognitive Science. 2006. № 10(3). Р. 131–138.
  11. Dahlin E., Nyberg L., Backman L., Neely A. S.  Plasticity of executive functioning in young and older adults: immediate training gains, transfer, and long-term maintenance // Psychology and aging. 2008. № 23(4) Р. 720–730.
  12. Daniels K. A., Toth J. P., Jacoby L. L. The aging of executive functions // F. I. M. Craik and E. Bialystok (Eds.). Lifespan Cognition: Mechanisms of Change  Oxford: Oxford University Press, 2004. Р. 96–111.
  13. Friedman N. P., Miyake A., Corley R. P., Young S. E., DeFries J. C., Hewitt J. K.  Not all executive functions are related to intelligence //Psychological Science. 2006. № 17. Р. 172–179.
  14. Garavan H., Hester R., Murphy K., Fassbender C., Kelly C. Individual differences in the functional neuroanatomy of inhibitory control // Brain Research. 2006. № 1105. Р. 130–142.
  15. Hasher L., Zacks R. T.  Working memory, comprehension, and aging: A review and a new view //  G. H. Bower (Ed.). The psychology of learning and motivation. New York: Academic Press,  1988. Vol. 22. Р. 193–225.
  16. Jaeggi S. M., Buschkuehl M., Jonides J., & Perrig W. J.  Improving fluid intelligence with training on working memory // Proceedings of the National Academy of Sciences, USA. 2008. № 105. Р. 6829–6833.
  17. Kelly C., Hester R., Foxe J. J., Shpaner M., Garavan H.  Flexible cognitive control: effects of individual differences and brief practice on a complex cognitive task //  NeuroImage. 2006. № 31(2).  Р. 866–886.
  18. Kramer A. F., Larish J., Weber T., Bardell L. Training for executive control: Ta sk coordination strategies and aging // D. Gopher & A. Koirat (Eds.). Attention and Performance XVII. Cambridge, MA: MIT Press, 1999a. Р. 617–652.
  19. Kramer A. F., Hahn S., Gopher D.  Task coordination and aging: explorations of executive control processes in the task-switching paradigm // Acta Psychologica. 1999b. № 101. Р. 339–378.
  20. Kramer A. F., Willis S. L. Enhancing the Cognitive Vitality of Older Adults // Current Directions in Psychological Science. 2002. № 11(5). Р. 173–177.
  21. Kray J., Lindenberger U.  Adult age differences in task switching // Psychology and Aging. 2000. № 15(1). Р. 126–147.
  22. Kray J., Eber J., Karbach J.  Verbal self-instructions in task switching: a compensatory tool for action-control deficits in childhood and old age? // Developmental Science. 2008. № 11(2). Р. 223–236.
  23. Kurtz M. M., Moberg P. J., Gur R. C., Gur R. E. Approaches to cognitive remediation of neuropsychological deficits in schizophrenia: A review and meta-analysis // Neuropsychology Review. 2001. № 11(4). Р. 197–210. 
  24. Li S.-C.., Huxhold O., Smith J., Schmiedek F., Rocke C., Lindenberger U.  Working memory plasticity in old age: practice gains, transfer and maintenance // Psychology and Aging. 2008. № 23(4). Р. 731–742.
  25. Lind J., Nyberg L.  Imaging genomics: Brain alterations associated with APOE genotype // L. Bäckman & L. Nyberg (Eds.). Memory, aging and the brain. Howe, UK: Psychology Press. 2010 Р. 300–328 (in press).
  26. Logan G. D.  On the ability to inhibit thought and action: A user’s guide to stop signal paradigm // D. Dagenbach & T. H. Carr (Eds.). Inhibitory processes in attention, memory, and language. San Diego: Academic Press, 1994. Р. 189–239.
  27. López-Luengo B., Vázquez C. Effects of Attention Process Training on cognitive functioning of schizophrenic patients // Psychiatry Research. 2003. № 119(1–2). Р. 41–53.
  28. Luo L., Craik F. I. M. Aging and memory: A cognitive approach // The Canadian Journal of Psychiatry. 2008. № 53(6). Р. 346–353.
  29. McDowd J. M., Shaw R. J.  Attention and aging: A functional perspective // F. I. M. Craik & T. A. Salthouse (Eds.). The handbook of aging and cognition (2nd  ed.). Mahwah, N. J.: Erlabaum, 2000. Р. 221–292.
  30. McNab F., Varrone A., Farde L., Jucaite A., Bystritsky P., Forssberg H., Klingberg T. Changes in cortical dopamine D1 receptor binding associated with cognitive training // Science. 2009. № 323(5915). Р. 800–802.
  31. Minear M., Shah P.  Training and transfer effects in task-switching // Memory and Cognition. 2008. № 36(8). Р. 1470–1483.
  32. Miyake A., Friedman N. P., Emerson M. J., Witzki A. H., Howerter A. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex «frontal lobe» tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000. № 41. Р. 49–100.
  33. Monsell S. Task switching // Trends in Cognitive Science. 2003. 7(3). 134–140.
  34. Oberauer K. Binding and inhibition in working memory: Individual and age differences in short-term recognition // Journal of Experimental Psychology: General. 2005. № 134(3). Р. 368–387.
  35. Rogers R. D., Monsell S. The cost of a predictable switch between simple cognitive tasks // Journal of Experimental Psychology: General. 1995. № 124. Р. 207–231.
  36. Salthouse T. A., Atkinson T. M., Berish D. E.  Executive functioning as a potential mediator of age-related cognitive decline in normal adults // Journal of Experimental Psychology: General. 2003. № 132(4). Р. 566–594.
  37. Salthouse T. A. When does age-related cognitive decline begin? // Neurobiology of aging. 2009. № 30 (4). Р. 507–514.
  38. Sitzer D. I., Twamley E. W., Jeste D. V.  Cognitive training in Alzheimer’s disease: A meta-analysis of the literature // Acta Psychitrica Scandinavica. 2006. № 114. Р. 75–90.
  39. Thorell L. B., Lindqvist S., Bergman Nutley S., Bohlin G., Klingberg T.  Training and transfer effects of executive functions in preschool children // Developmental Science. 2009. № 12(1). Р. 106–113.
  40. Wolinsky F. D., Mahncke H. W., Kosinski M., Unverzagt F. W., Smith D. M., Jones R. N., Stoddard A., Tennstedt S. L. The ACTIVE cognitive training trial and predicted medical expenditures // BMC Health Services Research. 2009. №  9. Р. 109.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика