Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Современные технологии трансформации изображений в изучении восприятия человека по выражению его лица 1488

Дивеев Д.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт Экспериментальной психологии МГППУ, Москва, Россия, diveev2@gmail.com
Хозе Е.Г., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института экспериментальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, house.yu@gmail.com

Аннотация

В данной работе рассматриваются вопросы применения современных компьютерных графических технологий преобразования изображений в психологических исследованиях, приводится описание различных методов компьютерной графики: морфинга, варпинга, прототипирования, карикатурирования, модели морфируемого синтеза 3D изображений, использующихся для трансформации признаков и конструирования различных выражений лица человека, а также психологических исследований, демонстрирующих создание и дальнейшее использование синтетических (искусственно созданных) выражений лица человека.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
В настоящее время при изучении психологических особенностей человека по выражению его лица все чаще используются, особенно в экспериментальной психологии, компьютерные графические технологии, программы для работы с изображениями. На наш взгляд, это обусловлено несколькими причинами. С одной стороны, компьютерные программы позволяют оперировать исходным фотоизображением и создавать его новые модификации, давая возможность экспериментатору синтезировать оригинальные выражения лица человека. Использование синтетических фотоизображений при изучении восприятия психологических особенностей человека по выражению его лица открывает широкие возможности перед исследователями. Например, изучение категориальности восприятия экспрессий осуществляется путем создания с помощью техники морфинга переходного ряда фотоизображений лица человека между двумя исходными, выраженными базовыми эмоциями (Жегалло, 2007; Etcoff, Magee,1992; Calder et al., 1996). Для изучения привлекательности человека часто используется техника прототипирования (Вгаun еt аl, 2001; Thornhill, Gangestad, 1993). В современных исследованиях также довольно часто применяется процедура инверсии лица, как, впрочем, и создание композитного лица – лица, сконструированного из различных частей, когда верхняя половина принадлежит одному человеку, а нижняя – другому (Penton-Voak at al., 2006). С другой стороны, создание стимульного материала становится более доступным, открывает возможности для самостоятельного конструирования при помощи специальных программ необходимых для исследований изображений.
Целью данной статьи является обзор методов применяемой в современных психологических экспериментальных исследованиях компьютерной графики, на основе которых разрабатываются оригинальные методики, позволяющие точнее и глубже изучать индивидуально-психологические особенности личности (Болдырев, 2006; Дивеев, 2009), эмоциональные состояния человека (Жегалло, 2007; Хозе, 2008), его привлекательность и т. д.
По способам задания изображений компьютерную графику можно разделить на две категории: 1) двухмерную компьютерную графику (2D), которая классифицируется по типу представления графической информации и следующими из этого алгоритмами обработки изображений; обычно ее разделяют на векторную, растровую и фрактальную (Петров, Молочков, 2003); 2) трехмерную компьютерную графику (ЗD), которая оперирует с объектами в трехмерном пространстве; в этом случае результаты представляют собой объемную картинку. Этот вид графики широко используется в создании кинофильмов и компьютерных игр и представляет собой перспективное методическое направление, в особенности в изучении восприятия выражений лица человека.
Литература
  1. Барабанщиков В. А., Жегалло А. В., Хозе Е. Г. Психофизика восприятия экспрессий лица в микроинтервалах времени // Современная психофизика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 189–216.
  2. Барабанщиков В. А., Хозе Е. Г. Восприятие экспрессий, порождаемых конфигуративными отношениями лица // Вестник РУДН. 2009. № 4 (в печ.).
  3. Болдырев А. О. Восприятие выражения целого и частично закрытого лица. Дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2006.
  4. Дивеев Д. А. Роль формы лица в восприятии индивидуально-психологических характеристик человека. Дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2009.
  5. Жегалло А. В. Идентификация эмоциональных состояний лица человека в микроинтеравалах времени. Дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2007.
  6. Жегалло А. В., Хозе Е. Г. Особенности восприятия слабовыраженных экспрессий лица // Психологические и психоаналитические исследования. М.: Гнозис, 2009.
  7. Петров М. Н., Молочков В. П. Компьютерная графика (+CD). Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 736 с.
  8. Флеминг Б., Доббс Д. Методы анимации лица. Мимика и артикуляция. М.: ДМК, 2002. 336 с.
  9. Хозе Е. Г. Трансформация внутренней структуры лица как метод исследования восприятия эмоциональных состояний человека // Психология когнитивных процессов: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Смоленск: Универсум, 2008.
  10. Benson P. J., Perrett D. L. Perception and recognition of photographic quality facial caricatures: implications for the recognition of natural images // European Journal of Cognitive Psychology. 1991. V. 3. P. 105–135.
  11. Blanz V., Vetter T. Morphable Model for the Synthesis of 3D Faces // Computer Graphics Proc. SIGGRAPH’99. 1999. P. 187–194.
  12. Braun C., Gruendl M., Marberger C. & Scherber C. Beautycheck – Ursachen und Folgen von Attraktivitaet. 2001. Report (pdf-document). Available from: http://www.beautycheck.de/english/bericht/bericht.htm
  13. Brennan S. The caricature generator // Leonardo. 1985. Vol. 18. P. 170–178.
  14. Bruce V., Young A. In the eye of beholder.The science of face perception. N.Y.: Oxford University Press. 2000. 280 p.
  15. Brunswik E. Perception and representative design of psychological experiments. Berkley: University of California Press, 1956.
  16. Brunswik E., Reiter L. Eindrucks – Charaktuire schematisierter Gesichter // Zeitschrift fur Psychologie. 1937. V. 142.
  17. Calder A. J., Young A. W., Perrett D. I., Etcoff N. L., Roland D. Categorical Perception of Morfed Facial Expressions // Visual Cognition. 1996. Vol. 3(2). Р. 81–117.
  18. Etcoff N. L., Magee J. J. Categorical perception of facial expressions // Cognition. 1992. Vol. 44. P. 281–295.
  19. Penton-Voak Ian S., Pound N., Little A. C., Perrett D. I. Personality judgments from natural and composite facial images: more evidence for a «kernel of truth» in social perception // Social Cognition. 2006. Vol. 24(5). P. 607–640.
  20. Rhode G., Brennan S., Carey S. Identification and ratings of caricatures: implications for mental representation of faces // Cognitive Psychology. 1987. Vol. 19. P. 437–497.
  21. Thornhill R. & Gangestad S. W. Human facial beauty: Averageness, symmetry, and parasite resistance // Human Nature. 1993. V. 4. P. 237–269.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика