Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Электрические потенциалы мозга, связанные с категоризацией названий одушевленных и неодушевленных объектов 724

Марченко О.П., научный сотрудник Центра экспериментальной психологии МГППУ, Москва, Россия, olga.marchenko@yahoo.com

Аннотация

В работе исследуется эффект преднастройки при категоризации одушевленных и неодушевленных объектов. Испытуемые (50 человек) выполняли задачу категоризации в процедуре преднастройки; каждая проба состояла из слова-прайма и слова-мишени, и испытуемые должны были как можно быстрее решить, принадлежит ли слово-мишень категории, обозначенной праймом. Регистрировались время и точность категоризации, ССП, кроме того, в конце исследования испытуемые предоставляли самоотчет. Согласно полученным результатам, испытуемые отвечают быстрее и точнее, когда мишень соответствует прайму по смыслу, чем когда она ей не соответствует (p=0,00), и это же условие субъективно оценивается ими как более легкое. Показано, что амплитуда N400 меньше, когда мишень соответствует прайму по смыслу, а амплитуда LPC больше. Обнаружены различия в потенциалах, связанных с категоризацией одушевленных и неодушевленных объектов. Эффект преднастройки как различие показателей между отрицательным и положительным условием оказывается большим для категорий одушевленных объектов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

С точки зрения системно-эволюционного подхода индивидуальный опыт может быть представлен в виде совокупности элементов, сформированных в процессе  индивидуального развития и находящихся в определенных взаимоотношениях между собой (Александров и др., 1997). Взаимодействие с каким-либо объектом окружающей среды осуществляется посредством актуализации определенного набора связанных между собой элементов индивидуального опыта с целью достижения полезного для организма результата. Однако оценка и анализ информации об окружающем мире осуществляются не только в терминах отдельных объектов, но также и в терминах категорий, т. е. представляют собой процесс категоризации (Лакофф, 2004; Брунер, 1977). Можно предположить, что в основе знания о семантических категориях (совокупности объектов, имеющих общее название) лежит объединение родственных элементов индивидуального опыта в группы. Подобные наборы (группы) элементов обозначаются как «домен». Под «доменом» понимается закрепленный в связанных между собой элементах индивидуальный опыт, отражающий взаимодействие индивида с
набором родственных предметов или явлений внешней среды (Марченко, Безденежных, 2008). Домены, обладающие разной историей формирования, могут обладать разным количеством элементов индивидуального опыта.

Одной из основополагающих способностей человека является категоризация одушевленных и неодушевленных объектов (Rakison, Poulin-Dubois, 2001). На основании многочисленных экспериментальных данных было предложено выделять соответствующие домены, элементы которых и реализуют взаимодействие с одушевленными и неодушевленными объектами (Caramazza, Shelton, 1998; Hauser, Santos, 2007).

Так, в исследованиях категоризации с использованием регистрации PET и fMRI было показано, что при распознавании одушевленных и неодушевленных объектов активируются разные структуры в головном мозге (Martin et al., 1996; Perani et al., 1999; Damasio et al., 2004; Vitali et al., 2005; Grezes et al., 2001). Например, у пациентов с рассеянным склерозом или обширными повреждениями мозга различной этиологии имеет место избирательное нарушение узнавания, воспроизведения и семантического оперирования словами и/или объектами, принадлежащими в одних случаях к классу одушевленных объектов, в других случаях – к классу неодушевленных (Caramazza, Shelton, 1998). В исследованиях патологии психики также обнаружены случаи избирательного ухудшения знаний об одушевленных или неодушевленных объектах, например, при аутизме (Boser et al., 2002), шизофрении (Laws et al., 2006), деменции (Lambon Ralph et al., 2003), болезни Альцгеймера (Garrard et al., 2001). В течение первых лет жизни у ребенка постепенно развивается понимание одушевленности (Rakison, Poulin-Dubois, 2001).

Литература
  1. Александров И.О. Активность корковых нейронов при различных исходах обнаружения сигнала // Нейроны в поведении: системные аспекты. М.: Наука, 1986. C. 194–206.
  2. Александров И.О. Психофизиологическое исследование поведения человека и животных при обнаружении сигнала // Психофизика дискретных и непрерывных задач. М.: Наука, 1985. С. 195–228.
  3. Александров И.О., Максимова Н.Е. Связанные с событиями потенциалы мозга (ССП) в психофизиологическом исследовании // Основы психофизиологии. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб.: Питер, 2001. Гл. 16. С. 342–362.
  4. Александров И.О., Максимова Н.Е. Функциональное значение колебания Р300 // Психологический журнал. 1985. Т.6. №2. С. 86–95.
  5. Александров И.О. Формирование структуры индивидуального знания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 560 с.
  6. Александров Ю.И., Греченко Т.Н., Гаврилов В.В., Горкин А.Г., Шевченко Д.Г., Гринченко Ю.В., Александров И.О., Максимова Н.Е., Безденежных Б.Н., Бодунов М.В. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта // Журнал высшей нервной деятельности. 1997. Т. 47. № 2. С. 243–260.
  7. Александров Ю.И. Системная психофизиология // Психофизиология: Учебник для вузов / Под. ред. Ю. И. Александрова.СПб.: Питер, 2006. С. 252–309.
  8. Безденежных Б.Н. Динамика взаимодействия функциональных систем в структуре деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 271 с.
  9. Безденежных Б.Н., Бодунов М.В. Межсистемные отношения при выполнении задачи выбора: исследования эффекта последовательности // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2. С. 36–49.
  10. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. 413 с.
  11. Гаврилов В. В. Соотношение ЭЭГ и импульсной активности нейронов в поведении у кролика // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 5–17.
  12. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М.: Изд-во «Прогресс», 1970. 269 с.
  13. Ковтунович М. Г. Ассоциативный эксперимент как метод выявления строения структур долговременной семантической памяти (на примере анализа строения логико-семантической области вокруг фундаментального естественнонаучного понятия «вещество» у учащихся 7-х классов // Психология высших когнитивных процессов / Под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. И. Чуприковой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 304 с.
  14. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении/ Пер. с англ. И.Б. Шатуновского. М.: Языки славянской культуры, 2004. 792 с.
  15. Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект: Сб./Пер. с англ. и нем. М.: «Прогресс», 1996. С. 143–184.
  16. Лурия Я. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.
  17. Максимова Н. Е., Александров И. О. Типология медленных потенциалов мозга, нейрональная активность и динамика системной организации поведениия // ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987. С. 44–72.
  18. Марченко О. П., Безденежных Б.Н. Категоризация слов как способ изучения межсистемных отношений// Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 97–105.
  19. Марченко О. П. Психофизиологические закономерности организации доменов индивидуального опыта. Дисс. ... канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2009.
  20. Хейс Н. Принципы сравнительной психологии. М.: Когито-центр, 2006.
  21. Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики: Избранные труды. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 592 с.
  22. Швырков В.Б. На пути к психофизиологической теории поведения // Психологический журнал. 1982(а). Т. 3. № 2. С. 70–88.
  23. Швырков В.Б. О системных основах психофизиологии // Системный подход к психофизиологиче- ской проблеме. М.: Наука, 1982(б). C. 10–23.
  24. Швырков В.Б. Психофизиологическое изучение структуры субъективного отражения // Психологический журнал. 1985. Т. 6. №3. С. 22–37.
  25. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Изд-во ИП РАН, 1995.
  26. Швыркова Н.А., Швырков В.Б. Корковые нейроны в поисковом поведении и обучении // Поисковая активность, мотивация и сон. Баку: ЭЛМ, 1986. С. 65–73.
  27. Aleksandrov I.O., Maksimova N.E. Р300 and psychological analysis of the structure of behavior // Electroencephalography and clinical Neurophysiology. 1985. Vol. 61. P. 548–558.
  28. Anderson J.E., Holcomb P.J. Auditory and visual semantic priming using different stimulus onset asynchronies: an event-related brain potential study // Psychophysiology. 1995. Vol. 32. № 2. P. 177–190.
  29. Baars B. J., Ramsoy Th. Z., Laureys S. Brain, conscious experience and the observing self // Trends in Neurosciences. 2003. Vol. 26. № 12. P. 671–675.
  30. Barry Ch., Johnston R. A., Wood R. F. Effects of age of acquisition, age, and repetition priming on object naming // Visual Cognition. 2006. Vol.13. № 7/8. P. 911–927.
  31. Bentin S., McCarthy G., Wood C.C. Event-related potentials, lexical decision and semantic priming // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1985. Vol. 60.№ 4. P. 343–355.
  32. Bertenthal B.I. Origins and early development of perception, action, and representation // Annual Review of Psycholology. 1996. Vol. 47. P. 431–459.
  33. Boddy J. Event-related potentials in chronometric analysis of primed word recognition with different stimulus onset asynchronies // Psychophysiology. 1986. Vol. 23 (2). P. 232–245.
  34. Boser K., Higgins S., Fetherston A., Preissler M.A., Gordon B. Semantic fields in low-functioning autism // Autism and Developmental Disorders. 2002. Vol. 32(6). P. 563–582.
  35. Caramazza A., Shelton J.R. Domain specific knowledge systems in the brain: the animate-inanimate distinction // Journal of Cognitive Neuroscience. 1998. Vol. 10. № 1. P. 1–34.
  36. Catling J. C., Johnston R. A. The effects of age of acquisition on an object classification task // Visual Cognition. 2006. Vol.13. № 7/8. P. 968–980.
  37. Chao L. L., Weisberg J., Martin A. Expirience-dependent modulation of category-related cortical activity // Cerebral Cortex. 2002. Vol. 12. P. 545–551.
  38. Cooper L. A., Schacter D. L., Ballesteros S., Moore C. Priming and recognition of transformed three-dimensional objects: effects of size and reflection // Journal of Experimental Psychology. Learning Memory Cognition. 1992. Vol. 18. P. 43–57.
  39. Damasio H., Tranel D., Grabowski T., Adolphs R., Damasio A. Neural systems behind word and concept retrieval // Cognition. 2004. Vol. 92. P. 179–229.
  40. Deacon D., Uhm T.J., Ritter W., Hewitt S., Dynowska A. The lifetime of automatic semantic priming effects may exceed two seconds // Cognitive Brain Research. 1999. Vol. 7. № 4. P. 465–472.
  41. Diesendruck G., Gelman S.A. Domain differences in absolute judgments of category membership: Evidence for an essentialist account of categorization // Psychonomic Bulletin and Review. 1999. Vol.6. № 2. P. 338–346.
  42. Donchin E., Coles M. G. H. Is the P300 component a manifestation of context updating? // The Behavioral and Brain Sciences. 1988. Vol. 11. P. 355–425.
  43. Donchin E. Event-related brain potentials: A tool in the study of human information processsing // H. Begleiter (Ed.). Evoked potentials and behavior. New York: Plenum Press, 1979. P. 13–75.
  44. Engel A. K., Moll Ch. K. E., Fried I., Ojemann G. A. Invasive recordings from the human brain: clinical insights and beyond // Nature Neuroscience. 2005. Vol. 6. P. 35–47.
  45. Fabiani M., Gratton G., Federmeier K. D. Event-related brain potentials: Methods, theory, and applications // J. T. Cacioppo, L. G. Tassinary, and G. G. Berntson (Eds.). Handbook of Psychophysiology. Third Edition. Cambridge University Press, 2007. P. 85–119.
  46. Forster K. I. Category size effects revisited: Frequency and masked priming effects in semantic categorization // Brain and Language. 2004. Vol. 90. P. 276–286.
  47. Freedman D. J., Riesenhuber M., Poggio T., Miller E. K. Categorical representation of visual stimuli in the primate prefrontal cortex // Science. 2001. Vol. 291. P. 312–316.
  48. Ganis G., Kutas M. An electrophysiological study of scene effects on object identification // Cognitive Brain Research. 2003. Vol. 16. № 2. Р. 123–144.
  49. Garrard P., Lambon Ralph M.A., Watson P.C., Powis J., Patterson K., Hodges J.R. Longitudinal profiles of semantic impairment for living and nonliving concepts in dementia of alzheimer’s type // Journal of Cognitive Neuroscience. 2001. Vol. 13. P. 892–909.
  50. Gehring W. J., Gratton G., Coles M. G. H., Donchin E. Probability effects on stimulus evaluation and response processes // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1992. Vol. 18. P. 198–216.
  51. Gerhand S., Barry C.O. Age of acquisition, word frequency, and the role of phonology in the lexical decision task // Memory and Cognition. 1999. Vol. 27. №4. P. 592–602.
  52. Grezes J., Fonlupt P., Bertenthal B., Delon-Martin Ch., Segebarth Ch., Decety J. Does perception of biological motion rely on specific brain regions? // NeuroImage. 2001. Vol. 13. P. 775–785.
  53. Grezes J. Tucker M., Armony J., Ellis R., Passingham R. Objects automatically potentiate action: an fMRI study of implicit processing // European Journal of Neuroscience. 2003. Vol. 17. P. 2735–2740.
  54. Gross Ch. G. Coding for visual categories in the human brain // Nature Neuroscience. 2000. Vol. 3. № 9. P. 855–856.
  55. Harnad S. To cognize is to categorize: cognition is categorization // Handbook of categorization in cognitive science. Еdited by Cohen H., Lefebvre C. Elsevier science & technology books. 2005. P. 1–15.
  56. Hauser M. D., Santos L.R. The evolutionary ancestry of our knowledge of tools: from percepts to concepts // Creations of the Mind, E. Margolis & S. Lawrence (Eds.). Oxford University Press, 2007.
  57. Hauser M.D. A nonhuman primate`s expectations about object motion and destination: the importance of self propelled movement and animacy // Developmental Science. 1998. Vol. 1. №1. P. 31–37.
  58. Hernandez A. E., Fiebach Ch. J. The brain bases of reading late learned words: Evidence from functional MRI // Visual Cognition. 2006. Vol. 13. № 7/8. P. 1027–1043.
  59. Johnston R.A., Barry Ch. Age of acquisition and lexical processing // Visual Сognition. 2006. Vol. 13. №7/8. P. 789–845.
  60. Kalenine S., Bonthoux F. Adults differently process taxonomic and thematic semantic relations according to object kinds // Proceedings of the European Cognitive Science Conference, Delphi, Greece, Lawrence Erlbraum Associates. 2007. P. 95–100.
  61. Kiefer M. Perceptual and semantic sources of category-specific effects: Event-related potentials during picture and word categorization // Memory and Cognition. 2001. Vol. 29. № 1. P.100–116.
  62. Kiefer M. Repetition-priming modulates category-related effects on event-related potentials: further evidence for multiple cortical semantic systems // Journal of Cognitive Neuroscience. 2005. Vol. 17. P. 199–210.
  63. King J. W., Kutas M. Neural plasticity in the dynamics of visual word recognition // Neuroscience Letters. 1998. Vol. 244. № 2. Р. 61–64.
  64. Kraut M.A., Moo L.R., Segal J. B., Hart J. Neural activation during an explicit categorization task: categoryor feature-specific effects? // Cognitive Brain Research. 2002. Vol. 13. P. 213–220.
  65. Kreiman G., Fried I., Koch Ch. Single-neuron correlates of subjective vision in the human medial temporal lobe // PNAS, 2002. Vol. 99. №. 12. P. 8378–8383.
  66. Kreiman G., Koch Ch., Fried I. Category-specific visual responses of single neurons in the human medial temporal lobe // Nature Neuroscience. 2000. Vol. 3. № 9. P. 946–953.
  67. Kutas M. and Donchin E. Variations in the latency of P300 as a function of variations in semantic categorization // D. Otto (Ed.). Multidisciplinary Perspectives in Event-related Brain Potentials Research. Government Printing Office, 1978. Р. 198–201.
  68. Kutas M., Hillyard S. A. Reading Senseless Sentences: Brain Potentials Reflect Semantic Incongruity // Science. 1980. Vol. 207. P. 203–205.
  69. Kutas M., Hillyard S. A. Brain potentials reflect word expectancy and semantic association during reading // Nature. 1984. Vol. 307. P. 161–163.
  70. Kutas M., Federmeier K. D. Electrophysiology reveals semantic memory use in language comprehension // Trends in Cognitive Science. 2000. Vol. 4. №12. Р. 463–470.
  71. Kutas M., Federmeier K. D., Coulson S., King J. W., Münte T. F. Language //J. T. Cacioppo, L. G. Tassinary, and G. G. Berntson (Eds.). Handbook of Psychophysiology, Cambridge University Press, 2000. P. 576–601.
  72. Kutas M., Federmeier K. D., Staab J., Kluender R. Language // J. T. Cacioppo, L. G. Tassinary, and G. G. Berntson (Eds.). Handbook of Psychophysiology. Third Edition. Cambridge University Press, 2007. Р. 555–580.
  73. Kutas M., Iragui V. The N400 in a semantic categorization task across six decades // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1998. Vol. 108. P. 456–471.
  74. Kutas M., McCarthy G., Donchin E. Augmenting mental chronometry: The P300 as a measure of stimulus evaluation time // Science. 1977. Vol. 197. P. 792–795.
  75. Lambon Ralph M. A., Patterson K., Garrard P., Hodges J. R. Semantic dementia with category specificity: a comparative case-series study // Cognitive Neuropsychology. 2003. Vol. 20. P. 307–326.
  76. Laws K.R., Leeson V.C., McKenna P.J. Domain-specific deficits in schizophrenia // Cognitive Neuropsychiatry. 2006. Vol. 11. № 6. P. 537–556.
  77. Laws K.R., Neve C. A ‘‘normal’’ advantage for naming living things // Neuropsychologia. 1999. Vol. 37. P. 1263–1269.
  78. Mandler J. M. Thought before language // Trends in Cognitive Science. 2004. Vol. 8. № 11. P. 508–513.
  79. Mandryk R. L., Inkpen K. M., Calvert Th. W. Using psychophysiological techniques to measure user experience with entertainment technologies // Behaviour and Infromation Technology. 2006. Vol. 25. № 2. P. 141–158.
  80. Martin A., Wiggs C. L., Ungerleider L. G., Haxby, J.V. Neural correlates of category-specific knowledge// Nature. 1996. Vol. 379. P. 649–652.
  81. McNamara T. P. Theories of priming: I. Associative distance and lag // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1992. Vol. 18. P. 1173–1190.
  82. Medin D. L., Atran S. The native mind: biological categorization, reasoning and decision making in development across cultures // Psychological Review. 2004. Vol. 111. № 4. P. 960–983.
  83. Meteyard L., Zokaei N., Bahrami B., Vigliocco G. Visual motion interferes with lexical decision on motion words // Current Biology. 2008. Vol. 18. P. 732–733.
  84. Morrison C. M., Ellis A. W., Quinlan P. T. Age of acquisition, not word frequency, affects object naming, not object recognition // Memory and Cognition. 1992. Vol. 20. № 6. P. 705–714.
  85. Morrison C. M., & Ellis A. W. The role of word frequency and age of acquisition in word naming and lexical decision // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1995. Vol. 21. P. 116–133.
  86. Morrison C. M., Gibbons Z. C. Lexical determinants of semantic processing speed // Visual Cognition. 2006. Vol. 13. № 7/8. P. 949–967.
  87. Neely J. H. Semantic priming and retrieval from lexical memory: roles of inhibitionless spreading activation and limited-capacity attention // Journal of Experimental Psychology: General. 1977. Vol. 106. № 3. P. 226–254.
  88. Olichney J.M., Van Petten C., Paller K.A., Salmon D.P., Iragui V.J., Kutas M. Word repetition in amnesia. Electrophysiological measures of impaired and spared memory // Brain. 2000. Vol. 123. № 9. P. 1948–1963.
  89. Perani D., Schnur T., Tettamanti M., Marilu’Gorno-Tempini, Cappa S. F., Fazio F. Word and picture matching: a PET study of semantic category effects // Neuropsychologia. 1999. Vol. 37. P. 293–306.
  90. Pizzagalli D. A. Electroencephalography and high-density electrophysiological source localization // J. T. Cacioppo, L. G. Tassinary, and G. G. Berntson (Eds.). Handbook of Psychophysiology. Third Edition. Cambridge University Press, 2007. P. 56–84.
  91. Polich J., Donchin E. P300 and the word frequency effect // Electroencephalography and Clinical Neurophysiology. 1988. Vol. 70. P. 33–45.
  92. Proverbio A. M., Vecchi L., Zani, A. From orthography to phonetics: ERP measures of grapheme-to-phoneme conversion mechanisms in reading // Journal of Cognitive Neuroscience. 2004. Vol. 16. № 2. P. 301–317.
  93. Proverbio A. M., Del Zotto M., Zani A. The emergence of semantic categorization in early visual processing: ERP indices of animal vs. artifact recognition // BMC Neuroscience. 2007. Vol. 8 (1). Р. 1–16.
  94. Quinn W.M., Kinoshita S. Congruence effect in semantic categorization with masked primes with narrow and broad categories // Journal of Memory and Language. 2008. Vol. 58. P. 286–306.
  95. Rakison D.H., Poulin-Dubois D. The developmental origin of the animate-inanimate distinction // Psychological Bulletin. 2001. Vol. 127. № 2. P. 209–228.
  96. Ritter W., Simson R., Vaughan H. G., Jr., Macht M. Manipulation of event-related potential manifestations of information processing stages // Science. 1982. Vol. 218. P. 909–911.
  97. Rohrer D., Wixted J.T. An analysis of latency and interresponse time in free recall // Memоry Cognition. 1994. Vol. 22. № 5. Р. 511–524.
  98. Santos L.R., Hauser M.D., Spelke E.S. Domain-specific knowledge in human children and non-human primates: Artifact and food kinds // The Cognitive Animal / M. Bekoff, C. Allen & G. Burghardt (Eds). Cambridge: MIT Press, 2002. P. 205–216.
  99. Santos L.R., Hauser M.D., Spelke E.S. Recognition and categorization of biologically significant objects in rhesus monkeys (Macaca mulatta): The domain of food // Cognition. 2001. Vol. 82. P. 127–155.
  100. Saygin A.P., Cicekli I., Akman V. Turing Test: 50 Years Later // Minds and Machines. 2000. Vol. 10. № 4. P. 463–518.
  101. Schacter D. L., Dobbins I. G., Schnyer D. M. Specificity of priming: a cognitive neuroscience perspective // Nature Neuroscience. 2004. Vol. 5. № 11. P. 853–862.
  102. Schacter D.L., Buckner R.L. Priming and the brain. Review // Neuron. 1998. Vol. 20. P. 185–195.
  103. Schaeffer B., Wallace R. The comparison of word meanings // Journal of Experimental Psychology.1970. Vol. 86. P. 144–152.
  104. Schendan H. E. Kutas M. Neurophysiological evidence for the time course of activation of global shape, part, and local contour representations during visual object categorization and memory // Journal of Cognitive Neuroscience. 2007. Vol.19. № 5. Р. 734–749.
  105. Schendan H.E., Kutas M. Neurophysiological evidence for two processing times for visual object identification // Neuropsychologia. 2002. Vol. 40. № 7. Р. 931–945.
  106. Schendan H.E., Kutas M. Time course of processes and representations supporting visual object identification and memory // Journal of Cognitive Neuroscience. 2003. Vol. 15. № 1. Р. 111–135.
  107. Schendan H., Ganis G., Kutas M. Neurophysiological evidence for visual perceptual organization of words and faces by 150 ms // Psychophysiology. 1998. Vol. 35. № 3. Р. 240–251.
  108. Schendan H.E., Maher S.M. Object knowledge during entry-level categorization is activated and modified by implicit memory after 200 ms // Neuroimage. 2009. Vol. 44. P. 1423–1438.
  109. Sirevaag E. J., Kramer A. F., Coles M. G., Donchin E. Resource reciprocity: an event-related brain potentials analysis // Acta Psychologica. 1989. Vol. 70. №1. P. 77–97.
  110. Spitzer M., Kischka U., Gückel F., Bellemann M.E., Kammer T., Seyyedi S., Weisbrod M., Schwartz A., Brix G. Functional magnetic resonance imaging of category-specific cortical activation: evidence for semantic maps // Cognitive Brain Research. 1998. Vol. 6. P. 309–319.
  111. Tainturier M.-J., Tamminen J., Thierry G. Age of acquisition modulates the amplitude of the P300 component in spoken word recognition // Neuroscience Letters. 2005. Vol. 379. P. 17–22.
  112. Tanaka J., Luu Ph., Wesbrod M., Kiefer M. Tracking the time course of object categorization using evenrelated potentials // NeuroReport. 1999. Vol.10. P. 829–835.
  113. Tucker M., Ellis R. Action priming by briefly presented objects // Acta Psychologica. 2004. Vol. 116. P. 185–203.
  114. Turing A. Computing Machinery and Intelligence // Mind. 1950. Vol. 59. № 236. P. 433–460.
  115. Van Petten C., Kutas M. Interactions between sentence context and word frequency in event-related brain potentials // Memory and Cognition. 1990. Vol. 18. № 4. P. 380–393.
  116. Van Petten C., Kutas M., Kluender R., Mitchiner M., McIsaac H. K. Fractionating the word repetition effect with event-related potentials // Journal of Cognitive Neuroscience. 1991. 3(2). P. 131–150.
  117. Vitali P., Abutalebi J., Tettamanti M., Rowe J., Scifo P., Fazio F., Cappa S.F., Perani D. Generating animal and tool names: An fMRI study of effective connectivity // Brain and Language. 2005. Vol. 93. P. 32–45.
  118. Wolff P., Medin D.L., Pankratz C. Evolution and devolution of folkbiological knowledge // Cognition. 1999. Vol. 73. № 2. P. 177–204.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика