Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения * 1224

Будрина Е.Г., кандидат психологических наук, научный сотрудник Института психологии РАН, Россия, bydrina@yandex.ru

Аннотация

В данной работе рассматривается интеллектуальное развитие подростков в условиях разных моделей обучения (коррекционной, традиционной и обогащающей). Анализируются результаты эмпирического исследования интеллектуального развития подростков с 5-го по 9-й класс в единстве конвергентных, дивергентных и стилевых свойств интеллекта. С помощью процедуры кластерного анализа представлена динамика интеллектуального развития подростков разных моделей обучения. Рассматривается влияние образовательного фактора на интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Выбор темы исследования обусловлен появлением и укреплением в отечественной психологии взгляда на интеллект как на важнейший ресурс развития современного обще- ства и особую ценность образования. Интеллектуальные возможности личности, являясь необходимым условием внутренней свободы и ментального здоровья, способствуют адаптации современного человека к меняющимся социально-экономическим условиям и пртивостоят регрессивным тенденциям в развитии общества в целом. В настоящее время в условиях быстро меняющегося мира насущным становится вопрос пересмотра характера детского и подросткового развития, поскольку данные о психологическом содержании отдельных его этапов, о сензитивных и критических периодах нуждаются в обновлении. Это необходимо для понимания возрастных возможностей и ограничений и организации помощи ребенку в реализации собственного потенциала.

Многоуровневость и многомерность интеллекта как объекта психологического исследования говорят о необходимости реализации системного подхода в психологии интеллекта (Ананьев, 2001; Бодалев, 1984; Веккер, 2000; Ломов, 1996; Шадриков, 1983 и др). Одним из условий системных исследований интеллекта является рассмотрение механизмов его развития, в том числе выявление внутренней логики становления интеллекта в онтогенезе, его возрастных и индивидуальных особенностей (Божович, 1995; Голубева, 1986; Чудновский, 1986). Возрастной подход позволяет выявить многообразные генетические взаимосвязи в структуре интеллекта (Ананьев, 1968; Степанова, Грановская, 1980; Степанова, 2000). На каждом возрастном этапе у ребенка формируются новые предпосылки дальнейшего развития, которые необходимо учитывать при организации обучения и воспитания (Лейтес, 1985; Чудновский, 1986). Одной из ведущих причин интеллектуальных перегрузок совре- менных учащихся является несоответствие требований школьной программы возрастным и индивидуальным особенностям когнитивного развития детей (Дружинин, 1999; Соловьева, 2003; Холодная, 2002; Ясюкова, 2003).

Литература
  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1998.
  2. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1968. №6. С. 21–33.
  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.
  4. Ананьев Б.Г., Степанова Е.И. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость). М.: Педагогика, 1977.
  5. Балакшина Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления: Дисс. … канд. психол. наук. СПб., 1995.
  6. Балобанова Н.В. Влияние образовательной среды на интеллектуальное и личностное развитие младших подростков: Дисс. … канд. психол. наук. Краснодар, 2002.
  7. Беляева О.А. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников-подростков: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1998.
  8. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 5. C. 49–58.
  9. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. №1. С. 119–124.
  10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995.
  11. Будрина Е.Г., Холодная М.А. Динамика интеллектуального развития в подростковом возрасте в условиях разных образовательных сред // Ярославский психологический вестник. Вып. 13. М.; Ярославль: Изд–во «Рос. психол. об-во», 2004. С. 155–159.
  12. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000.
  13. Волкова Е.В. Формирование когнитивных репрезентативных структур в процессе изучения школьного курса химии: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2002.
  14. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  15. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006.
  16. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. №5. С. 18–29.
  17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.
  18. Дьяченко Т.М. Динамика интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного и подросткового возраста (лонгитюдное исследование): Дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2005.
  19. Живица О. В. Когнитивная дифференцированность и обучаемость младших школьников и подростков: Автореф. … канд. психол. наук. М., 2004.
  20. Кларин М. В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.
  21. Кюрти Я. Развитие умственных способностей детей от 6 до 14 лет // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983. С. 79–83.
  22. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 9–17.
  23. Ломов Б. Ф. Системность в психологии / Под ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной и В.А. Пономаренко. М.: Институт практической психологии, 1996.
  24. Назарова В. В. Динамика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2001.
  25. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
  26. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.
  27. Савенышева С. С. Микровозрастное развитие интеллекта и креативности одаренных старшеклас- сников: Дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2002.
  28. Соловьева О. В. Закономерности развития познавательных способностей школьников // Вопросы психологии. 2003. №3. С. 22–34.
  29. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000.
  30. Степанова Е. И., Грановская Л. Н. Микровозрастной подход к исследованию интеллекта взрослых // Психологический журнал. 1980. Т. 1. №5. С. 54–61.
  31. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
  32. Чаликова О. С. Динамика интеллекта учащихся подросткового возраста: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2005.
  33. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. 1986. №3. С. 78–89.
  34. Шадриков В. Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. Т.4. №5. С.3–10.
  35. Юшкова Г. М. Когнитивное и личностное развитие учащихся 11–13 лет с разной успешностью обучения: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2001.
  36. Яковлева Е. Динамика интеллектуального развития учащихся VII–VIII классов // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. С. 35–48.
  37. Ясюкова Л. А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003.
  38. Renzulli J. S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // R. J. Sternberg, J. E. Davidson (Eds.). Conception of giftedness. Cambridge: Cambridge Univ. Press. 1986. P. 53–92.
  39. Sternberg R. J., Lubart T. I. Investing in creativity // Am. Psychologist. 1996. V. 51. № 7. P. 677–687.
  40. Torrance E. P. Discontinuities in Creative Development // Issues and advances in educational psychology. 1969. P. 154–163.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика