Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов субъекта (на примере учебной деятельности студентов) 1183

Прохоров А.О., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Казань, Россия, alprokhor1011@gmail.com
Юсупов М.Г., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, Казань, Россия, yusmark@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются рефлексивные, смысловые и динамические характеристики взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов. Показано, что рефлексивность и личностный смысл опосредуют взаимосвязь психических состояний и когнитивных процессов субъекта.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Изучение закономерностей взаимосвязи и взаимообусловленности психических состояний и когнитивных процессов является, как отмечал Л.С.Выготский, «жизненно важным» вопросом (Выготский, 1996, с.20). Наиболее полно эти взаимосвязи могут быть представлены в условиях учебной деятельности, где основная нагрузка ложится на познавательные функции (когнитивные способности), развитие которых, наряду со становлением личности обучающегося, является главной задачей системы образования.

Взаимосвязь психических состояний и когнитивных процессов. Модель взаимодействия. Рассмотрение вопроса специфически психологического содержания понятий «психическое состояние» и «когнитивный процесс» позволяет конкретизировать характер взаимосвязи между ними и выбрать адекватный проблеме метод эмпирического исследования. Теоретический анализ показывает, что как когнитивные процессы, так и психические состояния различаются по длительности, функциям, качественно специфическим характеристикам, по степени осознанности и возможностям саморегуляции, по нейрофизиологическим основаниям и др. (Ганзен, 1984; Левитов, 1964 и др.). В то же время многими исследователями подчеркивается их единство, которое обнаруживается в динамической взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех этапах психического развития (Выготский, 1996). Тесная взаимосвязь познавательных процессов и эмоциональных состояний выражает пристрастность субъекта, проявляющуюся в эмоциональной окрашенности познавательных процессов, избирательности внимания (Леонтьев, 2004, с.114). И тогда методологической основой изучения взаимосвязи психических состояний и когнитивных процессов может служить теоретическая модель взаимодействия (Пономарёв, 1976).

Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты взаимосвязи психических состояний и когнитивных процессов. Несмотря на интенсивное изучение собственно когнитивных процессов и психических состояний, исследования взаимосвязи между ними представлены недостаточно. Однако, с нашей точки зрения, задача поиска и выделения закономерностей взаимодействия психических состояний и когнитивных процессов с целью их последующего эмпирического рассмотрения является достаточно актуальной. Анализ теоретической и экспериментальной литературы позволяет выделить, по меньшей мере, три относительно самостоятельных направления исследований такого рода: рефлексивный, смысловой и динамический.

Литература
  1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. Изд. 2-е, испр. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. 408 с.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. 416 с.
  3. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. 235 с.
  4. Горбов Ф. Д. Детерминация психических состояний // Вопросы психологии. 1971. №5. С .20–29.
  5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 320 с.
  6. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. 320 с.
  7. Ильин Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Психические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С.73–83.
  8. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Ин-т психол. РАН, 2004. 424 с.
  9. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 344 с.
  10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. 352 с.
  11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 511 с.
  12. Марищук В. А., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990. 305 с.
  13. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976. 112 с.
  14. Носенко Э. Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №1. С. 16–25.
  15. Пашукова Т. И. и др. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. М.: Ин-т практ. психол., 1996. 239 с.
  16. Пейсахов Н. М. Закономерности динамики психических явлений. Казань: КГУ, 1984. 235 с.
  17. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 303 с.
  18. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2006. 560 с.
  19. Практикум по психологии / Под ред. А. И. Щербакова. М.: Просвещение, 1979. 302 с.
  20. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции. Казань: КГПИ, 1994. 168 с.
  21. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М.: Ин-т психол. РАН, 1998. 152 с.
  22. Прохоров А. О. Смысловая детерминация психических состояний // Психология психических состояний: Сборник статей / Под ред. А. О. Прохорова. Вып. 5. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. С. 11–28.
  23. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / Под ред. А. А. Бодалева. Л.: ЛГУ, 1976. 248 с.
  24. Самоукина Н. В. Стрессы достижения // Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. А. О. Прохорова. М.: ПЭР СЭ; СПб.: Речь, 2004. С. 335–339.
  25. Селиванов В. В. Мышление в структуре функционирования интеллекта человека // Психология когнитивных процессов: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А. Г. Егорова, В. В. Селиванова. Смоленск: Универсум, 2008. С. 154–167.
  26. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М.: Per Se, 2002.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика