Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

17 место — направление «Психология»

0,848 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,750 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Экспериментальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2072-7593

ISSN (online): 2311-7036

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/exppsy

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2008 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности интеллектуального развития детей 15–16 лет с разным опытом работы за компьютером 996

Безруких М.М., доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО, Москва, Россия
Комкова Ю.Н., аспирант Института возрастной физиологии РАО, yulianna-nik7@yandex.ru

Аннотация

Изучена структура интеллекта у детей старшего подросткового возраста с разным опытом работы за компьютером. Отмечено различное влияние опыта работы за компьютером на формирование отдельных компонентов интеллекта. Показано, что ранний опыт начала работы за компьютером (в 8 лет и ранее) оказывает стимулирующее влияние на развитие вербальных и математических способностей. Однако наиболее эффективным возрастом начала работы за компьютером для развития зрительно-пространственного восприятия и пространственного мышления является возраст 9–10 лет.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Компьютер и информационные технологии (ИТ) находят применение во все новых областях человеческой практики, оказывая воздействие на деятельность человека в целом. Многие исследователи полагают, что современные ИТ обладают необходимым потенциалом, способствующим психофизиологическому развитию ребенка, отмечая их положительное влияние (и, в частности, компьютерных игр) на показатели внимания (Могилева, 2007; Greenfield et al., 1994; Subrahmanyam, Greenfield, 1994; Yuji, 1996; Li, Atkins, 2004), зрительно-пространственного восприятия (Subrahmanyam, 1994; De Lisi, Wolford, 2002; Green, Bavelier, 2006; Castel et al., 2005), мышления (Могилева, 2007).

В то же время существует и противоположная точка зрения. Так, Кордес и Миллер в своем отчете «Критический взгляд на использование компьютеров детьми» высказывают предположение, что технология физически, социально и интеллектуально вредна для детей, а компьютеры вызывают социальную изоляцию (Cordes, Miller, 2000). Некоторые исследователи полагают, что воздействие видео- и компьютерных игр тормозит развитие внимания и может привести к синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) (Chan, Rabinowitz, 2006; Gentile, 2009). Так, в одном из исследований (Gentile, 2009) показано, что с большей вероятностью можно диагностировать СДВГ у детей 8–18 лет, для которых характерна чрезмерная, «патологическая» увлеченность видеоиграми (13,2 часа в неделю). В другом исследовании анализ продолжительных занятий видеоиграми и просмотра телевизора у подростков 13,5 лет показал снижение показателя вербальной рабочей памяти сразу после окончания компьютерной игры (Dworak et al., 2007).

Однако в некоторых исследованиях утверждается, что не стоит смешивать все виды использования компьютера, полагая, что в определенной степени компьютеры «служат катализатором положительных тенденций в развитии социального взаимодействия» (Clements, Sarama, 2003, р .4). Кроме того, есть авторы, которые высказывают предположение, что видео- и компьютерные игры («стратегии») могут способствовать развитию навыков управляющего контроля (Basak et all., 2008).

Литература
  1. Безруких М. М., Комкова Ю. Н. Интеллектуальное развитие мальчиков и девочек 15–16 лет. Психофизиологическая структура//Физиология человека. 2010.Т.36. №4. С.57.
  2. Безруких М. М., Комкова Ю. Н. Анализ опыта работы за компьютером школьников 14–16 лет // Новые исследования. 2008. № 2 (15). С. 22.
  3. Гриценко С. В. Дифференцированность когнитивных структур и ее связь с умственным развитием и свойствами нервной системы у старших подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: 1997. С. 19.
  4. Дроздова Т. В. Исследование креативности мышления в процессе решения компьютерных задач: на примере младшего школьника: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома: 1998. 284 с.
  5. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М.: Поколение, 2007. 303 с.
  6. Могилева В. Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Воронеж: 2003. С. 21.
  7. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987. 304 с.
  8. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра / Под ред. К. М. Гуревича. Обниниск: Принтер, 1993. 18 с.
  9. Basak C., Boot W., Voss M., Kramer A. Can training in real-time strategy video game attenuate cognitive decline in older adults? // Psychology and Aging.2008. V. 23. P. 765.
  10. Barlett C. P., Anderson C. A., Swing E. L. Video Game Effects – Confirmed, Suspected, and Speculative. A Review of the Evidence//Simulation & Gaming. 2009. V. 40. № 3 P. 377.
  11. Braun C. M. J., Giroux J. Arcade video games: Proxemic, cognitive and content analyses // Journal of Leisure Research.1989. V. 21. P. 92.
  12. Boot W. R., Kramer A. F., Simons D. J. et al. The effects of video game playing on attention, memory, and executive control // Acta Psychologica. 2008. V. 129. P. 387.
  13. Castel A. D., Pratt J., Drummond E. The effects of action video game experience on the time course of inhibition of return and the efficiency of visual search // Acta Psychologica. 2005. V. 119. Р. 217.
  14. Chan P., Rabinowitz T. A cross-sectional analysis of video games and attention deficit hyperactivity disorder symptoms in adolescents // Annals of General Psychiatry. 2006. V. 5. P.16.
  15. Clements D.H., Nastasi B.K., Swaminathan S. Young children and computers: Crossroads and directions from research // Young Children.1993. V. 48. № 2. Р. 56.
  16. Clements D. H., Meredith J. S. Research on Logo: Effects and efficacy // Journal of Computing in Childhood Education. 1993. V. 4. Р. 263.
  17. Clements D. H., Sarama J. Strip mining for gold: Research and policy in educational technology. A response to «Fool’s Gold» // Educational Technology Review. 2003. V. 11. № 1.
  18. Cordes C., Miller E. Fool’s gold: A critical look at computers in childhood // Alliance for Childhood.2000. Retrieved on March 7. 2005 (from http://www.allianceforchildhood.net.).
  19. De Lisi R., Wolford J. Improving children’s mental rotation accuracy with computer game playing // Journal of Genetic Psychology. 2002. V. 163. Р. 272.
  20. Dworak M., Schierl T., Bruns T., Strüder H. K. Impact of singular excessive computer game and television exposure on sleep patterns and memory performance of school-aged children // Pediatrics. 2007. V. 120. P. 978.
  21. Gentile D. A., Lynch P. J., Linder J. R., Walsh, D. A. The Effects of Violent Video Game Habits on Adolescent Hostility, Aggressive Behaviors, and School Performance// Journal of Adolescence. 2004. V. 27. № 1. Р. 5.
  22. Gentile D. A. Pathological video game use among youth 8 to 18: A national study // Psychological Science. 2009. V. 20. P. 594.
  23. Green C., Bavelier D. Effect of action video games on the spatial distribution of visuospatial attention // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2006. V. 32. Р. 1465.
  24. Greenfield P. M., deWinstanley P., Kilpatrick H., Kaye D. Action video games as informal education: effects on strategies for dividing visual attention // Journal of Applied Developmental Psychology. 1994. V. 15. P. 59.
  25. Hastings E. C., Karas T. L., Winsler A. et al. Young Children’s Video / Computer Game Use:Relations with School Performance and Behavior // Issues in Mental Health Nursing. 2009. V. 30. P. 638.
  26. Healy J. Failure to Connect: How Computers Affect Our Children's Minds – for Better and Worse. New York: Simon and Schuster. 1998. P. 122.
  27. Jackson L. A., von Eye A., Biocca F. A. et al. Does Home Internet Use Influence the Academic Performance of Low-Income Children? // Developmental Psychology. 2006. V. 42. № 3. P. 429.
  28. Li X., Atkins M.S. Early childhood computer experience and cognitive and motor development // Pediatrics. 2004. V. 113. № 6. Р. 1715.
  29. Mathews V. P., Kronenberger W. G., Wang Y. et al. Media violence exposure and frontal lobe activation measured byfunctional magnetic resonance imaging in aggressive and nonaggressive adolescents // Journal of Computer Assisted Tomography. 2005. V. 29. P. 287.
  30. McCarrick K., Li X. Buried treasure: The impact of computer use on young children’s social, cognitive, language development and motivation // AACE Journal. 2007. V. 15. № 1. Р. 73.
  31. McClurg P., Chaille C. Computer games: Environments for developing spatial cognition? // Journal of Educational Computing Research. 1987. V. 3. P. 95.
  32. Sims V., Mayer R. Domain specificity of spatial expertise: The case of video game players // Applied Cognitive Psychology. 2002. V. 16. P. 97.
  33. Subrahmanyam K., Greenfield P. M. Effect of video game practice on spatial skills in girls and boys // Journal of Applied Developmental Psychology. 1994. V. 15. P. 13.
  34. Subrahmanyam K., Kraut R. E., Greenfield P. M., Gross E. F. The impact of home computer use on children’s activities and development // The Future of Children. 2000. V.10. P.123 (http://www.futureofchildren.org).
  35. Yuji H. Computer games and information processing skills // Perceptual and Motor Skills. 1996. V. 83. Р. 643.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика